Скрытые смыслы в голливудских фильмах кинопродюсера Александра Невского и их влияние на подсознание зрителя | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 22.02.2016

Статья просмотрена: 3244 раза

Библиографическое описание:

Джанобов, М. К. Скрытые смыслы в голливудских фильмах кинопродюсера Александра Невского и их влияние на подсознание зрителя / М. К. Джанобов. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9863/ (дата обращения: 19.04.2024).



Скрытые смыслы вголливудских фильмах кинопродюсера Александра Невского иих влияние на подсознание зрителя

Джанобов Маликэраджи Киматович, помощник режиссера

ООО «Продюсерский центр «Ленфильм»

Кинематограф неслучайно называется важнейшим из искусств: силу его влияния на людей невозможно переоценить. Художественные фильмы формируют у зрителя парадигму мышления, тем самым программируя его на определенный стиль жизни. Так, например, культовый фильм Джона Дж. Эвилдсена «Рокки» закрепил у подрастающего поколения образ «американской мечты», показав, что каждый получает шанс стать успешным, однако, надо помнить, что удача любит подготовленных. [7, с.449]

Стоит заметить, что именно боевики формируют у молодежи правильное отношение к жизни, так как именно в них визуализируется образ настоящего мужчины, который должен стать для юного зрителя примером для подражания, что и объясняет популярность таких звезд экшн-кино, как Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Александр Невский и многих других. При этом драматические высказывания о добре и зле имеют меньшие шансы на коммерческий успех в кинотеатральном прокате. [5, с.248; 6, с.31]

Особую роль в экшн-индустрии играет, конечно же, Александр Невский — российский бодибилдер, который с успехом освоил актерское и продюсерское мастерство, выпустив на мировые экраны целый ряд знаковых голливудских блокбастеров — «Московская жара» (2004, прокатчик в России: «Каро Премьер»), «Форсаж Да Винчи» (2008, прокатчик в России: «Каскад»), «Убийство в Вегасе» (2010, прокатчик в России: «Top Film Distribution»), «Черная роза» (2014, прокатчик в России: «Кинография») и «Разборка в Маниле» (2016, прокатчик в России: «Люксор»). На первый взгляд, его фильмы кажутся простыми, в духе не обременяющих мозг боевиков 1980–1990-х годов, однако, истинный смысл картин Александра Невского гораздо глубже, чем кажется. [11]

Большинство персонажей Невского — российские герои, сотрудники правоохранительных органов. [9] Рассказывая даже самый сухой сценарий толстовским слогом, Невский создает лучшие образы милиционеров со времен Владимира Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя».

В самой первой картине Невского «Московская жара», вышедшей в 2004 году и с феерическим успехом прошедшей в 63 странах мира [8], Александр Александрович сыграл капитана милиции Влада Степанова, помогающего американскому дипломату в исполнении Майкла Йорка («Кабаре», «Остин Пауэрс: человек-загадка международного масштаба») найти убийц его сына, роль которого исполнил Эдриан Пол («Горец»). Влад Степанов — это современный богатырь, который «спал на печи триста лет», то есть служил на страже порядка в стабильной, оклемавшейся от лихих 1990-х Россией, и наконец получил возможность проявить себя, победив американских террористов.

В следующем фильме «Форсаж Да Винчи» Невский сыграл переехавшего из России в Соединенные Штаты Америки стритрейсера по кличке Волк, который отнимает деньги у наркодилеров и отдает детским домам. Помимо очевидной отсылки к Робину Гуду, стоит заметить, что борьба героев Невского со злом выходит на кардинально новый уровень. Если в «Московской жаре» он побеждал вирус терроризма, проникший в Россию не без помощи отечественных криминальных авторитетов, в «Форсаже Да Винчи» его герой переезжает в другую страну, чтобы там победить зачатки мирового зла, которое может проникнуть на его Родину. Таким образом, сакральный смысл фильма состоит в следующем: нельзя просто сидеть и ждать, когда зло придет, нужно устранять его в зачаточном состоянии. Знатокам кино это может показаться отсылкой знаменитого фильма «Терминатор», в котором играл старший товарищ Невского Арнольд Шварценеггер. Помимо этого, данный фильм можно назвать предсказанием мирового финансового кризиса 2008 года, поскольку фильм поясняет, что к проблемам нужно быть особенно хорошо готовым и уметь их предсказывать. Мало кто мог представить грядущий обвал экономики в апреле 2008 года, когда «Форсаж Да Винчи» вышел в прокат, тем более никто не мог о нем вообразить в 2005 году, когда начались съемки данной картины.

В 2010 году на экраны вышел фильм «Убийство в Вегасе», в котором Невский отошел от блестяще сыгранного образа народного мстителя в «Форсаже Да Винчи» и продолжил развивать образ человека, чья служба опасна и трудна, сыграв американского детектива российского происхождения Юрия Орлова, который расследует дело маньяка, который убивает русских девушек в Лас-Вегасе.

Антагонист героя Невского в фильме «Убийство в Вегасе» — фокусник-убийца Дариус в исполнении звезды «Назад в будущее» и «Титаника» Билли Зейна — в финале картины произносит весьма странный монолог, в котором среди прочего звучит следующая фраза: «Если жить по высшим кармическим принципам, может проявиться твой главный страх», после чего детектив Юрий Орлов в филигранном исполнении Невского убивает злодея.

У вдумчивого и внимательного к деталям зрителя сразу же возникают вопросы: какие именно кармические принципы имел в виду Дариус, и о каком страхе он вел речь. Ответ кроется в имени Александра Невского, который является тезкой-однофамильцем великого русского полководца, святого Русской православной церкви. Князь Александр Ярославович соблюдал и провозглашал следующие принципы: «Не в силе Бог, а в правде», «Жить не преступая в чужие части», «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет», то есть именно те принципы, которые воплощаются персонажами актера Александра Невского. Под кармой же принято понимать вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Таким образом, напрашивается очевидный вывод: детектив Юрий Орлов, равно как и другие герои Невского, является реинкарнацией полководца Александра Невского, который защищает невинных и слабых от зла. Дариус, как человек, обладающий интуицией и логическим мышлениям, сразу же это понял, тем самым предвидев кару за свои страшные преступления. Стоит заметить, что духовное сходство актера Невского с полководцем Невским отметил и банкир Олег Тиньков во время интервью с артистом [3].

После триумфа картины «Убийство в Вегасе» Невский временно вернулся в профессиональный бодибилдинг, три года подряд (с 2010 по 2012 год) получив титул «Мистер Вселенная», который в свое время носил Арнольд Шварценеггер. На наш взгляд, тот факт, что успешный продюсер и гениальный актер Невский решил на время свернуть столь удачно складывавшуюся карьеру в кинобизнесе, можно объяснить только тем, что Александр Александрович дал возможность своим старшим товарищам — Сильвестру Сталлоне, Джету Ли, Арнольду Шварценеггеру и многим другим — вернуться в строй и отвоевать статус звезд жанра экшн у перехватившего пальму первенства Александра Невского, выпустив экшн-трилогию «Неудержимые» с участием звезд голливудских боевиков конца 20 века.

Однако, Невский как опытный продюсер знает, что конкуренция — двигатель прогресса, помогающий и ему, и его старшим коллегам совершенствовать свою аудиовизуальную продукцию, в связи с этим получившийся перерыв в кинокарьере Невский использовал для формирования сценарного портфеля, разработав со своей командой целый ряд новых хитов.

Результатом этого стал выпушенный в 2014 году детектив «Черная роза», где российский полицейский отправляется в командировку в США, чтобы вместе с американской коллегой Эмили Смит в исполнении Кристанны Локен, прославившейся благодаря роли главного злодея в третьей части «Терминатора», ловить очередного маньяка. В отличие от предыдущих фильмов большую часть фильма герой Невского не дерется, а силой дедуктивного метода раскрывает личность убийцы. Таким образом, Александр Невский уловил тренд на проекты, где образ гениального сыщика Шерлока Холмса вплетен в современные реалии, как например, сериалы «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем и «Элементарно» с Джонни Ли Миллером. Образ Шерлока у Невского получил новое прочтение, ведь у данной версии Шерлока нет скверного характера или пристрастия к дурным привычкам, он ведет здоровый образ, позитивно смотрит на мир и занимается бодибилдингом, тем самым разрушая существующий стереотип о том, что культурист не может быть интеллектуалом. Данный стереотип разрушают не только персонажи Александра Невского, но и он сам, ведь у него два высших образования за плечами, восемь книг и пять голливудских блокбастеров.

Помимо этого, Александр Александрович проанализировал сильные и слабые стороны франшизы «Неудержимые» [4], выпустив альтернативный проект — режиссерский дебют Марка Дакаскоса «Разборка в Маниле» [12], где помимо Александра Невского с злодеями в лице Кэри-Хироюки Тагавы («Смертельная битва», «Перл-Харбор», «47 ронинов») и Маттиаса Хьюза («Кикбоксер-2») сражались персонажи Каспера Ван Дина («Звездный десант»), Дмитрия Дюжева («Бригада», «Жмурки»), Оливье Грюнера («Сават»), Дона «Дракона» Уилсона («Кровавый кулак») и Синтии Ротрок («Шанхайский экспресс»), которые затмили глубиной своих актерских переживаний ужимки коллег из «Неудержимых». [1]

В отличие от «Неудержимых», задачей сценаристов которого было всего лишь заставить зрителя развлечься, фильм Дакаскоса и Невского показывает, что в текущий момент времени победить зло можно лишь объединившись с другими героями. В то время как ангажированные американские СМИ пытаются поссорить народы России и США, в фильме «Разборка в Маниле» русский (Невский) и американец (Ван Дин) — напарники и друзья, которые вспомнили о своих боевых друзьях в лице русского (Дюжев), француза (Грюнер), японца (Уилсон) и американки (Ротрок), чтобы победить терроризм, у которого, как известно, нет национальности. [10] То есть фильм продвигает в массы идею антитеррористической коалиции, во главе которой стоит Россия.

Таким образом, фильмы Александра Невского имеют множество разных скрытых смыслов — и с точки зрения российской истории, и с точки зрения современной политики и экономики, доказывая, что добро должно быть не только с кулаками, но еще и с интеллектом и позитивным отношением к жизни [2], тем самым напутствуя подрастающему поколению, что здоровье — это не только стальные бицепсы и оптимальный процент выпираемости ребер, но и крепкие нервы и желание сделать мир вокруг себя лучше, что делает фильмы Александра Невского крайне полезными с точки зрения психологии.

Литература:

  1. 9 причин любить фильмы с Александром Невским [Электронный ресурс] // Котонавты: [сайт]. — URL: http://meownauts.com/razborka-v-manile/ (18.02.2016)
  2. Александр Невский: интервью после мастер-класса в СПбГИКиТ 10.02.2016 [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский Государственный Институт Кино и Телевидения: [сайт]. — URL: http://www.gukit.ru/video/2016/02/aleksandr-nevskiy-intervyu-posle-master-klassa-v-spbgikit-1002–2016 (18.02.2016)
  3. Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым: Александр Невский [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: http://www.youtube.com/watch?v=o0vklw_Albo (18.02.2016)
  4. Возвращение киногероев [Электронный ресурс] // Film.ru: [сайт]. — URL: http://www.film.ru/articles/vozvraschenie-kinogeroev (18.02.2016)
  5. Захаров С. М., Добренькова И. А. Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг. // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 248–253.
  6. Захаров С. М., Добренькова И. А. Проблемы монетизации драматического кино // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 27–31.
  7. Захаров С. М., Добренькова И. А. Стилистическая и драматургическая трансформация фильмов кинофраншизы «Рокки» // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 449–453.
  8. Интервью с Александром Невским: С самого начала и до наших дней [Электронный ресурс] // Filmz.ru: [сайт]. — URL: http://www.filmz.ru/pub/2/29796_1.htm (18.02.2016)
  9. Невский А. А. Мода на спорт вернется! // Союз. Беларусь-Россия. — 2007. — № 295. — С. 4.
  10. Невский А. А. Последнее, что нам нужно, это новая холодная война // Бюллетень кинопрокатчика. — 2015. — № 9 (110). — С. 52–54.
  11. Невский А. А. Я никогда не считал себя русским Шварценеггером [Электронный ресурс] // Фильм Про: [сайт]. — URL: http://www.filmpro.ru/materials/26667 (18.02.2016)
  12. «Разборка в Маниле» будет не хуже «Неудержимых» [Электронный ресурс] // Кинобизнес сегодня: [сайт]. — URL: http://www.kinobusiness.com/interview/razborka-v-manile-budet-ne-khuzhe-neuderzhimykh/ (18.02.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, Россия, герой, зло, Манила, образ, подрастающее поколение, США.

Похожие статьи

Образ русских на американском телевидении | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, Россия, Манила, США, подрастающее поколение, герой, зло, образ.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг». Ключевые слова: князь Владимир, отечественное кино, викинг, образ героя.

Стилистическая и драматургическая трансформация фильмов...

фильм, Россия, Манила, США, подрастающее поколение, герой, зло, образ. Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

Влияние современного кинематографа на нравственное...

Они находят себя в героях кинофильмов, применяя их образ, копируя их поведение, которые

фильм, ребенок, подрастающее поколение, полосатая пижама, социальное воспитание

Российская Федерация, Россия, подрастающее поколение, употребление ПАВ, подросток...

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь...

Особо быстрыми темпами киноиндустрия развивается в США и Индии, где она активно

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское мировоззрение, гражданское сознание, фильм, подрастающее поколение, воспитательная работа, главный герой.

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Герои индийских фильмов — это хранители национальных традиций, а во Франции главным героем часто выступает человек из народа, который побеждает зло при помощи единения с

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной.

Образ героя-подростка в западных научно-фантастических...

Образ героя-подростка в западных научно-фантастических и фэнтези-фильмах 21 века.

В то же время онлайн-ресурс «Кинопоиск» [3] утверждает, что более 1400 научно-фантастических и фэнтези фильмов было снято с 2000 по 2015 годы странами Западной Европы и США (при...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

Кино формирует мировоззрение подрастающего поколения, обогащает его

Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла.

Образ героя-подростка в западных научно-фантастических и фэнтези-фильмах 21 века.

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Героизм, проявляющийся в смелости, жертвенности, риске, формирует образ советского «героя».

Фильм оказался очень популярен и любим несколькими поколениями телезрителей.

Социально-педагогический потенциал советских...

Конечно же, фильмы отражают реальность, но она может оказаться слишком жесткой для подрастающего поколения, которое может выбрать неправильную модель поведения, подражая героям фильма.

Похожие статьи

Образ русских на американском телевидении | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): фильм, Россия, Манила, США, подрастающее поколение, герой, зло, образ.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг». Ключевые слова: князь Владимир, отечественное кино, викинг, образ героя.

Стилистическая и драматургическая трансформация фильмов...

фильм, Россия, Манила, США, подрастающее поколение, герой, зло, образ. Кассовые сборы российского драматического кино в 2010–2014 гг.

Влияние современного кинематографа на нравственное...

Они находят себя в героях кинофильмов, применяя их образ, копируя их поведение, которые

фильм, ребенок, подрастающее поколение, полосатая пижама, социальное воспитание

Российская Федерация, Россия, подрастающее поколение, употребление ПАВ, подросток...

Социально-нравственное воздействие киноиндустрии на молодежь...

Особо быстрыми темпами киноиндустрия развивается в США и Индии, где она активно

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское мировоззрение, гражданское сознание, фильм, подрастающее поколение, воспитательная работа, главный герой.

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Герои индийских фильмов — это хранители национальных традиций, а во Франции главным героем часто выступает человек из народа, который побеждает зло при помощи единения с

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной.

Образ героя-подростка в западных научно-фантастических...

Образ героя-подростка в западных научно-фантастических и фэнтези-фильмах 21 века.

В то же время онлайн-ресурс «Кинопоиск» [3] утверждает, что более 1400 научно-фантастических и фэнтези фильмов было снято с 2000 по 2015 годы странами Западной Европы и США (при...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном...

Кино формирует мировоззрение подрастающего поколения, обогащает его

Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла.

Образ героя-подростка в западных научно-фантастических и фэнтези-фильмах 21 века.

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Героизм, проявляющийся в смелости, жертвенности, риске, формирует образ советского «героя».

Фильм оказался очень популярен и любим несколькими поколениями телезрителей.

Социально-педагогический потенциал советских...

Конечно же, фильмы отражают реальность, но она может оказаться слишком жесткой для подрастающего поколения, которое может выбрать неправильную модель поведения, подражая героям фильма.