Методы и приёмы работы в современной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 18.12.2013

Статья просмотрена: 20957 раз

Библиографическое описание:

Шегаева, А. В. Методы и приёмы работы в современной школе / А. В. Шегаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4722/ (дата обращения: 18.05.2024).

Встатье приводятся новые методы познавательной деятельности, которые, по мнению автора, справедливо считать наиболее эффективными в современных условиях, что можно проследить на приведенном примере авторского урока.

Ключевые слова: современное образование, методы познания, образовательные технологии, деятельностный подход.

This article presents new methods of cognitive activity, which, in my opinion, rightly regarded as the most effective in today's conditions, as can be seen in the example of copyright lesson.

Keywords:modern education, methods of learning, educational technology, the activity approach.

Человек, не знающий ничего, может научиться; дело только в том, чтобы зажечь в нём желание учиться.

Д. Дидро

Время не стоит на месте. Изменения, постоянно происходящие в жизни, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Образование — важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современного мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Одна из главных задач современного российского образования — подготовка конкурентоспособной личности, обладающей универсальными компетенциями, применимыми в различных условиях. К сожалению, традиционные методы просвещения не всегда способны решить поставленную задачу. На смену им должны прийти новые более эффективные и адаптированные под XXI век инструментарии. В данной статье рассматриваются современные способы преподавания, направленные на совершенствование результата обучения в начальной школе.            В педагогике пути продвижения к цели традиционно принято называть методом. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение поставленных задач. В зависимости от характера познавательной деятельности методы можно разделить на следующие группы:

-                   Объяснительно-иллюстративный.Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;

-                   Репродуктивный.Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения, совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале;

-                   Проблемный.Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-поисковый метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы, а ученики проходят каждый из этапов, обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы;

-                   Исследовательский.Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения [2].

В зависимости от условий обучения педагог выбирает те, или иные способы работы с аудиторией. Как показывает практика, большинство современных учебных программ имеют нестандартный, развивающий подход к изучению материала. Поэтому работа по алгоритму, повторение готовых переданных знаний оказываются сравнительно менее эффективными.

Действия учителя меняется, он обращается к классу не с ответом, а с вопросом. Современными и востребованными становятся проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Использование выше перечисленных методов образуют основу деятельностного подхода, согласно которому, психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена. По Леонтьеву, человеческая жизнь — «совокупность, точнее система сменяющих друг друга деятельностей» [1]. Поэтому сведения, понятия, которые были сформулированы, либо доказаны учащимся самостоятельно имеют наибольшую практическую значимость, чем заученные навыки и операции. В соответствии с выбором методов обучения педагог выстраивает занятие. Рассмотрим основные содержательные линии современного урока.

Этап урока

Содержание

Используемые приёмы

Начало урока

Основой начала урока должна быть цель, самостоятельно поставленная учениками. Опыт показывает, что люди добиваются большего, чем запланировали, при условии, если они сами могут сформулировать цель

«Удивление»: «Что произойдёт если... или «Знаете ли вы что.».. Интересные и удивительные факты наук становятся начальной фазой познавательного интереса.

В начале урока педагог даёт загадку, ответ на неё можно узнать, изучив материал урока.

«Отсроченная загадка» «Почему у деревенских домов крыша в форме треугольника?»

Используется собственный опыт учащихся. На основе ассоциаций ученики формулируют тему, понятие или понятие

«Ассоциации на доске»

Демонстрируется в виде иллюстративного ряда, слов выписанных на доске и т. д.

Изучение нового материала

Смысл этого приёма состоит в выделении понятий. Ученик создаёт собственную классификацию на основе познавательного опыта.

«Модель будущих знаний»

С помощью разных цветов выделяются слова «всё понятно», «почти всё понятно», «50х50», «кое-что понятно», «ничего не понятно»

Современные исследования показали, что человеческий мозг усваивает лучше информацию тогда, когда она представлена в виде определенной модели, схемы, ассоциации.

«Ассоциативная схема»

Построение схемы зависит от возраста обучающихся. Для старшего и среднего возрастов подходят схемы с использованием геометрических фигур и стрелок, отражающих отношения понятий. Младшим школьников для лучшего восприятия можно предлагать главное слово (понятие) в виде рисунка и «лучиками» родственных слов

Данный способ работы позволяет погрузиться вглубь содержания изучаемого материала, а также формировать универсальные учебные действия работы с информацией

«Диалог Ривина»

Диалог предусматривает работу с тексом и изучение его абзацами. Чтобы выделить главную мысль каждого абзаца, работа ведётся по специальному алгоритму.

Рефлексия

Обнародование личной позиции, соотнесение её с мнениями других людей.

Данный вид работы не требует высказывания собственной позиции перед аудиторией. Процесс самоанализа облегчается, так как многие учащиеся испытывают затруднения при публичных

«Устная рефлексия»

Ученику предлагается начать высказывание со слов: На уроке я...

узнал..., понял..., научился..., на следующем занятии я хочу.»..

«Цветная феерия»

Каждый цвет соответствует определенному итогу занятия. Например, жёлтый «я всё понял», зелёный «были затруднения», красный «материал оказался для меня очень трудным» и т. д.

Вышеперечисленные методы и приёмы работы подходят для использования как на начальной ступени образования, так и в средней и старшей школах. Каждому педагогу важно помнить, что какой бы не был востребованный способ работы, успех обучения зависит от правильного соотношения индивидуальных особенностей учащихся, содержания образования и позиции педагога в учебно-воспитательном процессе.

Литература:

1.                 Деятельностный подход в обучении [Электронный ресурс]. — URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm (дата обращения: 12.12.2013).

2.                 Пидкасистый П. И. Педагогика. учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 375 с.

3.                 Садкина В. И. 101 педагогическая идея: как создать урок. — М. — 2014. — 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, слово, способ работы, учащийся, Ученик.

Похожие статьи

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по...

Классный руководитель регулярно социального педагога о результатах работы с учащимися, о достижениях учащихся данной категории.

Заключение. В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его...

Особенности методов обучения в начальных классах средней...

Известно, что методы обучения-это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ученика.

Методы и приёмы работы в современной школе. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение...

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Ключевые слова: начальные классы, математика, преподаватель, ученики, метод, способ, психология, задачи, воспитание.

Организация домашней учебной работы младших школьников.

Использование активных форм учебной работы на уроках...

Сложившиеся взаимоотношения влияют на учебную деятельность ученика и работу учителя с классом.

Учащийся подходит к доске, произнося фразу: «Я покупаю мяч потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?»

Роль личности учителя в формировании познавательного...

Вся система работы педагогов — доказательство того, что педагогика всегда была, есть и

И нет прекраснее того слова учителя, которое вырастает в убеждение ученика.

Интерес учащихся также возрастает, если учитель оценивает не только итог работы, но и пути и...

Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках...

Ключевые слова: уровень сложности, ученик, учитель, группа, ребенок, учебная деятельность

Задача педагога — грамотно организовать работу со слабоуспевающими детьми

задание, дополнительное задание, основное задание, учитель, учащийся, способ...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Ключевые слова:мастерство,педагог,мастер,учебный процесс.

Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся.

Такой стиль формирует отношение «учительученики». Но это не означает, что ученики должны...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

И здесь доброе слово педагога, его умение заметить и отметить пусть и не такие значительные, но все же успехи ученика, могут сыграть значительную роль в профессиональном

Важным показателем эффективности работы педагога это отношение учащихся к своему наставнику.

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия...

В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная форма регуляции взаимоотношений педагога и учащихся, учащихся и коллектива товарищей, учащихся и общества, как способ стимуляции активности школьников.

Похожие статьи

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по...

Классный руководитель регулярно социального педагога о результатах работы с учащимися, о достижениях учащихся данной категории.

Заключение. В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его...

Особенности методов обучения в начальных классах средней...

Известно, что методы обучения-это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ученика.

Методы и приёмы работы в современной школе. Другими словами, методы — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение...

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Ключевые слова: начальные классы, математика, преподаватель, ученики, метод, способ, психология, задачи, воспитание.

Организация домашней учебной работы младших школьников.

Использование активных форм учебной работы на уроках...

Сложившиеся взаимоотношения влияют на учебную деятельность ученика и работу учителя с классом.

Учащийся подходит к доске, произнося фразу: «Я покупаю мяч потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?»

Роль личности учителя в формировании познавательного...

Вся система работы педагогов — доказательство того, что педагогика всегда была, есть и

И нет прекраснее того слова учителя, которое вырастает в убеждение ученика.

Интерес учащихся также возрастает, если учитель оценивает не только итог работы, но и пути и...

Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках...

Ключевые слова: уровень сложности, ученик, учитель, группа, ребенок, учебная деятельность

Задача педагога — грамотно организовать работу со слабоуспевающими детьми

задание, дополнительное задание, основное задание, учитель, учащийся, способ...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Ключевые слова:мастерство,педагог,мастер,учебный процесс.

Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся.

Такой стиль формирует отношение «учительученики». Но это не означает, что ученики должны...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

И здесь доброе слово педагога, его умение заметить и отметить пусть и не такие значительные, но все же успехи ученика, могут сыграть значительную роль в профессиональном

Важным показателем эффективности работы педагога это отношение учащихся к своему наставнику.

Убеждение — основной способ коммуникативного воздействия...

В педагогическом процессе метод убеждения выступает как важная форма регуляции взаимоотношений педагога и учащихся, учащихся и коллектива товарищей, учащихся и общества, как способ стимуляции активности школьников.