Развитие познавательного интереса на уроках математики

Библиографическое описание: Холева О. В. Развитие познавательного интереса на уроках математики [Текст] / О. В. Холева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.).  — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 106-109.

Создание заинтересованного отношения к учению — проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня. От того, как удаётся развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения.

Ключевые слова: мотивация учения, познавательный интерес.

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К. Д. Ушинский

Введение

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников. Поэтому одной из центральных задач современной школы является формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

Согласно А. К. Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес [3]. В классической педагогике внутренним механизмом обучения является интерес (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.). По И. Ф. Гербарту интерес — синоним учебной мотивации. Л. С. Выготский считал, что образовательный процесс необходимо строить на «точно учтённых детских интересах» [1]. Как мотив учебной деятельности интерес рассматривали психологи: Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина и др. Многие из них опирались на труды С. Л. Рубинштейна, называвшего познавательный интерес ценнейшим мотивом учения. Современная дидактика признает познавательный интерес определяющим мотивом учебной деятельности. Понятие «интерес» трактуется в литературе очень широко. «Интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение…к предмету или непосредственно мотивируемой деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [4].

Как же воспитать у школьников познавательный интерес? Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач дидактики», — говорил Константин Дмитриевич Ушинский.

Из опыта работы учителя математики

Математика на протяжении всей истории человечества является составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом. Если же спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьёзно. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, поэтому одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития познавательного интереса.

Блезу Паскалю принадлежат слова: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Занимательность — необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Решение занимательных математических задач — это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. Уникальность занимательной задачи служит мотивом учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое в частности. К занимательным можно отнести задачи на перекладывание элементов или переливания, на отгадывание задуманного числа или зачеркнутой цифры, на составления магических квадратов, задачи на подсчет количества элементов фигуры или самих фигур, задачи, связанные с шахматными фигурами, и т. д.

Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют дидактические игры. Включенные в урок игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. В игровых формах обучения проявляется возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с большим интересом. Например, на уроках я предлагаю учащимся ребусы. Они с удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые ребусы в книгах или придумывают их сами.

На своих уроках я стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предложения и догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых фактов; творчески применять знания в новых ситуациях. Например, изучая в 6 классе признаки делимости на 3, 9, 10, 5 и 2, в качестве домашнего задания задаю учащимся вопрос: «Существуют ли другие признаки делимости?». Информация приводит к действию, потому что учащимся интересно, и экономит время, которого зачастую не хватает на уроке. Учащиеся находят ответ сами или с помощью литературы: признаки делимости на 100, 25, 4 и на 11, 17, 19 и т. д.

Доказательство теорем различными способами помогает воспитывать интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полёт фантазии, творческие способности. Например, одной из самых важных теорем является теорема Пифагора. После её изучения в классе даю учащимся домашнее задание — отыскать различные доказательства теоремы Пифагора и оформить их в виде реферата или математической газеты.

Для развития познавательного интереса при изучении математики полезны математические софизмы. По сути, математический софизм — это правдоподобное рассуждение, приводящее к неправдоподобному результату. Причём этот результат может противоречить всем нашим представлениям, но не так-то просто найти незаметную, а подчас и довольно тонкую ошибку в рассуждении. Авторы книги «Математические софизмы» пишут: «…эффектная демонстрация «доказательства» явно неверного результата, в чём и состоит смысл софизма, демонстрация того, к какой нелепице приводит пренебрежение тем или иным математическим правилом, и последующий поиск и разбор ошибки, приведшей к нелепице, позволяют на эмоциональном уровне понять и «закрепить» то или иное математическое правило или утверждение. Такой подход при обучении математике способствует более глубокому её пониманию и осмыслению и, кроме того, показывает, что математика — это живая наука, а не собрание закостенелых догм…» [2].

Для опровержения мнения о «сухости» математики устраиваю на уроках минутки поэзии «Математика в стихах». В стихотворной форме преподношу правила, понятия, формулы, решаю задачи в стихах. Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его более эмоционально насыщенным. Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: поэтическая речь воздействует на воображение, обуславливает внутреннюю активность, а то, что вызывает у учащихся эмоции, запоминается и осмысливается ими лучше.

Эстетический потенциал школьной математики в большой мере проявляется при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе. «Красивые» задания на координатной плоскости (нарисовать рисунок по данным координатам точек) вызывают интерес, так как они просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты. Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий. Многие учащиеся сами затем с удовольствием составляют рисунки по координатам.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала для мотивации учебного процесса. Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что «всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». Поэтому я знакомлю учащихся с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения. Также использую известные стихотворения: «Теорема Пифагора», «Смерть Архимеда», «На смерть Ковалевской», «Лобачевский» и др. Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Например, в 9 классе в изучение темы «Последовательности» включаю материал о завещании Франклина, о легенде о шахматах. Особый интерес представляют исторические задачи — это математические задачи, которые решались различными народами в разные времена и эпохи, и способствующие развитию мышления, памяти, воображения и представления.

Очень важно показывать взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. Интегрированный урок — это находка для учителя осуществить межпредметную связь. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Например, урок по теме «Симметрия» (геометрия, биология, изобразительное искусство) или урок по теме «Теорема Пифагора» (геометрия и история).

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке хорошо укрепляется за счёт опоры на жизненный опыт. Связь математики с жизнью проявляется, например, в 5 классе при изучении темы «Действия с десятичными дробями» (использую квитанцию по оплате за коммунальные услуги) или в 6 классе при изучении темы «Проценты» (услуги банка, подоходный налог, скидка в магазине). А в 6 классе при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» известен старинный приём с «долгом» (отрицательные числа) и «доходом» (положительные числа). При изучении темы «Масштаб» ученики с увлечением участвуют в конкурсе на лучшую планировку квартиры или садового участка.

Большой эффект в обучении даёт живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский заметил, что «детская природа требует наглядности», а Карл Фридрих Гаусс отмечал, что «математика — наука для глаз, а не для ушей». Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для обеспечения наглядности на уроках. Например, на этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. В старших классах на уроках стереометрии использование УМК «Живая геометрия» делает сложный учебный материал более доступным учащимся. Современная трёхмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране. Разумное использование ИКТ повышает эффективность уроков во много раз, так как мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому и ученики не могут быть пассивным, они активно принимают участие в процессе обучения.

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Для учащихся, проявляющих интерес к предмету, предлагаю факультативы. Назначение факультативных занятий — не только расширение и углубление теоретического материала, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развить интерес к предмету. В результате мои ученики регулярно участвуют и занимают призовые места в различных научно-практических конференциях, конкурсах и олимпиадах.

Во внеклассной работе по математике применяю: игры, викторины, выпуск математической газеты, придумывание и разгадывание математических кроссвордов и ребусов, написание математических сказок. Создание сказок — один из самых интересных для учащихся видов творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьёзные затруднения, придумал сказку, связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира — значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить». Наибольший воспитательный эффект в развитии познавательного интереса имеют массовые формы внеурочной деятельности. Главной из них является школьная декада математики с охватом всех учащихся 5–11 классов.

Заключение

Следует отметить,что формирование мотивации учения у школьников — процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся. Дьёрдь Пойа сказал: «Обучение — это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков». Действительно, для становления положительной устойчивой мотивации учебной деятельности следует использовать не один приём, а множество приёмов в определённой системе, в комплексе, потому что ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

Литература:

1.                 Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

2.                 Мадера А. Г., Мадера Д. А. Математические софизмы: Правдоподобные рассуждения, приводящие к ошибочным утверждениям. — М.: Просвещение, 2003. — 112 с.

3.                 Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.

4.                 Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979, 48 c.

5.                 Якиманская И. С. Как развивать учащихся на уроках математики. — М.: Педагогика, 1996. — 65 с.

Обсуждение

Оставить комментарий:

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий