Особенности самореализации и саморазвития личности массажиста в условиях непрерывного профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рязанов, А. В. Особенности самореализации и саморазвития личности массажиста в условиях непрерывного профессионального образования / А. В. Рязанов, Е. Ю. Шварцкопф, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3842/ (дата обращения: 29.04.2024).

Будучи включенным в микро-, мезо-, макро- и мегасреды, человек неустанно формирует и развивает различные способности, компетенции, определяет и достигает высоты, создает и потребляет различные блага, вступает в разнообразные процессы социально-педагогического генеза (воспитание, обучение, развитие, образование, социализация, адаптация, самодетерминация, саморазвитие, самовоспитание, самообучение, самообразование, самореализация, самосовершенствование и пр.).

Попытаемся определить понятия «самореализация» и «саморазвитие» в контексте профессиональной деятельности личности массажиста в условиях непрерывного профессионального образования.

Под саморазвитием будем понимать процесс и ресурс субъектно-средового генеза, определяющийся в способности человека ставить оптимальные цели своего развития и их достигать минимальным количеством ресурсов личностных преобразований и мультисредовых отношений, реализующих идеи гуманизма и здоровьесбережения.

Под саморазвитием личности массажиста будем понимать процесс определения конкурентоспособного продукта деятельности массажиста по выявлению путей оптимально формулируемых и реализуемых целей самостоятельного развития личности как уникальной целостности в структуре ведущей деятельности, где массаж является продуктом и ресурсом профессии, а его качество результатом обучения и образования, самосовершенствования и самореализации.

Под самореализацией будем понимать процесс самостоятельного поиска и достижения вершин в структуре ведущей деятельности и общения, опосредованных основными единицами противоречий субъектно-средового генеза — «хочу — могу — надо — есть».

Под самореализацией личности массажиста будем понимать результат его саморазвития и самосовершенствования, фасилитирующих постановку проблемы профессионального определения спроса и предложения на услуги массажа, осуществляемого на основе этических норм и принципов, а также законодательной политики в области предоставляемых услуг, качество которых зависит от факторов мультисредового генеза и субъектной позиции личности массажиста.

Попытаемся разобраться современных требованиях, предъявляемых к массажисту (специалисту по оказанию услуг определенного вида массажа, например, спортивного) через профессионально-формулируемые ценности и систему принципов работы массажиста, включенного в систему получения непрерывного образования как продукта современной социально-профессиональной среды, определяющей перспективы жизнедеятельности каждого субъекта в системе гуманизма, продуктивности и конкурентоспособности.

Особенности, практика и возможность оказания услуг в области массажа неоднократно подчеркивают необходимость грамотной подготовки специалиста к данной деятельности. Существуют требования [3, С. 65–66], предъявляемые к массажисту как субъекту профессиональной деятельности в контексте его подготовки к практике — это и физические данные, и сформированность ценностей профессиональной культуры и этики, и готовность выполнять данную работу в соответствии с предъявляемыми требованиями, и пр.

Итак, разберем совокупность ценностей, предопределяющих получение должного результата с позиции психологического комфорта и профессиональной грамотности массажиста, — это вежливость и этичность, умение слушать, терпение, ответственность, мотивация, честность, знание основ психологии и педагогики, осознанность. Поясним каждое качество-ценность. Вежливость и этичность позволяют специалисту по массажу расположить к себе человека, создать комфортную атмосферу доверия, что позволит максимально полно получить первоначальную информацию о состоянии здоровья организма, а также свести к минимуму психологическое напряжение. Во взаимодействии массажиста и пациента также важным будет способность к «слушанию» человека. Слышать человека нужно и на уровне слов, и на уровне тела человека, и на уровне интеллектуального и духовного познания и преобразования объективного внутри человека и вне его. В первом случае мы собираем первоначальную информацию по рассказу человека о его проблемах и недугах. Во втором — мы слушаем и пытаемся понять тело, чтобы выбрать определенную технику массажа. Третья составляющая обеспечивает определение и получение знаний о векторе преобразования сознания и деятельности личности, предопределяющих выбор здоровьесберегающих основ дальнейшего сосуществования на основе различных техник и методик ЗОЖ, ЛФК, массажа и пр. Терпение, по словам А. де Сент Экзюпери, позволяет открывать все двери, кроме того, ответственность обеспечивает массажисту понимание выбора безопасных для человека приемов, их интенсивность и продолжительность. Важно знать и мотивы профессиональной деятельности, т. к. будет лукавством, если не упомянуть материальные блага в условиях рыночной экономики, когда гарантированное выживание каждого отдельного субъекта не обеспечено никакими социально-профессиональными страховками, — ни одна профессия, полученная в процессе обучения и переобучения, не дает стопроцентной уверенности в будущем дне. И эта важная ценность специалиста по массажу, который идет по пути оптимизации излечения, а не по пути максимизации прибыли от каждого клиента, определяет механизм страховки от деформации личности-профессионала. Способность и стремление к восстановлению — фундаментальная синергетически и субъектно определяемая особенность человеческого. В процессе грамотно осуществляемого массажа данная способность оптимизируется. Важна в работе массажиста честность — нужно уметь честно озвучивать тот результат, который максимально можно получить, иначе человеку, получающему услугу массажа можно нанести непоправимый вред, что запрещено этикой массажиста, правилами и законодательством в области оказания услуг по массажу.

Этика и культура определяются еще и социально-педагогическим знанием, и компетентным использованием основ психологии и педагогики. Здесь осознанность выступает ключом для позитивного, эмоционально обогащения личности лексиром от самостоятельно получаемых травм и недугов субъектного генеза.

Попытаемся сформулировать систему принципов взаимодействия практикующего массажиста в условиях непрерывного профессионального образования:

I. Принцип поиска научного, полисистемного подхода в определении проблем и способов их решения на основе использования разнообразных тактик и техник, методик и технологий организации работы с пациентом, получающим услуги по массажу:

-               принцип вежливости и этичности, ответственности и терпения, честности и порядочности в профессиональной деятельности массажиста;

-               принцип гибкости и креативности в состоятельности практики в условиях оптимизации выбора методик и техник массажа при учете основного правила — «не навреди»;

-               принцип формирования гуманно-личностной мотивации деятельности;

-               принцип формирования коммуникативной культуры и культуры чтения и понимания субъектного, невербального отражения проблем здоровья в структуре ситуативного, субъектного формирования умения слушать и понимать тело и язык пациента;

-               принцип неустанного поиска и реализации идей и основ психологии и педагогики в контексте отраслевого, профессионального, специального, медицинского и прочих составляющих разделов и дисциплин;

-               принцип осознанности и достоверности в определении перспектив выбора разнообразных видов и техник массажа;

-               принцип позитивного восприятия «я» другого человека в контексте профессионально-этических отношений массажиста и пациента;

-               принцип соблюдения закономерностей и моделей взаимодействия массажиста и пациента, построенного на основе сохранения основных функций управления и этики в соответствии с объективно выявленными ограничениями и возможностями субъектов, среды и времени;

-               принцип соблюдения основ и специфики полисубъектного и мультисредового взаимодействия в системе социально-профессиональных отношений, выделения здоровьесберегающих приоритетов и моделей, построенных на основе реализации идей гуманизма и толерантности, реализуемых в профессиональной деятельности и общении массажиста и пациента;

-               принцип грамотности, компетентности и мастерства в предоставлении и оказании услуг по массажу;

-               принцип состоятельности личности массажиста в деятельности и общении, согласованной реконструкции модели формирования акмеаксиологических основ преобразования объективных составных собственного внутреннего мира и, как следствие, внутреннего мира пациента;

-               принцип оптимизации и рационализации в получении профессионального образования массажиста на основе его непрерывности и ориентации на субъектные и средовые возможности.

II. Принцип профессионального восстановления личности массажиста на основе грамотно подобранных методик самовосстановления в единстве духовного, телесного и интеллектуального:

-               принцип формирования культуры самостоятельной работы как социально-профессиональной страховки, фасилитирующей перераспределение энергии и ресурсов в условиях понимания критичности и состоятельности субъектно-средовых преобразований;

-               принцип формирования профессиональной культуры как результата и продукта саморазвития, самосовершенствования и самореализации;

-               принцип духовно-нравственного обогащения в структуре досуга и отдыха, фасилитирующих определение уровня притязаний личности массажиста, мотивации профессиональной деятельности и системного понимания процессов, в которые включается массажист;

-               принцип верификации и рефлексии в определении и дополнении модели профессиональной деятельности и общения;

-               принцип понимания основ и специфики образования в структуре полисубъектных отношениях социальной и социально-профессиональной аллергии;

-               принцип любви и уважения к продуктам своего профессионального труда как основе дальнейшего саморазвития и самореализации личности;

-               принцип культуросообразности и природосообразности в построении модели управления ресурсами и результатом профессиональной деятельности;

-               принцип дисциплинированности и ответственности в управлении качеством предоставляемых услуг по определенному виду массажа;

-               принцип создания условий для позитивной, коммуникативно-нравственной среды на основе использования ресурсов информационного и социального пространства, фасилитирующих оптимизацию поиска решения проблем субъективного и средового генеза;

-               принцип созидания в выборе модели накопления социально-профессионального опыта как основе обогащения ноосферного сознания личности-профессионала.

Поясним некоторые выше приведенные понятия.

Полисистемный подход — методологический подход, фасилитирующий поиск дополнительных ресурсов и решений в поле традиционного понимания и решения проблем современной гуманистической науки и практики, рассматривающей явление и событие на основе научного понимания системы взаимосвязанных продуктов и процессов ноосферного генеза, прямо и косвенно предопределяющих качество и способность среды и личности повышать и оптимизировать результаты научного труда и модификации, сохранения и верификации звеньев и элементов культуры и искусства.

Мультисреда — продукт жизнедеятельности человека, включенного в совокупность микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений в структуре профессионального и досугового (социального) взаимодействия.

Акмеаксиология — наука о высших общечеловеческих, гражданских и профессиональных ценностях, раскрывающая возможности и качество их формирования в процессе деятельности и общения.

Культура самостоятельной работы — способность личности самостоятельно определять и реализовывать перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, оптимизации сохранения и преумножения ценностей и богатств определенной профессии и социальной группы, модифицирующей возможность передачи социально-профессионального опыта средствами традиционной и новой информационной культуры как способов и форм преобразования объективного.

Литература:

1.                  vestnik.kuzspa.ru

2.                  Похоруков, О. Ю. Психосоциальная аллергия как феномен дидактогений и социально-профессиональных деструкций / О. Ю. Похоруков, О. А. Козырева, К. О. Матвеев, А. И. Иванова // Актуальные задачи педагогики (II): материалы Международной заочной научн. конфер. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: изд-во Молодой ученый, 2012. — С.14–16.

3.                  Саркизов-Серазини, И. М. Спортивный массаж: учебное пособие. — изд. 4-е / И. М. Саркизов-Серазини. — М.: Физкультура и спорт, 1963. — 248 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, принцип формирования, техник массажа, вид массажа, непрерывное профессиональное образование, оказание услуг, первоначальная информация, профессиональная культура, самостоятельная работа, социально-профессиональный опыт.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических...

Развитие в России среднего профессионального образования...

непрерывное образование, профессиональное образование, обучение, развитие системы, факультет, дополнительное профессиональное образование, профессиональная деятельность, Россия, Институт...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

3. Непрерывное обоснование высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов — включение в учебную деятельность задачи личностного роста молодых людей.

Опыт организации образовательного процесса для лиц...

— вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность; — формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся; — углубление знаний и умений, формирование практического опыта по массажу

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

Непрерывное профессиональное образование базируется на основных дидактических принципах, на которые мы опирались в своем исследовании: ‒ принцип многоуровневости

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.

Формирование профессиональной культуры будущих...

Современное общество, развитие которого обусловлено социально-экономическими преобразованиями, глобализационными процессами как в духовной сфере, так и в сфере материального производства и услуг...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Актуальность проблемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обусловлена требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда.

Непрерывное образование как условие профессиональной...

- релевантность (связь с жизнью индивида профессиональной и социальной деятельностью). Важной чертой практики непрерывное образование становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических...

Развитие в России среднего профессионального образования...

непрерывное образование, профессиональное образование, обучение, развитие системы, факультет, дополнительное профессиональное образование, профессиональная деятельность, Россия, Институт...

Особенности профессионального обучения студентов-психологов

3. Непрерывное обоснование высокой социальной значимости и востребованности будущей профессиональной деятельности студентов — включение в учебную деятельность задачи личностного роста молодых людей.

Опыт организации образовательного процесса для лиц...

— вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность; — формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся; — углубление знаний и умений, формирование практического опыта по массажу

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

Непрерывное профессиональное образование базируется на основных дидактических принципах, на которые мы опирались в своем исследовании: ‒ принцип многоуровневости

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию.

Формирование профессиональной культуры будущих...

Современное общество, развитие которого обусловлено социально-экономическими преобразованиями, глобализационными процессами как в духовной сфере, так и в сфере материального производства и услуг...

Самостоятельная деятельность студентов как условие...

Актуальность проблемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности обусловлена требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам, в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда.

Непрерывное образование как условие профессиональной...

- релевантность (связь с жизнью индивида профессиональной и социальной деятельностью). Важной чертой практики непрерывное образование становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения.