Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях

Библиографическое описание: Сафиязова Д. Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях [Текст] / Д. Ж. Сафиязова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 170-172.

Семья — это самое главное, что есть у каждого из нас. В Республике Узбекистан издревле почитают и берегут семейные узы как одно из богатств народа, ибо здоровое общество и сильное государство формируются на основе прочной семьи [1, с. 131].

В семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурного развития, которые формируют в дальнейшем нормы его поведения, обогащают внутренний мир. Семья в значительной мере стимулирует его социальную и творческую активность, способствует формированию всесторонне развитой личности. Стабильность института семьи, его устойчивость являются гарантом успешного и всестороннего развития страны в целом.

У каждой нации и народности есть семейные традиции и связанные с этим правовые отношения. Узбекская семья имеет свои особенности. Жизнь и подвиги наших великих предков, не жалевших себя во имя чести и достоинства, сохранила и донесла до нас история. Тумарис самоотверженно боролась с захватчиками, чтобы защитить честь и свободу, прежде всего своей семьи. Алпомыш отправился в далекие калмыцкие степи, чтобы освободить возлюбленную Барчиной. Легендарный полководец Амир Темур превыше всего ценил семейную честь и достоинство.

Система воспитания, созданная народом Узбекистана, на протяжении многих исторических эпох всегда служила могучим средством передачи социального опыта, накопленного прежними поколениями. Узбекская народная педагогика обладает исключительно богатым фольклорным материалом: эпические поэмы, разнообразные сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки. Все они имеют непреходящее познавательное и воспитательное значение, не утратившее своей актуальности и в настоящее время.

Во всех жанрах узбекского устного народного поэтического творчества ребенок и его воспитание занимают большое место. В пословицах и поговорках ярко выражено радостное отношение к родившемуся ребенку, любовь к нему, забота о его будущем: «Дом с детьми — смех, кутерьма, без детей дом, что тюрьма», «Сын и дочь, что твои глаза во лбу», «Ум — с годами, воспитанность — с детства». Подчеркивается ответственность за его правильное воспитание. Идея труда занимает особое место в народной педагогике. Труд — это главное условие воспитательного процесса. Формирование у молодежи трудолюбия связано со становлением умственной зрелости, физического здоровья, нравственных и эстетических начал в человеке [3, с. 285].

Основные принципы узбекской семьи — это святость брака, ответственность родителей за воспитание детей и долг детей перед родителями, взаимное уважение и согласие, защита семейной чести и достоинства.

Традиции являются неотъемлемой частью образа жизни и национальной культуры народа Узбекистана, занимают высокое место в системе ценностей и установок. Самые прочные семьи создаются на основе местных обычаев и традиций.

За годы независимости Узбекистана исторические культурные ценности и самобытные национальные традиции, в том числе связанные с институтом семьи, не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие в нашем обществе.

Граждане Узбекистана рассматривают это как процесс роста национального самосознания, возвращения к основным истокам народа. Сегодня семейные ценности вновь возрождаются вместе с узбекским народом.

В узбекских семьях сохраняются высокий авторитет и уважение к родителям. Продолжает расти процент граждан, убежденных в необходимости получения родительского благословения для вступления в брак. Каждый второй житель страны уверен, что для создания семьи необходимы материальная независимость молодоженов и взаимная любовь. Однако сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать друг другу и родителям, с которыми остается обычно младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья по–прежнему считает своим достоянием и поэтому уделяет большое внимание воспитанию родственных чувств у детей.

Большинство наших граждан уверено, что семью можно считать состоявшейся и счастливой, когда в ней есть согласие, мир и спокойствие взаимопонимание и взаимоуважение, любовь и духовное родство, а также материальный достаток, обеспечивающий хороший уровень жизни. Семья счастлива тогда, когда в ней есть дети.

Ребенок в течение значительной части своей жизни находится в окружении семьи. В процессе общения с матерью, отцом, братьями, сестрами и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Он видит, как родители относятся к нему, друг к другу, к окружающим, и на основе этого у ребенка складывается свое ощущение мира, своя система отношений. Нравственный климат семьи, ее благополучное состояние также складываются из таких составных, как гармоничные взаимоотношения супругов, их равенство, взаимопонимание. И в этом процессе нельзя забывать об основной роли и заслугах женщин в обеспечении благосостояния семьи, являющихся хранительницами домашнего очага, символом теплоты, доброты, уюта и процветания семьи. До сих пор сохранилась традиция исполнять колыбельную песню — «алла». Хотя для ребенка, лежащему в колыбели, она еще непонятна, однако ласковые слова, нежная мелодия положительно воздействуют на него. Становясь старше, он начинает осознавать смысл песни, понимать наказы и пожелания матери.

Отношения, обстановка, атмосфера в семье — вот что важно для ребенка, как для будущего полноценного успешного человека. Один из основателей узбекской литературы Гафур Гулям считал, что именно от родителей зависит, каким вырастит их ребенок, займет ли в обществе достойное место. Он говорил, что необходимо строго контролировать учебу детей, приобщать их к труду, в семейном воспитании опираться на проверенные веками традиции народной педагогики. Поведение родителей, их отношение к людям, к труду, требовательность к детям уважение их достоинства — существенные факторы, обеспечивающие формирование ребенка. Великий узбекский писатель Абдулла Кадыри в своих произведениях писал об узбекской семье, о ее гостеприимстве, об этике семьи, родственных отношениях, уважении к старшим, к женщине–Матери.

Поэтому всемерная поддержка и укрепление этого важного социального института, особенно молодых семей, стала в Узбекистане одним из приоритетов государственной политики в годы независимости.

Сохраняется и традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства. Эта традиция превратилась в одну из черт национальной культуры узбеков, их характера и психологии.

Возрожденный за годы независимости в стране институт махалли играет важную роль в обеспечении участия народа в решении актуальных вопросов жизни общества, являясь основой системы самоуправления граждан. Махалля исторически и в современном понимании всегда выступала и выступает как четко выраженная социальная, культурная и духовная общность людей, связанных единым местом проживания, общими социальными и другими интересами. Именно здесь часто формируется коллективное мнение по актуальным вопросам экономики, социальной и культурной жизни, определяются правила поведения людей в обществе. «Махалля — для каждого отец и мать» — гласит народная мудрость. Это объединение граждан по месту жительства, которому в мире нет аналогов, помогающее всем решать общие задачи в самом хорошем смысле общины. Имея тысячелетнюю историю, она и сегодня остается центром семейно-бытовых и религиозных обрядов и праздников. Здесь бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение лучшие традиции. Это школа жизни во всех смыслах, которая формирует моральный облик человека. Здесь вместе радуются, всем миром спешат на помощь в трудную минуту, устраивают хашар и помогают построить дом. А если кто-то посадил плодоносное дерево, то все могут взять его черенки и посадить у себя. Так уж повелось в народе издревле. Одно из направлений деятельности махалли — формирование высокой духовности в деле воспитания и становления активной гражданской позиции у ее жителей. Аксакалы при этом не только решают повседневные вопросы бытового характера, но и несут людям идею национальной независимости и основы духовности, способствуют их утверждению в обществе, показывая при этом личный пример.

Каждый обряд имеет большое значение для узбекского народа и каждая семья почитает традиции этих обрядов, несмотря на то, что, на сегодняшний день во многих странах начинают отходить от некоторых традиций и семейных ценностей.

Человек как социальное существо от рождения и до смерти может гармонично развиваться только в обществе, среди других людей. Процесс социализации является основным индикатором становления индивида, однако деятельность в обществе требует от человека соблюдения установленных предписаний и сложившихся традиций. Нормам морали, элементарным правилам, необходимым для будущей жизни, можно обучиться лишь в семье [4, с. 257].

Семья в жизни каждого человека играет большую роль. Человек, который вырос в доброй семье, всю жизнь благодарит ее за радость. Человек, который вырос в трудной семье, всю жизнь благодарит ее за науку. Семья — это самые дорогие и близкие люди.

Семья — это особый коллектив, играющий в воспитании ребенка важнейшую роль. И только мудрая и любящая семья может это обеспечить. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий. Здесь мы можем услышать о себе то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем рассчитывать на понимание и поддержку родных. Без семьи человек не может жить.

Для полноценного воспитания детей наличие семьи является необходимым условием. Только влияние семьи, только родительское внимание и обучение способно сделать из ребенка настоящего, полноценного человека, развитого как физически, так и психологически, и интеллектуально. Именно внутрисемейные отношения формируют личность.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни. С самого рождения человек попадает в общество.

Уважение к личности и семье сегодня является фундаментом социальной политики нашего государства. Проблемы семьи ныне становятся приоритетом экономического и политического развития Узбекистана, его социальной сферы. Усиление внимания и заботы о молодых семьях, обеспечение их правовой и социальной защиты, оказание широкой материальной и моральной поддержки семьям заслуживают ныне высокой положительной оценки и даже вызывают своеобразный интерес по изучению опыта Узбекистана со стороны международного сообщества.

В настоящее время все более эффективной становится работа по дальнейшему укреплению этого института в нашей стране. Государственная программа «Год семьи», направлена на повышение роли и значения семьи в дальнейшем совершенствовании духовных основ общества, а также на усиление внимания вопросам улучшения условий и уровня жизни каждой семьи. Цель программы заключается в упрочении института семьи как основы общества, усилении ее правовой и социально-экономической защиты. Выявляется приоритетность реализации задач по оказанию материальной и моральной поддержки молодым семьям, их предпринимательским качествам, по обеспечению жильем, а также созданию современных социально-бытовых условий [2, с. 99].

Актуальность значения обеспечения семейного благополучия проявляется сегодня в реализации целевых программ «Здоровая мать — здоровый ребенок», «Потребительские кредиты молодым семьям», в деятельности Научно-практического центра «Оила», фонда «Соглом авлод учун» и других общественных организаций. На организуемых ими мероприятиях популяризируются лучшие узбекские семейные традиции и обычаи. Это способствует воспитанию у молодежи здорового отношения к семье.

В Узбекистане сформированы все условия для создания здоровой семьи. В нашей республике высока значимость института семьи для абсолютного каждого гражданина страны. Это связано с тем, что основное предназначение они видят, прежде всего, в обеспечении и укреплении стабильности в стране и обществе, в воспитании гармонично развитого молодого поколения.

Литература:

1.         Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т.: Ўзбекистон. 1997. — С.131.

2.         ОГосударственной программе «Год семьи»: постановление Президента РУз от 27.02.12 № ПП-1717 // Собрание законодательства РУз. — 2012. — № 10. — С. 99.

3.         Антология педагогической мысли Узбекской ССР. — М.: Педагогика. 1986. — С. 285–286.

4.         Педагогика: учебник для институтов физической культуры /под ред. В. В. Белоусовой и И. Н. Решетень. — М.: Физкультура и спорт. 1986. — С. 256–257.

Обсуждение

Оставить комментарий:

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий