Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахтина, О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан / О. Б. Бахтина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3747/ (дата обращения: 29.04.2024).

В Послании Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного развития человеческих ресурсов государства. Сильному Казахстану нужны сильные личности.

«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» — призывает Н. А. Назарбаев нас, казахстанцев.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.

Считаю, духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Духовное воспитание может брать свои силы в каждом явлении мира. Значит, любой учебный предмет может стать средством формирования нравственности, доброго характера детей. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом из уроков. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки: например, на уроках математики вместо того, чтобы просто научить детей складывать, умножать и делить, я придумываю задачи, для решения которых необходим нравственный поступок. Пример: «Бабушка медленно шла из магазина. В руках у неё были две сумки общим весом 6 кг. Азамат помог ей донести одну сумку, которая была потяжелее другой. Сколько весила эта сумка, если ноша бабушки благодаря помощнику облегчилась в 3 раза?» То есть материал ввожу в содержание задач или в зашифрованные задания. На уроках окружающего мира материал распределяю по классам соответственно темам разделов. Например, рассказывая о странах, где выращивают разные виды сельскохозяйственных культур, я объясняю, как мы все в этом мире взаимосвязаны. В Казахстане не растут лимоны и бананы. Но мы их получаем из стран, с которыми дружим. Взамен мы отправляем им то, чего нет у них. На полях нашей республики выращивают пшеницу. Это очень нужный труд. Что будет в случае неурожая или если хлеб пропадёт? Придётся его покупать за границей. На это уйдут большие государственные деньги. В таких беседах прививаются детям чувство благодарности к тем, кто добросовестно трудится, обеспечивая нас продуктами питания, бытовыми товарами или оказывая разнообразные услуги.

Если говорить об уроках литературы, то здесь вовсе неограниченные возможности для духовно-нравственного воспитания детей. Каждое произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Поэтому стараюсь строить уроки по законам искусства (художественный анализ произведения) закон трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Уроки посвященные сказкам «Иван — царевич и Серый Волк», «Сивка — Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина за добро добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

На уроках русского языка главным для меня является повышение грамотности учащихся. Моя задача заключается в подборе обучающего дидактического материала, воспитательного характера. Использую такой вид работы, как «Орфографический бой»

А…уратный л…нивый

Чес…ный завис…ливый

Добрый нечес…ный

Люб…знательный упрямый

Труд…любивый грубый

…тзывчивый неа…уратный

Задания: спишите слова, объясните орфограммы, выделите часть слова, в которой пропущена орфограмма. Определите части речи. Предположите, почему слова разделены на 2 группы. Найдите и запишите антонимы.

Для выявления уровня осознанности нравственной категории и оценки наличия их у себя провожу методику «какой я». Предлагаю уч-ся оценить себя. Написать рядом с такими качествами, как аккуратный, честный, добрый, ленивый, упрямый, грубый, одно из слов: всегда, иногда, никогда.

Задаю вопрос на размышление: какого человека можно назвать добрым?

Предлагаю привести примеры из жизни. (например, дети приводили такой пример: «Мой папа снял с дерева котёнка, значит он добрый и т. д.)

Затем вспоминаем вместе все пословицы, связанные с этим понятием.

«Доброе дело в воде не тонет», и т. д.

Для активизации внимания практикую зрительные диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения. «Глаза честного- его весы», «Ум-одежда, которая никогда не износится».

На уроках изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.

Дети смогут без труда запомнить даты исторических событий, если с ними связать какие-то переживания. «Дочь казахского народа Алия Молдагулова пошла добровольцем на фронт.До Казахстана не доносились взрывы бомб и грохот орудий. Но была единая Родина –Советский Союз. Алия погибла за неё…» Из любого исторического опыта дети должны уметь извлекать урок. Если ребёнок сумел найти что- то важное для себя в событиях прошлого, это и факты и даты непременно останутся у него в памяти.

Урок «Самопознание»- место разнообразных коллективных действий и переживаний, учит простым истинам, как стать Человеком; происходит накопление опыта нравственных взаимоотношений. Практической базой моих уроков являются исторические и житейские рассказы, притчи, сказки, стихотворения. Использую на уроках «Самопознание» комплексный дидактический материал по нравственной тематике, содержащий проблемы, а также занимательный материал. Благодаря этому, школьники учатся лучше понимать друг друга, формируется нравственное поведение через постижение таких общечеловеческих ценностей, как добро, истина, красота, духовность.

Обязательным элементом уроков «Самопознание» является обращение к личному опыту учащихся, и их размышления по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Так как в практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Использую личностно-развивающие ситуации, а именно:

-          проблемная, когда идёт поиск новых знаний для решения проблемы;

-          прогностическая — направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

-          конструктивная — предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

-          оценочная — направлена на формирование и развитие навыков оценки;

-          аналитическая — используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

-          репродуктивная — предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения;

Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия; оно складывается постепенно, и во многом зависит от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит.

Особое место на моих уроках самопознания занимают игры, стимулирующие школьников к активным ценностным действиям.

Игра — драматизация по готовому тексту.Подбирается литературный текст, который должен быть коротким, ярким, поддерживающим ключевую идею.

Например, в ходе беседы на тему: «Что такое отзывчивость?» можно провести игру — драматизацию по стихотворению А. Барто «Рукавички я забыла». Интонация, мимика, удачное разыгрывание контрастных образов — доброй и жадной девочек, несомненно, будут способствовать глубоко эмоциональному восприятию идеи стихотворения.

Игра — ассоциация «Человек — солнышко» (рисую крупным планом человечка). Спрашиваю, что можно о нём сказать. Ничего. Вопрос уточняю: можно ли сказать, что он воспитанный, приятный для окружающих? Нет. Ребятам предлагаю «наградить» человечка такими качествами, благодаря которым его можно было назвать культурным, воспитанным. По мере ответов (добрый, терпимый, приветливый) рисую вокруг игрового человечка длинные линии солнца. В каждый луч вписывается положительное качество. Так детей подвожу к мысли, культурный человек-это солнышко для других людей -светит, греет, улыбается…

«Цветовые ассоциации». Игра способствует более глубокому осознанию положительных и отрицательных качеств человека через ассоциативное цветовое восприятие.Ребята получают задание:раскрасить качества человека цветами радуги.Какой цвет вы выбрали для скромности?Почему?(Для хвастовства,для тактичности, сдержанности и т. д.) Главное в этой игре-выбор относительно точной ассоциации и её обоснование.

Способствует повышению эффективности учебного процесса рассказывание историй (притч, сказок, стихов и их обсуждение).

Важность такого общения взрослых с детьми особо отмечал казахский просветитель И.Алтынсарин.

Замечаю, что ребята меняют свое поведение, затихают и становятся сосредоточенными зрителями и слушателями, когда им рассказывают сказки. Потому что у детей в этом возрасте необыкновенное воображение.

Они верят, что деревья и животные разговаривают и волшебные существа для них также привычны, как обыкновенные люди

Необходимо соблюдать указания для отбора рассказов:

1.                      При выборе рассказа надо обратить внимание на его продолжительность.

2.                      Рассказ должен быть подобран к теме урока.

3.                      Рассказ должен не только помочь ребенку осознать какую — то ценность, но и развивать в нем умение выражать свое мнение.

4.                      Истории и рассказы следует выбирать с учетом возрастных особенностей ребенка.

Источники для рассказов: народные сказки, стихи, басни, мифы, исторические книги для детей, жизнеописания знаменитых людей, притчи и поучения великих пророков, детская литература.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваю в рамках мониторинговых процедур, а это: экспертные суждения (родителей); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей. (Использовала: изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н. Е. Богуславской); диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н. П. Капустиной, Л. Фридмана); диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла;

Таким образом, благодаря использованию вышеперечисленных форм работы, созданию воспитательной среды, активизировалось в классном коллективе межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, демонстрируется мотивация учащихся к реализации нравственно-духовных ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Литература:

1.         Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010»

2.         Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2005.-1142. 3..

3.         Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов — Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. — 277 с.

4.         Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г

5.         Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Том 2, — 69 с.

6.         Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

7.         http://bobek.kz Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Б?бек»

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, ребенок, урок, сказка, игра, рассказ, ценность.

Похожие статьи

Сказка как средство развития социокультурных ценностей...

Именно образы сказок помогают формировать образный уровень постижения ценностей. Зрительный образ служит опорой для прослеживания событий.

Сопереживание герою сказки или мультфильма сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.

Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста

Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как

2 вариант: игра — драматизация по сюжету сказки. Рассказывание сказки, с помощью пальчикового или перчаточного театра, разыгрывание сказки по ролям.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Среди психологически-коррекционных сказок выделим сказки для тех детей, кто боится темноты, сказки

Сказки учат понимать ценности отрицательных чувств, актуализируют

Сказки и метафорические рассказы с их эмоциональными убеждениями та ценностными...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Через игры-драматизации или театрализованные игры дети воссоздают конкретные образы из сказок, используя такие

8. родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.

Метод моделирования как способ обучения дошкольников...

В процессе этой игры дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращение, волшебство (волшебные слова, предметы и их действие).

Традиционное использование русской народной сказки...

Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения.

«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим...

«Когда живется дружно, что лучше может быть»

Есть надежда, что дети, познакомившись со стихами, рассказами, сказками, будут лучше понимать ценность, всё

Добрые чувства к людям иных национальностей надо воспитывать в сюжетно — ролевых, творческих играх, дети в роли украинцев, казахов, киргизов, проявляют...

Методическая разработка занятия «Поступки. Привычки. Характер»

Сказка Маленький принц носит воспитательный характер. Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале... Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его. Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний.

Народные игры «Карусель». Игра-драматизация по сказке «Терешечка». Конструирование из конструктора «Дом для куклы».

Похожие статьи

Сказка как средство развития социокультурных ценностей...

Именно образы сказок помогают формировать образный уровень постижения ценностей. Зрительный образ служит опорой для прослеживания событий.

Сопереживание герою сказки или мультфильма сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре.

Как рассказывать сказку детям дошкольного возраста

Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как

2 вариант: игра — драматизация по сюжету сказки. Рассказывание сказки, с помощью пальчикового или перчаточного театра, разыгрывание сказки по ролям.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Среди психологически-коррекционных сказок выделим сказки для тех детей, кто боится темноты, сказки

Сказки учат понимать ценности отрицательных чувств, актуализируют

Сказки и метафорические рассказы с их эмоциональными убеждениями та ценностными...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Через игры-драматизации или театрализованные игры дети воссоздают конкретные образы из сказок, используя такие

8. родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.

Метод моделирования как способ обучения дошкольников...

В процессе этой игры дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращение, волшебство (волшебные слова, предметы и их действие).

Традиционное использование русской народной сказки...

Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения.

«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим...

«Когда живется дружно, что лучше может быть»

Есть надежда, что дети, познакомившись со стихами, рассказами, сказками, будут лучше понимать ценность, всё

Добрые чувства к людям иных национальностей надо воспитывать в сюжетно — ролевых, творческих играх, дети в роли украинцев, казахов, киргизов, проявляют...

Методическая разработка занятия «Поступки. Привычки. Характер»

Сказка Маленький принц носит воспитательный характер. Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале... Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его. Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний.

Народные игры «Карусель». Игра-драматизация по сказке «Терешечка». Конструирование из конструктора «Дом для куклы».