Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Князева, Ю. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ / Ю. Н. Князева, Т. В. Гаус. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3717/ (дата обращения: 20.04.2024).

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

Мы считаем, что современное образование станет продуктивным только тогда, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагоги должны быть современными — разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создать такие условия, в которых ребенок научится сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности. Другими словами, удовлетворит свою потребность к самореализации, проявлению своей деятельной натуры.

И только тогда мы сможем воспитать эмоционально-отзывчивого, физически развитого, активного, любознательного и общительного ребёнка в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными современным дошкольным образованием.

ФГТ акцентируют внимание на активизацию инновационных аспектов деятельности дошкольников посредством использования педагогами информационно-коммуникационных технологий. Так, в приказе Министерства образования и науки РФ № 2151от 20.07.2011 года «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указаны требования к активному использованию педагогами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

И действительно, использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:

  • сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

  • существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

  • обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;

  • активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

  • развить интегративные качества дошкольника.

И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» используются мультимедийные презентации. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в программе Power Point в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы.

Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника.

Используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое. При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.

С целью эффективного методического сопровождения интегративных форм развивающей непосредственно образовательной музыкальной деятельности разработана и активно используется в практической деятельности серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки». При создании мультимедийных пособий использовались следующие компьютерные программы:

  • ProShow Product (программа для создания видео);

  • Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);

  • Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);

  • Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);

  • PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).

Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» разработана в соответствии с ФГТ, опираясь на Рекомендации по созданию учебной продукции по дошкольному образованию (Письмо Министерства образования РФ № 680/23–16 от 05.07.2001 г.), с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Данные мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы. Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Слушание» НОД.

Серия «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты», «В мире марша», «Струнные инструменты», «Разные виды оркестров», «Семь нот», «Где живут звуки?».

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.

Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.


Литература:
  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. заведений, М. «Академия», 2008.

  2. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011. (http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214673.pdf)

  3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная область, основная общеобразовательная программа, пособие, Игровая теория музыки, образовательная музыкальная деятельность, освоение детьми, презентация, воспитательно-образовательный процесс, детский сад.

Похожие статьи

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения

3. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Поэтому, говоря о личностно-ориентированном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада, мы, прежде всего, имеем ввиду отношение педагога к ребенку как к субъекту любого вида деятельности...

Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности...

ИКТ, дошкольное образование, ребенок, педагог, воспитательно-образовательный процесс, вычислительная техника, интерактивное оборудование, информационное общество, образовательный процесс, DVD.

Развитие творческих способностей детей посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, ребенок, дошкольный возраст, обучение детей, современная жизнь, образовательный процесс, музыкальная деятельность, дошкольное учреждение, воспитательно-образовательный процесс, игра.

Система работы с музыкально-одарёнными детьми...

Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации. Авторы: Кривомлина Ольга Владимировна, Чабаненко Карина Раисовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и

Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей.

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены.

Патриотическое воспитание в современном дошкольном...

Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до

Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной...

Организация воспитательного процесса по развитию...

Данная образовательная область направлена на развитие музыкальной детской деятельности.

Требования ФГОС предусматривают применение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а...

Похожие статьи

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения

3. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Поэтому, говоря о личностно-ориентированном подходе в воспитательно-образовательном процессе детского сада, мы, прежде всего, имеем ввиду отношение педагога к ребенку как к субъекту любого вида деятельности...

Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности...

ИКТ, дошкольное образование, ребенок, педагог, воспитательно-образовательный процесс, вычислительная техника, интерактивное оборудование, информационное общество, образовательный процесс, DVD.

Развитие творческих способностей детей посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, ребенок, дошкольный возраст, обучение детей, современная жизнь, образовательный процесс, музыкальная деятельность, дошкольное учреждение, воспитательно-образовательный процесс, игра.

Система работы с музыкально-одарёнными детьми...

Система работы с музыкально-одарёнными детьми в дошкольной образовательной организации. Авторы: Кривомлина Ольга Владимировна, Чабаненко Карина Раисовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и

Включение игровых приемов имеет особое значение, так как игра является основной формой деятельности детей.

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены.

Патриотическое воспитание в современном дошкольном...

Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до

Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной...

Организация воспитательного процесса по развитию...

Данная образовательная область направлена на развитие музыкальной детской деятельности.

Требования ФГОС предусматривают применение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а...