Факторы, влияющие на формирование ценностного отношения студентов к здоровью

Библиографическое описание: Меньш Е. А. Факторы, влияющие на формирование ценностного отношения студентов к здоровью [Текст] / Е. А. Меньш // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.

Российское общество предъявляет требования к подготовке выпускника высшей школы как личности, обладающей не только высоким культурным уровнем и профессиональной компетентностью, но и здоровьем. Именно в период обучения в вузе формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность его трудовой деятельности и стиль жизни в целом. Вместе с тем, студенческая молодежь в большинстве своем ведет нездоровый образ жизни (гиподинамия, неправильное питание, нарушение режима дня, табакокурение, употребление алкоголя и т.д.), что свидетельствует о неразвитости в студенческой среде ценностного отношения к здоровью. В связи с этим возникает вопрос: под воздействием каких сил и причин идёт становление состояния здоровья студенчества, и как эти факторы влияют на формирование отношения к здоровью?

Пытаясь составить свою классификацию факторов, влияющих на здоровье студенчества и на формирование отношения к здоровью, мы, опирались на модель экологических систем, предложенную У. Бронфенбреннером [9]. Следуя его модели, можно констатировать, что здоровье человека находится под влиянием не только факторов, отражающих конкретные особенности общественной жизни людей в её различных сферах (труд, семья, отдых, быт и т.д.), но и факторов, непосредственно обусловленных общественным строем, социально-экономической, политической структурой общества, его культурой. Стоит отметить, что значение различных факторов неравноценно для здоровья: они могут влиять положительно или отрицательно, могут быть постоянными или меняющимися, обладать разной силой и характером воздействия и т.д.

Ряд российских авторов (И.В. Бестужев-Лада, В.А. Караковский, И.С. Кон и др.) подразделяют данные факторы на: микрофакторы (семья, микросоциум, группы сверстников, образовательные учреждения, здравоохранение, различные организации), мезофакторы (регион, тип поселения, субкультуры, средства массовой коммуникации), макрофакторы (страна, этнос, общество, государство), мегафакторы (космос, планета, мир) [3, 5, 6].

Среди микросоциальных факторов, влияющих на формирование ценностного отношения человека к собственному здоровью, ведущую роль играет семья, которая как непосредственная среда жизни человека обусловливает не только наследование индивидом здоровья своих родителей и косвенно – родственников других поколений, изменение здоровья под влиянием материальных условий семьи (жилье, питание, величина дохода и пр.), но и формирование здоровья (поддержание определенных традиций, сохранение элементов санитарно-гигиенической культуры, обучение соответствующим навыкам по сохранению и развитию здоровья). В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие его отношение к здоровью, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет важную роль в овладении человеком здоровьесберегающими нормами поведения. Поскольку современные семьи весьма разнообразны вследствие расслоения общества, у представителей различных слоёв населения различные приоритеты в отношении здоровья.

В современном обществе формирование отношения к здоровью молодого поколения усложняется некоторым расхождением во взглядах между родителями и детьми. Так, в 80-е годы предыдущего столетия в СССР существовал культ здорового тела. Страна жила под девизом: «В здоровом теле здоровый дух». Молодежь сдавала нормы ГТО, участвовала во всевозможных спортивных мероприятиях типа «Зарница», «Мама, папа, я – спортивная семья». Каждое утро советского гражданина начиналось с производственной гимнастики под музыкальное сопровождение центрального радио. В наши дни молодое поколение только начинает возвращаться к этим традициям, так как заниматься спортом и, соответственно, своим здоровьем становится модным. Происходит это среди молодежи преимущественно под влиянием западной культуры.

В последние десятилетия одним из решающих микрофакторов, влияющих на отношение подрастающего поколения к здоровью является общество сверстников. Оно значимо, во-первых, как специфический канал информации. Во-вторых, оно позволяет формировать навыки социального взаимодействия: умения подчиняться требованиям коллектива, его дисциплине, отстаивать свои права. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание своей групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи облегчает независимость от взрослых, дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Зачастую общество сверстников проецирует здоровьеразрушающую модель поведения (употребление психоактивных веществ, несоблюдение норм здорового образа жизни), которой молодому человеку сложно противостоять.

Человек развивается, находясь в сфере формирующего влияния различных социальных институтов, так или иначе связанных со здоровьем, – таких, как медицина, физическая культура, спорт, военная подготовка и т.д. В качестве одного из лидирующих институтов в данном ряду следует выделить образование, поскольку именно в рамках этой системы, параллельно с получением знаний, профессиональных умений, навыков, человек постепенно формирует своё мировоззрение, отношение к себе и к жизни в целом и не в последнюю очередь – к собственному здоровью.

Время учебы в высшем учебном заведении совпадает со вторым периодом юности, который отличается сложностью становления личностных черт – процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах: устремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к модульным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет – это возраст не только бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений [7]. Студенческий возраст характерен тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил скрывают в себе иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь ещё впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Получение знаний для осуществления будущей профессиональной деятельности – главная функция студенческой молодежи. Для многих студентов получение высшего образования является важным этапом становления личности, расширяется мировоззренческий и научный кругозор, совершенствуется интеллект.

Труд студентов отличается своей спецификой и особенно в сложном положении оказываются студенты начальных курсов. Опрос студентов показал, что рабочая нагрузка в обычные дни у них составляет 12-14 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии достигает до 16-18 часов. Такая высокая напряженность труда сопровождается стрессовыми ситуациями [1]. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, высокой мотивацией достижений, что вытесняет из сознания студента опасения, связанные с последствиями длительного стресса, в то время как это составляет серьезную угрозу здоровью индивида.

В процессе адаптации первокурсников к высшему учебному заведению обычно выявляются следующие факторы, обусловленные социальным статусом студенчества: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой, неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие. Все это отрицательно влияет на душевное здоровье студентов. Тем не менее, вуз как социальный институт обладает определенным потенциалом в сфере формирования ценностного отношения студентов к здоровью.

Ориентированная государством на реализацию Европейских договоренностей (в рамках Болонского процесса) российская система высшего образования призвана стимулировать мобильность студентов отечественных вузов в освоении ценностей мировой культуры, среди которых жизнь и здоровье человека занимают ведущие позиции. Студенты в процессе межкультурной коммуникации вступают в диалог культур, который представляет собой не только общение с культурой, реализацию и воспроизводство ее достижений, обнаружение и понимание ценностей других культур, но и способ присвоения последних. Через диалог культур происходит общение с другими и понимание своего «Я».

В условиях единого информационного пространства современные российские юноши и девушки активно познают иноязычную культуру и взаимодействуют с представителями зарубежных стран. Последние, возможно, ввиду своей прагматичности рассматривают здоровье как условие для высоких достижений в профессиональной и бытовой сферах жизнедеятельности и, как следствие, демонстрируют личную ответственность за собственное здоровье. Современным студентам как представителям молодежной субкультуры, нацеленным на результат, на достижение (интересная работа, профессиональный рост), близка и понятна позиция «здоровье-инструмент». Общение с носителями западной культуры содействует социальному научению российских студентов этнокультурным эталонам здорового образа жизни, базирующимся на отношении к здоровью как инструментальной ценности. Диалог ценностей отечественной и зарубежных культур дает студентам возможность осознать, что здоровье не только само по себе является высшей ценностью наряду с ценностью жизни, свободы, справедливости и др., но и является важным условием достижения акме.

В формировании отношения к здоровью человека важную роль играют этнокультурные условия, в которых происходит его становление. Так, природно-климатические условия страны оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность, географические условия и климат, влияют на рождаемость и плотность населения, а также на состояние здоровья людей в стране и распространение некоторых заболеваний. Следовательно, природно-географические условия являются своеобразными «рамками» всего процесса социализации. Однако, не играя самостоятельной роли, они, в совокупности с другими факторами, определяют некоторые его специфические особенности. Наиболее существенное влияние определяется менталитетом этноса, который проявляется на неосознаваемом уровне и определяет свойственные только этим представителям способы видеть, воспринимать и действовать в окружающем мире. В целом менталитет характеризуется спецификой культуры того или иного этноса.

В ходе культурно-исторического развития российского народа возникали определенные национальные образы и этнические стереотипы – эталоны здоровья нации, находящие отражение в языке, религии, этнопедагогике и т.д. В русском языке как источнике психологических знаний о национальных представлениях русичей здоровье отождествлялось с деревом, которое является смысловым синкретом и эталонным образом, воплощающим такие качества, как прочность, надежность, зрелость, основательность, несокрушимость и монолитность. Именно такие качества должны были характеризовать здорового человека в древнерусском понимании. На формирование национального образа здоровья россиян существенное влияние оказал и духовный опыт православия с первичностью духовной жизни и заботой о теле как «храме души». Библейские заповеди были заложены в основу фундаментальных правил психогигиены. Российские педагоги и общественные деятели М.В. Ломоносов, Н.И. Бецкой, М.М. Сперанский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт и др. в своих работах заложили основы физического воспитания и закаливания, питания и гигиены подрастающих поколений.

Исторически сложившиеся социальные нормы в отношении здоровья в российской культуре транслировались в виде традиций из поколения в поколение. При этом, если до 1917 г. в России доминировала православная концепция с первичностью духовной жизни и заботой о теле как «храме души», то после революции задачи построения коммунизма оттеснили на задний план ценность здоровья и трансформировали её, поскольку на протяжении нашей недавней истории индивидуальная жизнь человека была полностью подчинена интересам общества.

Для социалистической системы было характерно декларирование здоровья как социальной гуманистической ценности. Хотя массовое физкультурное движение создавало видимость заботы государства о здоровье граждан, фактически это была забота о функционировании «винтиков» большой государственной машины. В советский период нашей истории главенствовал лозунг «Всё для блага человека», при этом явно существовало пренебрежение к человеческому здоровью и даже жизни в погоне за выполнением и перевыполнением планов пятилетки. Это естественным образом формировало небрежное отношение к поддержанию и сохранению здоровья.

В годы советской власти право на здоровье и бесплатную медицинскую помощь было закреплено в законодательном порядке и возлагало основную ответственность за здоровье граждан на государство. Социально-экономические изменения в начале 90-х годов внесли существенные коррективы в отношение к здоровью. Государство полностью переложило заботу о собственном здоровье на плечи россиян, к чему они оказались не готовы. Резкая смена государственной политики в сфере здравоохранения до сих пор до конца не осознана населением, поэтому и не привела к коренному изменению отношения граждан к индивидуальному здоровью.

С государственной точки зрения здоровье является, прежде всего, политической и экономической ценностью, а состояние здоровья нации обуславливает национальную безопасность и уровень развития экономики. Независимо от экономической системы обеспечения здоровья ценность общественного здоровья с социокультурной точки зрения неизменно является инструментальной ценностью, то есть средством достижения более высоких социальных целей.

Вместе с тем, в нашей стране характерной чертой отношения к здоровью на государственном уровне как было, так и остается расхождение между провозглашаемыми социальными нормами и условиями для их реализации. На фоне декларируемого конституционного права каждого человека на здоровье фактически отсутствуют необходимые условия для соответствующего здоровьесберегающего поведения. «Российскому обществу свойственна глубоко деформированная система ценностей, в которой ценности здоровья и жизни отдельного человека занимают слишком незначительное место, чтобы они были способны мобилизовать необходимые экономические ресурсы и социальную энергию на свою защиту» [4, с. 66-67].

Важно, чтобы здоровье осознавалось не только как общественная и универсальная ценность, но, прежде всего, как личностная, необходимая для качественной жизни индивида, его профессионального долголетия и выполнения жизненной миссии. Для того чтобы специалист смог самореализоваться в своей деятельности, он должен быть готов к постоянному самоизменению, должен иметь внутреннюю личностную ответственность за собственное здоровье, обладать способностью жить в согласии с самим собой, знать приемы самовосстановления, уметь преодолевать нежелательные состояния, уметь восстанавливать свою работоспособность, устранять последствия профессионального утомления, предупреждать возможные личностные деформации в своей профессиональной деятельности, исключить из своей жизни саморазрушающиеся стратегии поведения [8].

Проблема сохранения и укрепления здоровья юношества, формирования ценностного отношения к нему на фоне стремительной депопуляции нации весьма значима на современном этапе развития страны. Несомненно, государственная политика в области здравоохранения имеет немаловажное значение для сохранения здоровья населения, но общеизвестно, что ведущую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играют индивидуальные установки и ориентиры, формирование у него способности к целостному, интегрированному поведению, направленному на совершенствование своего физического и личностного потенциала. Для того чтобы быть здоровым, отмечал Н.М. Амосов, нужны собственные усилия, и заменить их ничем другим нельзя [2].

Таким образом, фундаментальные ценностные ориентации человека, уровень притязаний, жизненные устремления, определяющие его отношение к здоровью, формируются в семье, проецирующей традиционное отношение россиян к здоровью, характерной чертой которого является принятие ценности здоровья лишь на когнитивном и эмоциональном уровне (ценю здоровье, заявляю об этом, но ничего не делаю для его укрепления и совершенствования). Следовательно, именно семья, социальное окружение молодого человека, образовательные учреждения, где он проводит большую часть своего времени, являются основными факторами, влияющими на формирование отношения к здоровью. Общество и государство через экономические и социальные структуры, идеологию и культуру оказывают влияние и регулируют процессы жизнедеятельности человека.


Литература

  1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. 136 с.

  2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. М., 1987.

  3. Бестужев-Лада, И.В. Народное образование: экспертное мнение / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. 1998. №10. С. 28-135.

  4. Веселкова, И.Н. Социальная нестабильность и состояние здоровья населения России / И.Н. Веселкова // Конфликтология здоровья и здравоохранения в современной России. Серия: Социальные конфликты, экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. № 15. М.: ИС РАН, 1999. С. 66-67.

  5. Караковский, В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. М.: НМО «Творческая педагогика», 1993. 80 с.

  6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

  7. Лисовский, В.Т. Педагогика и психология высшей школы; под ред. Самыгина С.И. Серия «Учебники, учебные пособия» / В.Т. Лисовский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544с.

  8. Психология здоровья: Учебник для вузов; под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 606 с.

  9. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979. 254 p.

Обсуждение

Оставить комментарий:

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий