Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду
Авторы: Азизова Лейла Октай кызы, Виноградова Анна Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 17.03.2023
Статья просмотрена: 252 раза
Библиографическое описание:
Азизова, Л. О. Ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду / Л. О. Азизова, А. М. Виноградова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/483/17833/ (дата обращения: 13.05.2024).
Данная статья направлена на особенности ранней профессиональной ориентации в рамках реализации образовательной программы на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных организациях.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, образование, самоопределение, дошкольники.
На сегодняшний день профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. В целом, данный факт обусловлен современным интенсивным развитием общества, которое диктует новые правила и условия образования и воспитания ребенка как личности, готовой к инновационному обществу.
Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) — это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов [3]. Как правило, работа в направлении профессиональной ориентации детей делится на три этапа:
- Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий, или допрофессиональное самоопределение. Реализация этапа осуществляется в возрасте с 2,5–3 лет до 10–12. Как правило, этап делится на два подэтапа — эмоционально-образный и пропедевтический.
- Профессиональное самопознание. Этап реализуется в возрастных рамках 5–9 классов. Как и предыдущий, данный этап делится также на два подэтапа: поисково-зондирующий и развитие профессионального самоопределения.
- Профессиональное самоопределение, делящееся на три подэтапа: уточнение социально-профессионального статуса (как правило, реализующийся в 10–11 классах), вхождение в профессию (процесс профессионального обучения), развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности [1].
Как правило, в рамках деятельности дошкольной образовательной организации профессиональная ориентация представляет собой совокупность мероприятий, направленных на формирование общего представления дошкольников о разных профессиях, а также на развитие интереса или увлеченности какой-либо из них. Главная задача ранней профориентации — способствование созданию платформы для осознанного дальнейшего выбора профессии, помощь в самоопределении, выявлении и развитии индивидуальных способностей и возможностей.
Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:
— информирование — передача сведений,
— диагностика — оценка индивидуальных особенностей,
— консультирование — помощь в разрешении проблем.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
— профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Сегодня в дошкольных образовательных организациях реализуются различные образовательные программы. В качестве примера рассмотрим программу «Детство», разработанную под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной. Согласно рабочей программе, задачи трудового воспитания и развития детей включены в образовательную область «Труд», которая, в свою очередь, также делится на два раздела — «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд». Раздели представляют собой интеграцию знаний с такими образовательными областями, как «Познание», «Коммуникация», «Социализация», что в совокупности позволяет расширить представление дошкольника о мире профессий. Однако, как мы видим, отдельно вынесенных областей, касающихся изучения мира профессий и самоопределения, тут нет.
Процесс реализации профессиональной ориентации дошкольников реализуется, начиная с 3 лет, когда ребенок уже сформирован как личность и способен высказать собственные предпочтения. При этом формы реализации данной работы на музыкальных занятиях представляют собой обширны круг, применение которых проходит в рамках образовательной деятельности:
— в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
— в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
И. С. Маматова выделяет следующие направления работы по формированию профессионального самоопределения:
— приближение детей к труду взрослых;
— ознакомление детей с трудом взрослых;
— совместная деятельность детей и взрослых [2].
Для ознакомления детей с трудом взрослых на музыкальных занятиях можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
При этом следует помнить, что в практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Таким образом, можно подвести итог, что работа по формированию у детей профессионального самоопределения реализуется в процессе образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.
Литература:
- Кот, Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций / Т. А. Кот // Гуманитарные науки. — 2019. — № 3. — С. 34–38.
- Маматова, И. С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева// Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 399–401.
- Что такое профориентация // Профориентация РФ. — URL: https://proforientatsia.ru/career-guidance/chto-takoe-proforientatsiya/