История становления и развития коучинга в образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сапронова, В. В. История становления и развития коучинга в образовании / В. В. Сапронова, Л. В. Харина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9944/ (дата обращения: 17.05.2024).



К началу второго десятилетия XXI века произошли значительные изменения в психологии как науке и практике, появились новые тенденции и способы ее развития.

Заметной тенденцией развития психологии становится усиление ее прикладных и практических аспектов. Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решение повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии, основанной на прочной теоретической базе.

Именно поэтому значительно возрастает престиж практической психологии, ее развитие как самостоятельного научного направления, который включает в себя такие ветви анализа, как работа с персоналом в организации, реклама, маркетинг, социально-психологичный тренинг, коучинг [3,1].

Коучинг сформировался в 90-е годы XX столетия. Это была тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента. Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяетсяпрактически для всех социальных групп.

Коучинг — это работа, как с отдельным человеком, так и с коллективом по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения определенных стратегий для получения результата. Коучинг больше помогает учиться, нежели учит. Коучинг — новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемая для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека для решения его личных и деловых задач. Он распространён во всех экономически развитых странах и особенно широко использован в сфере управления человеческими ресурсами. Человеческие ресурсы в педагогике — это ученики и их родители. Многие из основополагающих принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Данные принципы позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для учеников, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат. Другими словами, коучинг — это педагогическая поддержка ребенка, нацеливание его на конкретный результат, а это инструментарий требуемого от нас индивидуально — личностного подхода [5].

В переводе глагол «to coach» означает тренировать, учить, направлять, управлять. Как наука и искусство само понятие коучинга начало формироваться в спорте, когда преподаватель Гарвардского университета и теннисист Тимоти Гэллвей начал говорить о том, что победа в спорте определяется только самим спортсменом, а именно его внутренним состоянием и его внутренними чувствами, душевным состоянием и, конечно же, физической подготовкой. Что самое интересное, что Тимоти Гэллвей не имел физическую подготовку в приоритете над чувствами и переживаниями самого спортсмена. Эти простые и на первый взгляд понятые мысли, быстро развивались и находили свое применение. Неслучайно, они стали активно использоваться и в бизнесе. Далее Томас Леонард официально ввел понятие коучинга именно в той трактовке, которую мы имеем на сегодняшний день. Работая в финансовой сфере, он начал описывать финансовое содержание его клиентов, их личный рост, что было очень перспективно, и в последующем он занимался именно этой сферой деятельности. Он специализировался в области человеческого ресурса, т. е как мы понимаем, коучинга. Мы можем заметить простую закономерность, что все наши открытия приходят в нашу жизнь только тогда, когда мы в ним нуждаемся. А, следовательно, открывают нам новые двери и горизонты. Именно благодаря новым открытиям, мы можем идти вперед, усовершенствоваться и развиваться.

Коучинг это еще одно открытие. Он находит отклик и интерес у многих людей сейчас не случайно.

Однажды человеку стало очень сложно справляться с огромным количеством информации окружающей его, с обилием важных дел и с очень быстрым темпом жизни. Темп и загруженность стали вводить людей в депрессию, усталость и злость, иными словами привело к эмоциональным перегрузкам. Однако, чтобы ни в чем не нуждаться, надо постоянно двигаться вперед, усовершенствовать свои силы и возможности, быть конкурентоспособным, максимально использовать свой потенциал и возможности. Именно здесь кроется неиспользованный ранее резерв для более гармоничной и продуктивной жизни личности. Общество использует природные ресурсы, вследствие чего очень недооценив собственные. Коучинг, опираясь на огромный потенциал любого человека и некоторый инструментарий, дает возможность всем, кто хочет стремиться к новым вершинам, достигать их. А самое главное, дает поверить каждому человеку в себя и в свой потенциал. Он помогает помочь людям понять, что для достижения цели необходимо желание и движение вперед [3].

Коучинг доступен каждому.

Слово «коучинг» уже несколько лет не выходит из моды. Более того, спрос на коучинг постоянно растет. Крупные компании закладывают в бюджеты специальные средства, HR-специалисты исследуют рынок в поисках коучей, которые могли бы работать с менеджерами их компаний.

СМИ в наши дни переполнены положительными отзывами о коучинге, о его влиянии и значении для клиентов. Все большее количество людей признают, коучинг это исключительно полезная методика, позволяющая осуществлять перемены через обучение [1].

Коучинг это возможность для человека делать больше, достигать большего, совершенствоваться и стать более продуктивным.

Процесс коучинга складывается из нескольких этапов: постановка цели, осознание ее реальности, анализ необходимых составляющих успеха, имеющихся возможностей, определение путей достижения цели, выбор стратегии действий, направленных на достижение цели, мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Сама суть работы этого метода основывается на 5 принципах:

  1. Со всеми все хорошо (не бывает плохих детей).
  2. У человека есть все ресурсы для достижения цели (осознание своих безграничных возможностей).
  3. Все намерения позитивны (ничего не делается просто так, то есть даже ребенок, который шалит, просто хочет привлечь ваше внимание и почувствовать себя значимым).
  4. Мы делаем наилучший выбор для себя.
  5. Изменения возможны и даже неизбежны [2].

И вся дальнейшая работа с коучинговым подходом проходит в рамках этих пят принципов. Причем, обратите внимание, в коучинге мы воспитываем успешного человека, иными словами лидера, которому не все равно на происходящее с ним и вокруг него.

Коучинговый подход в обучении и воспитании вызывает все больший интерес, как у педагогов, так и у родителей, так как позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования. С помощью коучинга мы можем способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у учащихся уверенность в своих силах и в свои возможности, что ведет к высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу, и результаты такого подхода становятся заметны очень быстро. Педагог с помощью коучинга помогает ребенку открыть собственные возможности и цели, превращая проблемы в задачи [1].

В концепции модернизации российского образования, которая ориентирована на профессиональную подготовку кадров на международные стандарты такое понятие, как «подготовленность» следует заменить на «компетентность», то есть на систему базовых, ключевых специальных компетентностей. Если рассматривать понятийное поле, то такие сочетания, как «знаю, что» следует заменить на «знаю, как». Трендом становится «Обучение всю жизнь». И в системе коучинга существует специальная лестница компетенций, которая наглядно помогает нам понять, как человек овладевает определенной компетенцией. Итак, первая ступень — это неосознанная некомпетентность: человек в принципе ничего не знает о какой-то категории. Вторая ступень: осознанная некомпетентность: знание — я знаю, что я что-то не умею делать или в чем-то не разбираюсь. Третья ступень: осознанная компетентность: умения — человек не просто знает, как это делать, но и умеет это делать достаточно хорошо. Четвертая ступень: неосознанная компетентность: устойчивый навык, доведенный практически до автоматизма.

В одной из статей Public Management приводится исследование, где сравнивается самостоятельный тренинг с занятиями, проводимыми под руководством коуча. Исследование показало, что самостоятельное занятие повысил производительность на 22,4, в то время как еженедельные занятия с коучем увеличили этот показатель на 88 % [4].

У коучинга много преимуществ, которые делают его востребованным и доступным. Но все-таки главное его достоинство — это уважение к человеческой личности и вера в ее огромный потенциал, которая передается коучем его клиенту и помогает добиваться таких результатов, которые вначале кажутся далекими и дерзкими, а затем реальными и достижимыми. Коучинг набирает с каждым днем обороты, прежде всего потому, что сегодня многим людям необходим партнер, способный выявить их уникальную значимость и побуждающий продвигаться от посредственности к совершенству.

Таким образом, в коучинге исходят из того, что любой человек имеет большой потенциал и неважно, что было у него в прошлом, главное, чего он хочет для себя в будущем. Таким образом, каждый имеет на старте равные возможности и вопрос в том, каковы устремления данной личности и насколько человек готов работать для реализации своей мечты и меняться в случае необходимости. Коучинг применим во множестве областей, то есть он универсален. Это бизнес и вопросы личной жизни, социальная сфера и многоедругое. Его универсальность относится и к методам работы. Он применим и в индивидуальной работе и группах, при встрече и дистанционно, по телефону и через интернет.

Литература:

  1. Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей, Майлз Дауни;
  2. Коучинг. Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга, Джули Стар;
  3. Коактивный коучинг, Лаура Уитворт, Генри Кимси-Хаус, Фил Сэндал;
  4. Коучинг: эмоциональная компетентность, Рейнольдс Марша;
  5. Коучинг руководителей. Твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем, Мэри Бэт. О’Нил;
Основные термины (генерируются автоматически): возможность, достижение цели, практическая психология, стык психологии, физическая подготовка.

Похожие статьи

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Возможность воздействовать на свое психическое и физическое состояние с помощью слов и

В сфере психологии спорта имеются многочисленные разработки эффективной

Одними из главных задач психологической подготовки является достижение готовности спортсмена...

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Для достижения значительных успехов в работе требуются глубокие знания педагогики, спортивной психологии, теории и методики

Действительно, когда встречаются соперники экстра-класса, все решает уже не физическая подготовка (она практически одинакова) и не...

Формирование психологической устойчивости средствами...

В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений из «Наставления по

– самовнушение, настройка на полное использование своих потенциальных возможностей для достижения оптимального результата

Психологическая подготовка спортсменов высшей...

Психологическая подготовка спортсменов высшей квалификации перед решающими поединками.

Актуальность исследований в области психологии спорта определяется возрастающей сложностью и

2. Постановка цели и задачи участия в соревнованиях.

Психологическая подготовка баскетболистов | Статья в журнале...

Психологическая подготовка обеспечивает формирование психического состояния

С этой целью для повышения качества психологической подготовки игроков

психологическая устойчивость, физическая подготовка, упражнение, психологическая подготовка, действие...

Проявление стресса и способы его подавления у военнослужащих...

аутогенная тренировка, психологическая подготовка, психическая саморегуляция, экспериментальная группа, психологическая подготовка

Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний.

Проблема формирования психологической готовности...

- практическая — определяется дискуссиями, сюжетно-ролевыми играми, занятия ми по

Таким образом, основной целью образовательного процесса в высшем учебном заведении является подготовка специалиста.

— 23 с. 4. Платонов К. К. Вопросы психологии труда.

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

При здоровом и трезвом восприятии реакции организма на стресс может позволить превратить даже критический стресс в средство для достижения цели.

Важно учитывать физические возможности человека, его предпочтения и интересы.

Педагогика и психология.

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

Одними из главных задач психологической подготовки является достижение готовности спортсмена к соревнованиям

– постановка целей на соревнованиях, исходя из способностей спортсмена.

1. Бабушкин Г. Д., Смоленцев В. Н. Психология физической культуры.

Похожие статьи

Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола)

Возможность воздействовать на свое психическое и физическое состояние с помощью слов и

В сфере психологии спорта имеются многочисленные разработки эффективной

Одними из главных задач психологической подготовки является достижение готовности спортсмена...

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Для достижения значительных успехов в работе требуются глубокие знания педагогики, спортивной психологии, теории и методики

Действительно, когда встречаются соперники экстра-класса, все решает уже не физическая подготовка (она практически одинакова) и не...

Формирование психологической устойчивости средствами...

В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений из «Наставления по

– самовнушение, настройка на полное использование своих потенциальных возможностей для достижения оптимального результата

Психологическая подготовка спортсменов высшей...

Психологическая подготовка спортсменов высшей квалификации перед решающими поединками.

Актуальность исследований в области психологии спорта определяется возрастающей сложностью и

2. Постановка цели и задачи участия в соревнованиях.

Психологическая подготовка баскетболистов | Статья в журнале...

Психологическая подготовка обеспечивает формирование психического состояния

С этой целью для повышения качества психологической подготовки игроков

психологическая устойчивость, физическая подготовка, упражнение, психологическая подготовка, действие...

Проявление стресса и способы его подавления у военнослужащих...

аутогенная тренировка, психологическая подготовка, психическая саморегуляция, экспериментальная группа, психологическая подготовка

Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний.

Проблема формирования психологической готовности...

- практическая — определяется дискуссиями, сюжетно-ролевыми играми, занятия ми по

Таким образом, основной целью образовательного процесса в высшем учебном заведении является подготовка специалиста.

— 23 с. 4. Платонов К. К. Вопросы психологии труда.

Занятия спортом (физической культурой) как средство...

При здоровом и трезвом восприятии реакции организма на стресс может позволить превратить даже критический стресс в средство для достижения цели.

Важно учитывать физические возможности человека, его предпочтения и интересы.

Педагогика и психология.

Разумная эмоционально-волевая стратегия достижений в спорте

Одними из главных задач психологической подготовки является достижение готовности спортсмена к соревнованиям

– постановка целей на соревнованиях, исходя из способностей спортсмена.

1. Бабушкин Г. Д., Смоленцев В. Н. Психология физической культуры.