Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковешникова, Н. Г. Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий / Н. Г. Ковешникова, Н. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9912/ (дата обращения: 17.05.2024).



Актуальность темы. Россия конца XX — начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В современном мире все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ситуация усугубляется, на наш взгляд, еще и тем, что в конце 80-х годов потеряла актуальность система патриотического воспитания, следовательно, выросло поколение родителей практически не интересующихся и даже отстраненных от данной темы. Соответственно, дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен. Дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев-победителей в Великой Отечественной Войне.

Одновременно, тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна. Принцип событийности комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОУ позволяет уделить достаточное количество времени работе с детьми по данной теме. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Учитывая вышесказанное и в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 год», считаем важным и актуальным формирование основы патриотизма с детьми, начиная с дошкольного возраста.

Противоречия. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в дошкольных организациях является формирование основ патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. В тоже время, со стороны семьи, родителей дети зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать в них патриотические чувства. Одной из причин, данного противоречия, на наш взгляд является потеря актуальности системы патриотического воспитания в конце 80-х годов XX века. Следовательно, родители зачастую не знают и не умеют духовно-нравственно ориентировать своих детей.

Таким образом, в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, деятельность дошкольного учреждения должна быть направлена на все возрастные категории, в частности на детей и их родителей. Только при таком подходе параллельного взаимодействия возможно осуществление патриотического воспитания дошкольников.

Из всего вышесказанного нами была сформулирована проблема-гипотеза — современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей.

Для всестороннего взгляда на проблему мы применили систему вопросов-ответов для уточнения формулировки проблемы.

Почему это стало проблемой? В современном мире все чаще нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок.

Почему ее следует решать? Дети не чувствуют поддержки и интереса родителей, мало знают о празднике Победы, почему он существует и чему посвящен.

Чья это проблема? Государства и образовательных организаций, в частности педагогов.

Касается ли эта проблема других? Да, родителей, детей.

Кажется ли она им проблемой? Далеко не всегда, так как со стороны семьи, родителей дети и педагоги зачастую не чувствуют поддержки, желания воспитывать патриотические чувства и взаимодействовать с дошкольной организацией.

Захотят ли они участвовать в ее решении? При правильной организации и планировании, грамотной мотивации со стороны государства и просветительской, консультативной работы в образовательных организациях.

Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Государство, обеспокоенное данной ситуацией, формирует запрос образовательным организациям, которые в свою очередь находят пути решения данной проблемы.

Кто будет сопротивляться решению проблемы? Взрослые (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей.

Что случится, если мы не решим проблему? Нарушатся традиции, преемственность поколений, исказятся представления о патриотизме, нравственности и морали.

Какая форма наиболее оптимальна для решения проблемы?Опыт работы показывает, что современная образовательная технология — проектная деятельность — является одной из оптимальных форм взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения основной задачи — формирование гражданственности ипатриотизма удетей старшего дошкольного возраста.

Учитывая актуальность данной темы и обоснованность применения данной технологии, нами был задуман иреализован в 2014–15 учебном году проект «Этот день мы приближали, как могли» вМБУ «Школа №86» структурное подразделение Детский сад «Веста», городского округа Тольятти.

Данный проект длительный — его реализация заняла практически весь учебный год (с октября по апрель). Участники — воспитанники подготовительной группы (30 человек — 100 %) и их родители. Руководили проектной деятельностью — воспитатель данной группы Ковешникова Н. Г. и педагог-психолог учреждения Николаева Н. А.

Таким образом, миссия проекта (идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект) –

Мы встречаем день Победы,

Он идет в цветах, знаменах.

Всех героев мы сегодня

Называем поименно...[А.Игебаев «День Победы»].

Формулировка миссии отвечает на три вопроса:

  1. Для кого мы это делаем? Для детей, родителей (законных представителей).
  2. Что мы делаем?Формируем представления об истории праздника Победы и его традициях.
  3. Как мы делаем это?Через образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых, взаимодействие с семьями воспитанников.

Проект «Этот день мы приближали, как могли» включает следующие образовательные направления, выделенные ФГОС ДО — социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Перед участниками стояли, следующие цель изадачи проекта:

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях.

Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы».

Задача 2. Разработать и реализовать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы».

Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг).

Команда проекта

Ребенок. Интерес может варьироваться от положительного до отрицательного в зависимости от степени включенности родителей, индивидуальных особенностей и т. д.; степень заинтересованности — средняя.

Педагог и родитель. Интерес ярко выражен и степень заинтересованности высокая (исключение составляют пассивные родители).

Схема обязанностей команды проекта

Участник проекта: Педагог — организатор, руководитель.

Обязанности: Мотивация детей и родителей к будущей деятельности, распределение ролей и обязанностей участников проекта, организация различных видов деятельности.

Участник проекта: Ребенокактивный исполнитель.

Обязанности: Выполнение деятельности в соответствии с поставленными задачами.

Участник проекта: РодительПомощник.

Обязанности: Помощь в организации проектной деятельности, взаимодействие с педагогами и детьми.

Этапы работы по проекту и функционал участников.

  1. Подготовительный.

Педагог — Распределение ролей для участников проекта. Формирование проектной группы. Конкретизация тематического поля. Определение проблемы.

Родитель — Поиск и анализ информации. Помощь в анализе проблемы и сборе информации детьми.

Ребенок — Предложение темы. Анализ проблемы. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта.

  1. Основной.

Педагог — Текущий контроль качества.

Родитель — Помощь и поддержка в выполнении запланированных действий.

Ребенок — Выполнение запланированных технологических операций.

  1. Контрольный.

Педагог — Анализ выполнения результатов проекта. Оценка качества выполнения проекта.

Родитель — Помощь в подготовке выполнения презентации. Изучение возможностей использования результатов проекта.

Ребенок — Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта.

Ожидаемый результат от реализации проектасформированное у детей старшего дошкольного возраста представление об истории праздника Победы и его традициях.

Критерий 1. Дети знают об истории праздника «День Победы», его традициях.

Критерий 2. Дети знают о ветеранах и об их вкладе в победу.

Критерий 3. Дети участвуют в досуговой деятельности, посвященной Дню Победы.

Критерий 4. Дети применяют полученные знания в игровой и двигательной деятельности.

Критерий 5. Дети отражают тематику в продуктивной деятельности.

Область рисков, влияющих на реализацию проекта иплан работы сними.

Риск 1. Родители (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей. Выход: Просветительская работа (консультации, буклеты, статьи, сайт ДОУ). Участие в совместной деятельности.

Риск 2. Дети, не заинтересованные в изучении темы.Выход: Совместная деятельность педагогов с детьми, поддерживающая мотивацию. Совместные экскурсии и походы педагогов, родителей и детей.

Риск 3. Недостаточная материальная база.Выход: Взаимодействие с администрацией и семьями для приобретения необходимых материалов и атрибутов.

Риск 4. Педагоги (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие духовно-нравственно ориентировать детей. Выход:Обучение, просвещение, профилактика эмоционального выгорания (тренинги, психологические акции).

Реализация проекта

Для реализации проекта были проведены следующие мероприятия всоответствии с поставленными задачами:

Задача 1. Выявить уровень представлений старших дошкольников о государственном празднике «День Победы».

Реализованные мероприятия:

  1. Мониторинг (диагностика, опрос, наблюдение и т. д.) уровня индивидуального развития детей.
  2. Беседы, чтение и рассказывание детской художественной литературы.
  3. Рассматривание и показ наглядного материала (картинки, репродукции, иллюстрации, презентации, фильмы и т. д.).

Результаты входящего мониторинга (30 чел. — 100 %)

Количество детей, знающих об истории праздника, его традициях:

 Высокий уровень — 2 человека (6,6 %)

 Средний уровень — 17 человек (56,7 %)

 Низкий уровень — 11 человек (36,7 %)

Количество детей, знающих о ветеранах и их вкладе в Победу:

 Высокий уровень — 0 человека (0 %)

 Средний уровень — 8 человек (26,6 %)

 Низкий уровень — 22 человек (73,4 %)

Количество детей, применяющих имеющиеся знания в игровой и двигательной деятельности:

 Высокий уровень — 0 человека (0 %)

 Средний уровень — 5 человек (16,6 %)

 Низкий уровень — 25 человек (83,4 %)

Количество детей, отражающих тематику в продуктивных видах деятельности:

 Высокий уровень — 3 человека (10 %)

 Средний уровень — 11 человек (36,7 %)

 Низкий уровень — 16 человек (53,3 %)

Таким образом, количество детей, имеющих представление об истории праздника Победы иего традициях удетей старшего дошкольного возраста:

 Высокий уровень — 2 человека (6,6 %)

 Средний уровень — 13 человек (43,4 %)

 Низкий уровень — 15 человек (50 %)

На подготовительном этапе реализации проекта большинство детей старшего дошкольного возраста имело низкий уровень представления об истории праздника Победы и его традициях.

Задача 2. Разработать и реализовать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о государственном празднике «День Победы».

Мероприятия для реализации данной задачи:

  1. Подготовка и проведение образовательной деятельности, обозначение методов, средств, приемов и форм детской деятельности.
  2. Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные игры и т. д.).
  3. Использование ИКТ (презентации, интерактивные игры, диафильмы, кадры лент военного времени, сканеры писем с фронта и т. д.)
  4. Круглый стол «Этот день мы приближали, как могли!», выпуск газеты «Праздник со слезами на глазах», папка-раскладушка с целью повышения уровня компетентности, заинтересованности и мотивации родителей на совместную деятельность.
  5. Посещения Паркового комплекса истории техники имени К Г.Сахарова, совместный поход родителей и детей в Парк Победы.
  6. Развлечение, посвященное Дню Победы, спортивный праздник «Зарница» на военную тематику.
  7. Психологическая акция «Спасибо за Победу».
  8. Слушание музыкальных произведений, посвященных празднику.
  9. Продуктивная совместная деятельность.
  10. Выставка-композиция (фотографии военных лет, военные атрибуты формы, медали, ордена, игрушки на военную тему и т. д.).

Задача 3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма (мониторинг).

Мероприятия для реализации данной задачи:

  1. Мониторинг (диагностика, опрос, наблюдение и т. д.) уровня индивидуального развития детей.
  2. Анализ продуктивной деятельности.
  3. Открытая презентация детских мини-проектов с чаепитием, рефлексия участников.

Результаты заключительного мониторинга (30 чел. — 100 %)

Количество детей, знающих об истории праздника, его традициях:

 Высокий уровень — 15 человека (50 %)

 Средний уровень — 13 человек (43,4 %)

 Низкий уровень — 2 человек (6,6 %)

Количество детей, знающих о ветеранах и их вкладе в Победу:

 Высокий уровень — 10 человека (33,3 %)

 Средний уровень — 16 человек (53,3 %)

 Низкий уровень — 4 человек (13,4 %)

Количество детей, применяющих полученные знания в игровой и двигательной деятельности:

 Высокий уровень — 11 человека (36,6 %)

 Средний уровень — 13 человек (43,4 %)

 Низкий уровень — 6 человек (20 %)

Количество детей, отражающих тематику в продуктивных видах деятельности:

 Высокий уровень — 23 человека (76,6 %)

 Средний уровень — 6 человек (20 %)

 Низкий уровень — 1 человек (3,4 %)

Таким образом, количество детейстаршего дошкольного возраста, имеющих сформированное представление об истории праздника Победы иего традициях:

 Высокий уровень — 18 человека (60 %)

 Средний уровень — 8 человек (26,6 %)

 Низкий уровень — 4 человек (13,4 %)

Результат-эффект реализации проекта — большинство детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень представления об истории праздника Победы и его традициях.

Таким образом, завершив проект «Этот день мы приближали, как могли» мы подвели итоги нашей совместной деятельности, ипришли кследующим выводам. Во-первых,гипотеза нашла свое подтверждение. А именно — современные дети дошкольного возраста мало знают о празднике Победы и не ощущают поддержки и интереса со стороны родителей. Вследствие этого происходит постепенное нарушение традиций, преемственности поколений, искажаются представления о патриотизме, нравственности и морали.

Во-вторых, проектная деятельность действительно является одной из оптимальных форм взаимодействия, посредством которой можно объединить всех участников воспитательно-образовательного процесса, для решения задачи — формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

В-третьих, были сформированы следующие компетентности у детей:

Компетенции социального взаимодействия (навыки межличностных отношений, устная коммуникация на родном языке, социальная коммуникативность, умение работать в команде, способность устной презентации, умение слушать);

Системно-деятельностные компетенции (базовые знания в различных областях, способность применять знания на практике, гибкость мышления, владение методами поиска нового, способность к решению проблем, способность порождать новые идеи, способность к анализу и синтезу);

Ценностно-смысловые компетенции (духовная организация человека, способность переносить, полученные знания в реальность, следование социальным стандартам и этике, социальная компетентность)

Компетенции самоорганизации и самоуправления (способность к рефлексии, инициативность, уверенность в себе, способность адаптироваться, самостоятельная работа, способность организовать свою работу индивидуально или в команде, способность работать дисциплинированно и концентрированно, способность брать на себя ответственность)

Компетенции самостоятельной познавательной деятельности (способность учиться, владение методами познания, способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их, навыки работы с компьютером, способность перерабатывать растущую массу информации и владение ИКТ).

По итогам реализации проекта и анализа результатов мы с большой долей вероятности предполагаем, что все участники проекта пополнили свои знания об истории праздника, его традициях, о ветеранах и их вкладе в Победу. Дошкольники стали активно применять полученные знания в игровой и двигательной деятельности, а также отражать тематику в продуктивных видах деятельности. При этом наблюдался эмоционально положительный настрой родителей, что является составляющей успеха и реализации желания воспитывать патриотические чувства детей и взаимодействовать с дошкольной организацией. Родители и дети стали больше времени уделять совместному времяпрепровождению, а также получили положительный опыт публичных выступлений.

И самое главная ценность проекта, это осознание того, что воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование его личности. Но самой большой силой и мощью обладает историческая память.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, высокий уровень, старший дошкольный возраст, уровень, история праздника Победы, родитель, способность, участник проекта, государственный праздник, двигательная деятельность.

Похожие статьи

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

Повышение уровня двигательной активности дошкольников старшего возраста...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: игра, двигательная деятельность, организация, занятие, структура...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Педагогический проект «День Победы» по...

Тема проекта: «День Победы». Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, в рамках МБДОУ. Участники: дети, педагоги, родители. Вид проекта: краткосрочный, 25.04.

Дошкольный возраст — важный этап становления и развития личности ребенка, время, когда...

Обоснование технологии использования национальных...

Повышение уровня двигательной активности дошкольников старшего возраста посредством русских народных подвижных игр.

соревнование, досуг, праздник, физическая культура, ребенок, Игра, дошкольный возраст, детский сад, двигательная деятельность...

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного...

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста обытовой культуре русского. Уровни. Старшая дошкольная группа. Кол-во детей. % Высокий. 5.

бытовая культура русского народа, старший дошкольный возраст, диагностика уровня знаний.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Проведенное нами исследование уровней развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста показало, что большинство детей в обеих группах имеют недостаточный уровень развития данных качеств...

Педагогические условия формирования гражданственности...

Для реализации цели исследования в начале года был определен уровень сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста двух групп ДОУ. Использовалась методика В. М. Мельниковой и Л. Т. Ямпольского [5, с. 37].

Похожие статьи

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод...

Повышение уровня двигательной активности дошкольников старшего возраста...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей...

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: игра, двигательная деятельность, организация, занятие, структура...

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

старший дошкольный возраст, координация движений, способность, двигательная деятельность, двигательная координация, значительное психофизиологическое напряжение, особая значимость, развитие...

Педагогический проект «День Победы» по...

Тема проекта: «День Победы». Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, в рамках МБДОУ. Участники: дети, педагоги, родители. Вид проекта: краткосрочный, 25.04.

Дошкольный возраст — важный этап становления и развития личности ребенка, время, когда...

Обоснование технологии использования национальных...

Повышение уровня двигательной активности дошкольников старшего возраста посредством русских народных подвижных игр.

соревнование, досуг, праздник, физическая культура, ребенок, Игра, дошкольный возраст, детский сад, двигательная деятельность...

Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного...

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста обытовой культуре русского. Уровни. Старшая дошкольная группа. Кол-во детей. % Высокий. 5.

бытовая культура русского народа, старший дошкольный возраст, диагностика уровня знаний.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Проведенное нами исследование уровней развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста показало, что большинство детей в обеих группах имеют недостаточный уровень развития данных качеств...

Педагогические условия формирования гражданственности...

Для реализации цели исследования в начале года был определен уровень сформированности основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста двух групп ДОУ. Использовалась методика В. М. Мельниковой и Л. Т. Ямпольского [5, с. 37].