Профессиональные и личностные качества менеджера
Автор: Хабибулина Зиля Зарифовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.10.2015
Статья просмотрена: 9766 раз
Библиографическое описание:
Хабибулина, З. З. Профессиональные и личностные качества менеджера / З. З. Хабибулина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8835/ (дата обращения: 11.05.2024).
В статье автор рассматривает вопросы профессиограммы менеджера, проводит анализ психолого-педагогической литературы, формулирует понятийный аппарат интересующей проблемы, выделяет компетенции будущего менеджера.
Ключевые слова: менеджер, профессиограмма менеджера, управление.
В последнее время российские специалисты все глубже осознают важность международной деятельности в сфере образования и все чаще подчеркивают необходимость интеграции России в европейскую систему высшего образования. Основные позиции международных отношений закреплены в положениях Болонской декларации, которую Россия подписала в 2003году в Берлине.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и работы многих ученых (В. П. Засыпкин, В. Никольский, В. А. Сластенин, Н. Н. Федотова и др.) постулируют, что идет процесс смены международных образовательных стандартов, обязательным требованием кадровой инфраструктуры становится массовое владение разговорным и деловым иностранным языком. Международное общение значимо и для тех сфер, где специалисты решают профессиональные вопросы в сфере межнационального бизнеса. Анализ ситуации общественного развития России свидетельствует о наличии потребности общества в системе формирования современной культуры делового общения в менеджменте, динамично развивающейся сфере, требующей утверждения цивилизованных форм деловой коммуникации, соответствующих международным стандартам. Именно в менеджменте, с учётом всех требований современности, раньше всего складываются самые эффективные модели делового общения, та самая деловая культура, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность.
Исходя из вышеизложенного, необходимо составить профессиограмму менеджера, связанное с трансформацией его функций, обусловленной состоянием национальной экономики.
Термин «профессиограмма» происходит от лат. professio — специальность, занятие и греч. gramma — запись.
Определение термина «профессиограмма» встречается в социологической, экономической, психолого-педагогической литературе. Социологи дают следующее определение этому термину: «Профессиограмма — это описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику» [5]; «…описание в форме таблицы или графика какого-либо вида профессиональной деятельности в конкретных производственных условиях». А. А. Грицанов, Нартова-Бочавер С. К., Чекин А. Н., В. Н. Чернышев, А. П. Двинин и др. в систему требований, предъявляемых работнику, включают социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические характеристики [2;7]. В психолого-педагогической литературе профессиограмма рассматривается как документ, результат исследования, подробное описание некоей профессии через систему требований, предъявляемых ею работнику, включая качества личности, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией [1;7].
Разработке методологических требований к составлению профессиограмм посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых (Е. М. Ивановой, А. К. Марковой, В. Е. Гаврилова, Е. И. Гарбера, Е. А. Климова, И. Н. Шпильрейна и др.), но, тем не менее, ощущается нехватка практических разработок для каждой отдельной профессии. Е. Романовой [4] проведено наиболее полное и широкое исследование в направлении проекции существующих теоретических положений в сферу практического профессиографирования. При этом обобщение универсальных требований к специалистам рассматриваемой профессии следует регулярно корректировать в зависимости от изменения целей и задач организации, которое ведет к трансформации основных функций представителя данной профессии.
Ученые выделяют несколько методологических принципов разработки профессиограмм:
а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;
б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;
в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;
г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;
д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы [4].
Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, способностей человека требованиям к профессии. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации.
Взяв за основу определение Е. В. Пичугиной, под профессиограммой мы понимаем описание, характеристику профессии, основной источник, регламентирующий требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста, отражающий его полную квалификационную характеристику [3].
Исследование профессиологического, нормативного, психологического, содержательного, личностного, технологического, информационного аспектов профессиограммы показало, что профессиограмма имеет многофункциональное назначение в сфере профессионального образования. С помощью профессиограммы возможен анализ всех сторон профессиональной деятельности специалиста. Профессиограмма является идеальной моделью личности и деятельности будущего специалиста; выступает базисом формирования содержания профессионального образования, служит ориентиром в выборе методов, форм, средств обучения, обеспечивающих формирование качеств личности и профессиональной деятельности специалиста, может быть использована в качестве инструмента контроля качества подготовки выпускника.
На основе исследования сущности и структуры профессиограмм (Батышев С. Я., Беляева А. П., Зеер Э. Ф., Е. А. Климов, Сотникова С. И. и др.), учитывая особенности труда специалиста в области управления образованием, в исследовании разработана профессиограмма менеджера.
Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, толерантным, компетентным, иметь чувство юмора и эмпатию.
Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знания иностранного языка и умения работать на ПК.
Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера:
- работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;
- служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;
- изучение спроса и предложения на рынке;
- планирование деятельности организации;
- коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);
- поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;
- разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;
- руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;
- контроль за исполнением данного задания;
- участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;
- проведение переговоров, бесед с клиентами;
- проведение презентаций.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества):
способности:
- высокоразвитые организаторские способности (способность руководить);
- коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);
- способность управлять собой;
- высокая способность влиять на окружающих;
- способность руководить;
- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
- способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
- хорошо развитые аналитические способности;
- высокий уровень понятийного мышления.
Личностные качества, интересы и склонности:
- умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
- уверенность в себе, в принимаемых решениях;
- энергичность;
- четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);
- умение подчиняться требованиям, нормам организации;
- эрудированность;
- стремление к постоянному личностному росту. [4].
Рабочие программы по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» выделяют компетенцию, которой будущий специалист должен овладеть при изучении иностранного языка в вузе, предусмотренных ООП: владеет способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК 5).
Таким образом, мы видим, что проблема профессиональной профессиограммы менеджера интересует ученых с различных точек зрения, проблемы определения и составления профессиограммы интересуют как методистов, так и ученых-педагогов, психологов, социологов. Подобный интерес связан, как нам кажется, прежде всего, с тем, что профессиограмма позволяет с новой, современной точки зрения подойти к пониманию и определению профессии менеджера, уточнить ее роль в современном мире.
Литература:
1. Акмеологический словарь/Под общей ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.
2. Нартова — Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие. — изд-во Флинта, 2008.
3. Пичугина Е. В. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2006.
4. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. / Е. Романова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 464 с.
5. Социология. Энциклопедия / Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. — 2003.
6. Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л. П.. М,: ЭКСМО, 2008. — 944 с.
7. Чекин А. Н. Управление персоналом в России: современные исследования, проблемы и решения// материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 170 с.
Похожие статьи
Профессиограмма менеджера как эталонная модель специалиста
менеджер, способность, умение, психолого-педагогическая литература, система требований, профессиональное образование, профессиональная деятельность специалиста...
Анализ категории «профессионализм» специалиста...
1. Социальная, психолого-педагогическая. Педагогический профессионализм; профессиональный социум; профессиональное бытие; профессиональная культура; профессиональное образование; профессионально обучение...
Иностранный язык как составляющий фактор... | Молодой ученый
иностранный язык, профессиональное общение, будущая профессиональная деятельность, высшая школа, высшее учебное заведение, деловое общение, будущий специалист, коммуникативное поведение...
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении...
знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Развитие компетентности современного учителя.
Деловое общение как психолого-педагогическая проблема
деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.
О способах организации профессионально-ориентированного...
О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса. Автор: Зыбина Наталья Евгеньевна. Рубрика: Педагогика.
К вопросу о формировании компетентного специалиста
компетентный специалист, компетенция, будущий специалист, высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность, коммуникативная компетенция, процесс формирования, иностранный язык...
Коммуникативные способности в профессиональной...
Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения. Автор: Гусева Наталья Владимировна. Рубрика: Психология и социология.
Проблема качества подготовки современного специалиста
Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований...
Похожие статьи
Профессиограмма менеджера как эталонная модель специалиста
менеджер, способность, умение, психолого-педагогическая литература, система требований, профессиональное образование, профессиональная деятельность специалиста...
Анализ категории «профессионализм» специалиста...
1. Социальная, психолого-педагогическая. Педагогический профессионализм; профессиональный социум; профессиональное бытие; профессиональная культура; профессиональное образование; профессионально обучение...
Иностранный язык как составляющий фактор... | Молодой ученый
иностранный язык, профессиональное общение, будущая профессиональная деятельность, высшая школа, высшее учебное заведение, деловое общение, будущий специалист, коммуникативное поведение...
Роль психолого-педагогической компетентности в становлении...
знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Развитие компетентности современного учителя.
Деловое общение как психолого-педагогическая проблема
деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.
О способах организации профессионально-ориентированного...
О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса. Автор: Зыбина Наталья Евгеньевна. Рубрика: Педагогика.
К вопросу о формировании компетентного специалиста
компетентный специалист, компетенция, будущий специалист, высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность, коммуникативная компетенция, процесс формирования, иностранный язык...
Коммуникативные способности в профессиональной...
Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения. Автор: Гусева Наталья Владимировна. Рубрика: Психология и социология.
Проблема качества подготовки современного специалиста
Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований...