Проектная деятельность как результат компетентностного подхода к образованию школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лебедева, Т. М. Проектная деятельность как результат компетентностного подхода к образованию школьников / Т. М. Лебедева, В. Н. Хаустова, С. А. Овсянникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6520/ (дата обращения: 03.05.2024).

Все началось с занятия по внеклассному чтению, на котором ученики 4 класса познакомились с замечательным произведением Н. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Мечтой Н. Н. Носова были ухоженные города, утопающие в зелени и цветах, с фонтанами, создающими красоту и уют. В настоящее время родной город ребят стал воплощением желаний писателя. Приезжающие в Старый Оскол люди восхищаются чистотой, ухоженностью улиц, парков, скверов, обилием зелени, цветов. Горожане гордятся тем, что Старый Оскол — один из самых благоустроенных и озеленённых городов нашей области.

Несмотря на то, что город стал краше, не все жители включились в облагораживание близлежащей территории и бережно относятся к ним. Младшие школьники решили украсить живыми цветами часть своего пришкольного участка на весь теплый сезон? Их даже не нужно будет срезать, и ставить в вазу — они будут постоянно радовать глаз. Неплохая идея, не правда ли? Могут ли школьники помочь в решении этой проблемы взрослым? Всевозможные варианты решения этой проблемы рассматривались ими: от мысли о дежурстве в летнее время у цветников до идеи активного участия обучающихся школ города в озеленении клумб, расположенных как на территории школы, так и возле жилых домов.

Сначала обучающиеся расспросили родителей, которые работают на разных промышленных предприятиях города и узнали, что здешние фабрики и заводы стали инвесторами благоустройства. Рабочие стали соревноваться друг с другом.

Всем классом отправились дети на экскурсию по городу и убедились в том, что результат превзошел все ожидания, и сегодня воочию все жители города могут увидеть плоды этого состязания. Так, например, территорию в районе реки Оскол заводчане полностью изменили за короткое время. Заросшее камышом и неухоженное место выровняли, облицевали берег плиткой и разбили прекрасную площадь с фонтаном. Рукотворная набережная с романтичным названием «У старой мельницы» стала любимым местом отдыха, как взрослых, так и детей. Самый красивый цветник и по разнообразию растений, и по цветовой гамме дети увидели на улице Ленина рядом со зданием администрации. Здесь всё радует глаз и поднимает настроение.

На сайте города четвероклассники прочитали, что несколько лет назад была принята программа «Фонтаны Оскола». Прежде всего, привели в порядок гидросквер в микрорайоне Жукова. Его обновили и реконструировали: чаши фонтана сделали с подсветкой и разным уровнем водных струй. Несколько новых мини-фонтанов недавно появились в сквериках по всему городу. Все это ученики видели и во время экскурсии по городу.

Далеко не все школьники знают, что красоту на старооскольских улицах создают работники МУП «Зеленстрой», которые вкладывают в это дело не только свои знания, умение, опыт, но и душу. Обучающиеся вместе с родителями побывали в теплицах предприятия и своими глазами увидели, что более миллиона различных растений, в том числе и цветочной рассады, которая ранней весной высаживается в грунт в городских парках, скверах. На предприятии работают истинные мастера своего дела. Сейчас сотрудниками уже произведена закупка хвойных деревьев для разбивки первого в округе елового парка. Помимо хвойных деревьев в Старом Осколе в скором времени появятся и плодово-ягодные, будет разбит сад цветов.

А что может сделать 4-ый класс, чтобы город стал еще краше, чтобы красивее стало в школьном парке? Изучив разнообразный материал по озеленению, обучающиеся поставили перед собой несколько вопросов. Можно ли уменьшить количество неухоженных клумб в нашем городе и сделать наш город еще краше? Как создать дизайн клумбы своими силами? Какие мероприятия можно предложить для решения этой проблемы? Исходя из данных вопросов, сформулированы цель и задачи проекта. Цель проекта: обучение младших школьников рациональной деятельности в природе, при которой сознательно, целенаправленно, планомерно развивается взаимодействие с нею, познавательная, творческая, общественная активность школьников. Задачи: изучение вопроса создания дизайна клумб; изготовление фотоальбома «Цветники Старого Оскола»; создание эскизов и макетов цветников для школьных клумб.

В ходе реализации программы ученики разделились на 5 групп, каждая из которых отвечала за решение конкретной задачи. Группой историков были изучены некоторые вопросы дизайнерского искусства оформления цветников. Группой географов — краеведов было проведено исследование пришкольных участков, пригодных для обустройства клумб и выполнен план пришкольных участков. Фотографы создали фотоальбом с изображением цветников города. Группа художников создала эскизы будущих клумб. Группой дизайнеров изготовлены макеты клумб для трех пришкольных участков. Группа по связям с общественностью предложила директору школы, Лебедевой Татьяне Михайловне, эскизы и макеты будущих цветников для дальнейшего воплощения проекта в жизнь.

Ученики просмотрели несколько книг, использовали ресурсы Интернета и выяснили, как оформляются цветочные клумбы, границы клумб, правила подбора цветов по окраске, правила подбора цветов по времени цветения. Была дана физико-географическая характеристика территории школы у входа в здание, пригодной для обустройства клумб, создан план цветников. Учитывая весь изученный материл, школьники остановили свой выбор на растениях, легко приживающихся в нашем крае.

Таким образом, результатом работы младших школьников по данной проблеме стали: знакомство с дизайнерским искусством цветников; подготовлены сообщения по данной теме на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда; исследованы пришкольные участки, пригодные для обустройства цветников, составлен их план; создан фотоальбом с изображением цветников города, альбом эскизов будущих клумб; изготовлены 2 варианта макетов клумб для трех пришкольных участков; директором школы принят проект оформления пришкольной территории для дальнейшего воплощения в жизнь.

Проектная деятельность в школе позволяет сделать еще один шаг в направлении развития школьников. Она создает вполне конкретный продукт, направленный на изменение реально существующей ситуации. Очевидно, что есть и другие виды деятельности, которые сегодня успешно «приживаются» в нашей школе. Это, например, научно-исследовательская деятельность, ориентированная на приобретение школьниками новых знаний. В ней формируются не только созидательные, но именно исследовательские навыки анализа, сравнения и сопоставления, умение формулировать гипотезы и доказывать. Все это помогает Российской школе обеспечивать не только качественную подготовку учащихся в направлении академических знаний, но и практико-ориентированную подготовку будущего страны.

 

Литература:

 

1.                  Дубова, М. В. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы)/ М. В Дубова.- М.: Баласс, 2010. — 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

2.                  Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов./ М. В Дубова — М.: Баласс, 2010. — 80 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

3.                  Гарнизоненко, Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера/ Т. С. Гарнизоненко.-М.:Знание, 1995 г

4.                  Каталоги: «Каталог растений деревья, кустарники, многолетники рекомендованные Садом Польских Питомников»; Lorenz von Ehren — немецкий каталог; Лорберг Штефан «Каталог «Lorberg».

5.                  Литературный словарь. Термины. Определения. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=14027 [в формате ZIP] [в формате PALM]

6.                  Подбираем растения для клумб.. [Электронный ресурс.] Режим доступа: www.klymba.by; http://www.sadcvetov.ru/stat/18-podbor-cvetov.html. Фото — www.flower.onego.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): Старый Оскол, город, директор школы, изображение цветников города, обустройство клумб, правило подбора цветов, решение этой, участок, школьник.

Похожие статьи

Чтобы город стал краше… | Статья в сборнике международной...

Старый Оскол, город, директор школы, изображение цветников города, обустройство клумб, правило подбора цветов, решение этой, участок, школьник.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

Эту же мысль великий русский педагог К. Ушинский выразил так: «А воля, а простор, а природа, прекрасные окрестности города, а эти душистые

Цветочное оформление устраивают в виде клумб, рабаток, миксбордера, рокария. Хорошо смотрятся цветы в контейнерах и вазонах.

Современные способы озеленения в ландшафтном дизайне

В большинстве случаев администрация города закрывает глаза на эти нарушения.

Грамотный подбор сортов зеленых насаждений по их эстетическим свойствам

Самый популярный вид озеленения — это цветочные клумбы, без которых немыслим современный городской пейзаж.

Геометрические фигуры и тела на клумбах и в парках... | «Молодой

Правила оформления статей.

Летом города украшены красивыми цветами, узоры на клумбах состоят из геометрических фигур: квадратов, кругов, треугольников.

Этот город привлекает внимание миллионов туристов из всех стран.

Научно-творческий проект: «Цветы Победы»

Озеленить клумбы у школы, дома, на дачном участке. Решили знаменательной весной. Мы к празднику украсить город свой.

А в мае мы увидели цветы. И замерли от этой красоты! Посадка в грунт был следующий этап, Мы выбрали немаленький масштаб.

Автогородок на территории школыэто реально!

Школа играет главную роль в обучении детей правилам дорожного движения. Решением задач повышения безопасности дорожного движения, снижения детского дорожно-транспортного травматизма г

Схему согласовать с ГИБДД и приблизить к улично-дорожной сети города.

Реализация проекта «О чистоте на планете беспокоятся дети!»

А если посмотреть на это с другой стороны — ты житель города, а значит, ты и есть хозяин этого города, а значит

Похожие статьи. Развитие социальной активности подростков в школе.

Гусеница. Грибы. Цветы весенние. Песочница. Цветочная клумба с астрой.

Школа — цветущий сад

Правила оформления статей.

Является ли эта проблема актуальной? В 2007–2010 годах ученики нашей школы разработали и защитили проект «Школьный двор».

Пришкольная территория стала красивой. Созданные своими руками клумбы, бордюры приносили...

Похожие статьи

Чтобы город стал краше… | Статья в сборнике международной...

Старый Оскол, город, директор школы, изображение цветников города, обустройство клумб, правило подбора цветов, решение этой, участок, школьник.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды

Эту же мысль великий русский педагог К. Ушинский выразил так: «А воля, а простор, а природа, прекрасные окрестности города, а эти душистые

Цветочное оформление устраивают в виде клумб, рабаток, миксбордера, рокария. Хорошо смотрятся цветы в контейнерах и вазонах.

Современные способы озеленения в ландшафтном дизайне

В большинстве случаев администрация города закрывает глаза на эти нарушения.

Грамотный подбор сортов зеленых насаждений по их эстетическим свойствам

Самый популярный вид озеленения — это цветочные клумбы, без которых немыслим современный городской пейзаж.

Геометрические фигуры и тела на клумбах и в парках... | «Молодой

Правила оформления статей.

Летом города украшены красивыми цветами, узоры на клумбах состоят из геометрических фигур: квадратов, кругов, треугольников.

Этот город привлекает внимание миллионов туристов из всех стран.

Научно-творческий проект: «Цветы Победы»

Озеленить клумбы у школы, дома, на дачном участке. Решили знаменательной весной. Мы к празднику украсить город свой.

А в мае мы увидели цветы. И замерли от этой красоты! Посадка в грунт был следующий этап, Мы выбрали немаленький масштаб.

Автогородок на территории школыэто реально!

Школа играет главную роль в обучении детей правилам дорожного движения. Решением задач повышения безопасности дорожного движения, снижения детского дорожно-транспортного травматизма г

Схему согласовать с ГИБДД и приблизить к улично-дорожной сети города.

Реализация проекта «О чистоте на планете беспокоятся дети!»

А если посмотреть на это с другой стороны — ты житель города, а значит, ты и есть хозяин этого города, а значит

Похожие статьи. Развитие социальной активности подростков в школе.

Гусеница. Грибы. Цветы весенние. Песочница. Цветочная клумба с астрой.

Школа — цветущий сад

Правила оформления статей.

Является ли эта проблема актуальной? В 2007–2010 годах ученики нашей школы разработали и защитили проект «Школьный двор».

Пришкольная территория стала красивой. Созданные своими руками клумбы, бордюры приносили...