Слуховое восприятие — основа создания образов внешнего мира у детей с нарушением зрения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жукова, Т. В. Слуховое восприятие — основа создания образов внешнего мира у детей с нарушением зрения / Т. В. Жукова, Е. В. Полюхова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6435/ (дата обращения: 04.05.2024).

 

Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.

Причем у всех детей, имеющих остаточное зрение, как бы мало оно ни было, именно зрение играет ведущую роль в познании и чувственном отражении окружающего мира. Однако это не значит, что при грубых нарушениях зрения человек теряет такое же количество впечатлений, так как некоторые анализаторы могут отражать одну и ту же сторону, что и другие. Нарушение чувствительности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слабовидящему ребенку специфической психологической системы, когда другие члены системы принимают участие в работе каждого ее члена, оказывая ему поддержку и содействие.

Слуховой анализатор является одним из главных сенсорных систем. Воспринимая звуки, ребенок ориентируется в окружающей среде, общается с другими людьми, обменивается опытом в учебной, игровой и трудовой деятельности. Однако дети с глубокими нарушениями зрения не используют в должной мере сохранные анализаторы для восполнения чувственной информации, полагаясь на остаточное зрение, хотя образы внешнего мира и у них никогда не бывают одномодальными: их структура сложна и всегда включает информацию, получаемую от анализаторов, и сохранных, и нарушенных [1, 2].

Роль слуха в жизни и деятельности детей с нарушением зрения значительно больше, чем у нормально видящих [3]. Ведь у слабовидящих детей звуковые ощущения и восприятия имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра, интонации, громкости голоса, на дистанции или вблизи слабовидящие дети могут судить о человеке, его настроении, характере, суждениях, отношении к окружающим и о психических состояниях, не видя, зачастую, его мимики и жестов [4].

Однако практика работы со слабовидящими дошкольниками показывает, что изощренность их слуха не является автоматически возникающей, она связана с индивидуальными отличиями и в большей степени зависит от постоянного использования слуха в пространственной ориентации и практической деятельности, что и приводит к повышению как абсолютной, так и различительной чувствительности. Повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора при изменившихся условиях, вследствие усиленной тренировки, специальной ориентировки и научению [5].

Работая с детьми с нарушением зрения, мы убедились, что полная или частичная утрата функций зрения ограничивает поступление количества ощущений, тем самым, снижая полноту, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира, делая ребенка менее уверенным и более зависимым от окружающих его взрослых.

При этом дети с нарушением зрения не стремятся использовать другие анализаторы для восполнения недостающей информации, так как не имеют знаний о работе и возможностях своего организма.

Мы решили попробовать изменить ситуацию, помочь детям в осознании своего дефекта и возможностей своего организма, в частности слухового восприятия. И уже на базе развивающегося слухового восприятия создать качественно новую зрительно-слуховую основу получения информации об окружающем мире, позволяющую более эффективно компенсировать влияние сенсорного дефекта на общее психическое развитие ребенка с нарушением зрения.

А это значит, что специальная коррекционная работа должна быть направлена на решение таких задач:

1.      Осознание сенсорного дефекта и своих сенсорных возможностей.

2.      Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира.

3.      Развитие музыкально-слуховых ощущений.

4.      Обогащение информации об окружающем пространстве с привлечением зрительно-слуховой сферы.

Таким образом, перед нами встала необходимость создание комплекса специальных коррекционных занятий, обеспечивающих компенсацию нарушенных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой и практической деятельности с включением коррекции первичного дефекта /технические средства/ и развития слуха.

Именно для решения этой важнейшей задачи нами была разработана система занятий по самопознанию «Я человек». На этих занятиях дети с помощью дидактических игр, игровых упражнений, художественного слова /загадок, потешек, стихов, рассказов/ приобретали знания о себе — как полноправном члене социума, учились проявлять свои положительные качества и сдерживать отрицательные, познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы (в том числе слух) для компенсации зрительной депривации. Занятия по темам «Мои умные помощники», «Звук и уши», «Уши — орган слуха», «Умные ушки» и другие знакомили детей с органом слуха, его функциональными возможностями. Дети учились использовать информацию, полученную с помощью слуха в совокупности с информацией от других анализаторов, выделять основные и второстепенные признаки воспринимаемых объектов. Однако эти признаки не становились еще обобщенными ориентирами и могли быть использованы в таком качестве только при узнавании конкретных предметов, так как выделенные свойства не связывались еще детьми в единую, целостную систему с присущей ей иерархией признаков.

Особое значение в этой работе, на наш взгляд, имели экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, дидактические игры и игровые упражнения, подвижные игры, физкультурные, музыкальные и логопедические занятия, обучение игре на музыкальных инструментах.

В процессе такого обучения полученные знания закреплялись благодаря комплексному подходу к формированию представлений детей о полимодальном способе информации. У детей вырабатывался обостренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, хорошо натренированная слуховая память.

Вместе с тем наши усилия были направлены на закрепление навыков и умений выделять ориентиры, в том числе и звуковые, анализировать их, осмысливать и применять их на практике, создавать обобщенный образ пространства на полисенсорной основе с использованием нарушенного зрения. Это важно, потому что у детей с нарушением зрения особенно страдает ориентация в незнакомом пространстве, их пугает присутствие новых звуков, голосов, шумов. Для более полноценной адаптации детей необходимо совершенствовать навыки ориентирования с использованием слуха, автоматизировать их, усваивая специфические правила пользования транспортом, поведения на остановках, улицах, переходах и т. д.

Особенно эффективно в этой работе было использование: утренней гимнастики, подвижных игр и спортивных развлечений, физкультурных занятий, экскурсий за пределы детского сада, дидактических игр, музыкальных занятий.

Перспективный план развития слухового внимания у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Месяц

Коррекционные задачи

Содержание работы

Сентябрь

— Обогащать представления детей о звуках окружающего мира.

— Учить ориентироваться на голос воспитателя и другие звуковые сигналы.

— Обучать способам обследования на слух.

— Формировать умение выделять и различать звуки природы.

— Экскурсия по помещениям групповой комнаты с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него.

— Экскурсия по помещениям бытовых комнат с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него.

— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек».

— Целевые прогулки в сквер с целью исследования звуков природы.

— Дидактические игры и упражнения.

— Подвижные игры.

Октябрь

— Расширять представления об окружающем пространстве с привлечением зрительно-слуховой сферы.

— Учить определять помещения по исходящим оттуда звукам.

— Учить выполнять различные движения на звуковой сигнал.

— Экскурсии по помещениям медицинского блока с целью исследования звукового наполнения и с использованием зрения и без него.

— Целевые прогулки в парк с целью исследования звуков природы.

— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек».

— Дидактические игры и упражнения.

— Подвижные игры.

Ноябрь

— Уточнять представления детей о звуках окружающего мира.

— Учить различать шумы города.

— Учить искать предметы, издающие звуки.

— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек».

— Экскурсии по помещениям детского сада: коридор, музыкальный зал, спортивный зал с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него.

— Целевые прогулки по ближайшим улицам, с целью знакомства со звуками улицы.

Декабрь

— Продолжать развивать слуховые ощущения.

— Учить выделять звуки на улицах города.

— Экскурсии по помещениям кухни и прачечной с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него.

— Целевые прогулки к автодороге, к перекрестку с целью знакомства со звуками транспорта.

— Целевые прогулки в сквер с целью исследования звуков природы в разные времена года.

Январь

— Подвести к осознанию своего сенсорного дефекта и своих сенсорных возможностей.

— Упражнять в определении, различении, назывании и классификации предметов на слух.

— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек».

— Экскурсии по помещениям смежных групповых комнат с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него.

— Целевые прогулки к трамвайной остановке, к остановке автотранспорта с целью знакомства со звуками транспорта.

Февраль

— Учить слышать и различать звуки по высоте, тембру, длительности, динамике, ритму.

— Музыкально-дидактические игры и упражнения.

— Игры-драматизации.

— Целевые прогулки к трамвайной остановке, к остановке автотранспорта с целью знакомства со звуками транспорта.

Март

— Совершенствовать слуховые ощущения.

— Продолжать развивать умение определять, различать, называть и классифицировать предметы на слух.

— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек».

— Дидактические игры и упражнения.

— Подвижные игры.

— Целевые прогулки в сквер с целью исследования звуков природы в разные времена года.

Апрель

— Совершенствовать и расширять слуховые ощущения.

— Развивать умение выделять и различать шумы и звуки улиц города.

— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек».

— Дидактические игры и упражнения.

— Музыкально-дидактические игры и упражнения.

— Целевые прогулки к автодороге, к перекрестку, на площадь с целью обогащения звукового наполнения.

Май

— Обогащать представления детей о звуках окружающего мира.

— Совершенствовать умение выделять и различать звуки природы.

— Целевые прогулки в парк, с целью исследования звуков природы в разные времена года.

— Дидактические игры и упражнения.

— Подвижные игры.

 

Литература:

 

1.                  Алексеев О. Л. Особенности функционирования тифлосистем с аномальным оператором//Дефектология.- 1990. — № 1.- С.4–8

2.                  Григорьева Л. П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей//Дефектология.- 1999. — № 2. — С. 9–18

3.                  Григорьева Л. П. Системная модель компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей и ее экспериментальная верификация//Дефектология.- 1999. — № 3. — С. 22–29

4.                  Дорофеева Т. А. Формирование представлений о сенсорных возможностях у младших школьников с нарушением зрения в рамках коррекционной программы «Ребенку о нем самом» //Дефектология.- 2002. — № 6. — С.47–50

5.                  Селезнева Е. В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира //Дефектология. — 1996. — № 1. — С.67–73.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, окружающий мир, звук природы, звуковое наполнение, игра, использование зрения, Проведение занятий, ребенок, прогулка, цель знакомства.

Похожие статьи

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения, ознакомление детей, детский сад, глазная патология, игра. Похожие статьи.

Красочный мир ощущений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира. ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения, ознакомление детей, детский сад, глазная патология, игра.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Целью коррекционной образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира...

Развитие пространственного ориентирования и зрительного...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира. ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения, ознакомление детей, детский сад, глазная патология, игра.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Установлено, что у детей с нарушением зрения происходит отставание в физическом развитии на всех возрастных этапах [2].

Ограниченность контактов с объектами окружающего мира, недостаточная мобильность затрудняют получение полной информации о внешнем мире, а это...

Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением...

Познавательная основа летнего развлечения для детей с нарушением зрения строится на основе совместного планирования с использованием единой лексической темы «Времена года», разнообразных дидактических игр и практической деятельности.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.

В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира. За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Похожие статьи

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира

ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения, ознакомление детей, детский сад, глазная патология, игра. Похожие статьи.

Красочный мир ощущений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира. ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения, ознакомление детей, детский сад, глазная патология, игра.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Целью коррекционной образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира...

Развитие пространственного ориентирования и зрительного...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира. ребенок, нарушение зрения, окружающий мир, предмет, свойство предметов, острота зрения, ознакомление детей, детский сад, глазная патология, игра.

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей...

Установлено, что у детей с нарушением зрения происходит отставание в физическом развитии на всех возрастных этапах [2].

Ограниченность контактов с объектами окружающего мира, недостаточная мобильность затрудняют получение полной информации о внешнем мире, а это...

Летнее развлечение «Лето с Морозом» для детей с нарушением...

Познавательная основа летнего развлечения для детей с нарушением зрения строится на основе совместного планирования с использованием единой лексической темы «Времена года», разнообразных дидактических игр и практической деятельности.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.

В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями...

Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира. За последние годы увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.