Оценка эффективности мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора по улучшению состояния здоровья населения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сучков, В. В. Оценка эффективности мероприятий, проводимых органами Роспотребнадзора по улучшению состояния здоровья населения / В. В. Сучков. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/86/3783/ (дата обращения: 28.04.2024).

Разработан алгоритм оценки эффективности деятельности органов Роспотребнадзора. Обоснованы показатели, которыми характеризуется работа органов и организаций Роспотребнадзора. Разработана стратегия планомерного улучшения состояния поднадзорных объектов на всей территории ведомства.

Ключевые слова:органы Роспотребнадзора, оценка качества, социально-гигиенический мониторинг.

В настоящее время органы Роспотребнадзора проводят плановые проверки поднадзорных объектов не чаще 1 раза за 3 года [2]. И, как правило, при проведении планового контроля выявляются единичные нарушения. При этом создаются длительные интервалы времени, в течение которых состояние тех предприятий, которые прошли проверку, может измениться кардинальным образом. Всё это создаёт предпосылки для проверки деятельности самого Роспотребнадзора с гарантией того, что в последующие три года на объектах, прошедших плановую проверку, риск здоровью людей от возникновения возможной внештатной ситуации оставался минимальным. С этой целью необходимо разработать и внедрить в систему социально-гигиенического мониторинга методику оценки эффективности деятельности Роспотребнадзора.

Зайцевой Н. В. и соавт. (2009) разработана модель для определения вклада действий органов и организаций Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания методом нелинейного матричного прогнозирования [1]. Авторы предлагают сложный алгоритм расчёта вклада органов Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания, требующий разработки соответствующей программы для ЭВМ. В первоначальном виде его очень сложно внедрить в практику социально-гигиенического мониторинга.

Нами разработан простой алгоритм оценки эффективности деятельности органов Роспотребнадзора, включающий в себя не только определение вклада в управление качеством среды обитания, но и стратегию планомерного улучшения состояния поднадзорных объектов на всей территории ведомства.

Для того чтобы оценить эффективность работы органов Роспотребнадзора на j-ой территории, необходимо выбрать показатели, характеризующие деятельность Роспотребнадзора. В перечень показателей входят:

1)                           количество принятых управленческих решений в i-ом году (за вычетом тех, которые отменены по решению суда) (xi);

2)                           количество случаев заболеваний в i-ом году, возникших по вине бездействия органов Роспотребнадзора (yi);

3)                           количество предотвращённых случаев заболеваний в i-ом году (zi);

4)                           количество внеплановых проверок в i-ом году (ti);

5)                           процент выполнения государственного задания в i-ом году (pi).

Для проведения расчётов необходимы дополнительные показатели:

1)      общее количество проверок в i-ом году (ai);

2)      общее количество выявленных нарушений в i-ом году (с учётом тех, по которым управленческие решения отменены по решению суда) (bi);

3)      общее количество людей на всех поднадзорных объектах в i-ом году (ci).

Теперь необходимо привести все показатели к единой шкале измерений. Для этого нужно выбрать саму числовую шкалу, определить её минимальное и максимальное значения. В нашем случае шкалой является числовой полуинтервал с минимальным значением, стремящимся к нулю, и максимальным значением равным 1 (100 %).

На следующем шаге вычисляется валовый показатель за i-ый год (ВПi) по формуле 1:

                               .                                   (1)

Затем рассчитываются ВП за временной период n(n ≥ 5 лет) и находится ВПср. по формуле 2:

                                         .                                                                  (2)

Зная ВПi и ВПср., находим плановый уровень за i-ый год (ПУi) по формуле 3:

                                                                                                (3)

Плановый уровень всегда больше валового показателя, он стремится к 1 (100 %). Динамика изменения валового показателя с шагом 0,01 и соответствующего изменения планового уровня показана на рис. 1.

Рис. 1. Динамика изменения валового показателя с шагом 0,01 и соответствующего изменения планового уровня

ПУiможет выступать в качестве прогнозного значения плана, к которому надо стремиться, чтобы улучшить качество работы органов Роспотребнадзора на ближайшее время. Через ПУi можно рассчитать необходимое количество лет (k), через которое ВПi достигнет 1 (100 %). Для этого по формуле 3 последовательно рассчитывают ПУi+1, ПУi+2, …, ПУi+k, подставляя вместо валового показателя за i-ый год ПУi, ПУi+1, …, ПУi+k-1 соответственно и каждый раз пересчитывая ВПср., до тех пор, пока ПУi+k не станет равным 1 (100 %). Это стратегия планомерного улучшения состояния поднадзорных объектов на всей территории ведомства.

Для сравнения эффективности деятельности органов Роспотребнадзора с прошлым годом (i–1) вычисляют Ki и Ki–1 по формулам 4 и 5.

                                                                                                             (4)

                                                                                                      (5)

Сравнивая Ki и Ki–1, получаем, если KiKi–1, ситуация улучшилась на  процентов.

Если Ki = Ki–1, ситуация не изменилась.

Если KiKi–1, ситуация ухудшилась на  процентов или в  раз.

Применяемая методология оценки эффективности деятельности органов Роспотребнадзора позволит оперативно реагировать на изменение ситуации на поднадзорных объектах, выбирать стратегию улучшения здоровья населения и качества среды обитания, а также разрабатывать комплекс профилактических мероприятий для улучшения состояния поднадзорных объектов на всей территории ведомства.

Литература:

1.         Методические подходы к определению вклада органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения [Текст] / Н. В. Зайцева, П. З. Шyp, Е. В. Бабушкина, А. Л. Гусев // Здоровье населения и среда обитания: ежемес. информ. бюллетень. ? 2010. ? № 11 (212). ? С. 11–13.

2.         О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ: [ред. от 12 дек. 2012 г.] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система: Интернет-версия. ? 2013. ? Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137706.

Основные термины (генерируются автоматически): валовый показатель, плановый уровень, территория ведомства, планомерное улучшение состояния поднадзорных, социально-гигиенический мониторинг, управление качеством, динамик изменения, максимальное значение, решение суда, среда обитания.

Похожие статьи

Оценка социально-экономического положения населения...

Индикаторы состояния социальной сферы региона основываются на значениях и темпах изменения уровня развития территории, которые, безусловно, зависят от общих трендов социально-экономического положения в стране.

Гигиенический мониторинг питьевой воды | Статья в журнале...

Социально-гигиенический мониторинг — это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и...

Управление качеством образования в образовательном...

Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на

Данный принцип включает также «скользящее» улучшение качества и отслеживает позитивные изменения в уровне образованности ученика.

Понятие, задачи и виды мониторинга земель | Статья в журнале...

Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ.

Методы оценки качества государственного управления

Анализ показал низкий уровень качества государственного управления в России, это говорит о том, что решение данной задачи в настоящее время является

Необходимо, рассматривать социально-экономический аспект, через показатели уровня качества населения.

Сущность и необходимость управленческого мониторинга...

Этими этапами являются: диагностика текущего состояния, непосредственное управление

В настоящее время мониторинг социально – экономического развития регионов должен

с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями

Методологические подходы к оценке качества и уровня жизни...

Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, устойчивое развитие территорий, мониторинг социально-экономического развития. Обоснование решения многих проблем, начиная от аналитических инструментов государственной...

Основные подходы к оценке качества жизни населения

показатель, уровень жизни, свободное время, оценка уровня жизни, условие труда, Социальное обеспечение, индекс, окружающая среда, качество жизни...

Оценка социально-экономического положения регионов...

Сводные показатели, характеризующие уровень развития определенной среды социально-экономической системы социально-экономических процессов, протекающих на территории региона, выявление отклонений в их состоянии от запланированных показателей...

Похожие статьи

Оценка социально-экономического положения населения...

Индикаторы состояния социальной сферы региона основываются на значениях и темпах изменения уровня развития территории, которые, безусловно, зависят от общих трендов социально-экономического положения в стране.

Гигиенический мониторинг питьевой воды | Статья в журнале...

Социально-гигиенический мониторинг — это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и...

Управление качеством образования в образовательном...

Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на

Данный принцип включает также «скользящее» улучшение качества и отслеживает позитивные изменения в уровне образованности ученика.

Понятие, задачи и виды мониторинга земель | Статья в журнале...

Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ.

Методы оценки качества государственного управления

Анализ показал низкий уровень качества государственного управления в России, это говорит о том, что решение данной задачи в настоящее время является

Необходимо, рассматривать социально-экономический аспект, через показатели уровня качества населения.

Сущность и необходимость управленческого мониторинга...

Этими этапами являются: диагностика текущего состояния, непосредственное управление

В настоящее время мониторинг социально – экономического развития регионов должен

с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями

Методологические подходы к оценке качества и уровня жизни...

Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, устойчивое развитие территорий, мониторинг социально-экономического развития. Обоснование решения многих проблем, начиная от аналитических инструментов государственной...

Основные подходы к оценке качества жизни населения

показатель, уровень жизни, свободное время, оценка уровня жизни, условие труда, Социальное обеспечение, индекс, окружающая среда, качество жизни...

Оценка социально-экономического положения регионов...

Сводные показатели, характеризующие уровень развития определенной среды социально-экономической системы социально-экономических процессов, протекающих на территории региона, выявление отклонений в их состоянии от запланированных показателей...