Конституционная регламентация семейного права в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 03.07.2015

Статья просмотрена: 3764 раза

Библиографическое описание:

Берая, И. О. Конституционная регламентация семейного права в России / И. О. Берая. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8452/ (дата обращения: 14.05.2024).

История развития брачно-семейных отношений тесным образом связано с историей развития общества. Государство разными религиозными или правовыми способами оказывало влияние на функционирование института семьи. Не опровержима особая значимость семейно-правовых отношений в обществе. Так же неоспоримо и то, что Конституция как основной закон государства является базой норм многих отраслей права, в том числе и семейного права. В связи с чем, роль Конституции и его основополагающих принципов играет важнейшую роль для развития и совершенствования норм права.

Первыми актами, послужившими фундаментом брачно-семейного законодательства послереволюционной России, были декреты ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917. Первый из декретов установил юридическую силу гражданских браков, зарегистрированных в органах записи гражданского состояния, провозгласил свободу заключения брака, равенство супругов в личных и имущественных правах. Декрет так же закрепил принцип единобрачия и приравнял права детей, рожденных вне брака с рожденными в браке [1]. Декрет от 19 декабря 1917 г. свободу расторжения брака. Брак мог быть расторгнут по обоюдной просьбе супругов в ЗАГСе, а по желанию одного из супругов в суде [2].

В первые Конституционное закрепление принципов касающихся семейного права произошло с принятием Конституции РСФСР от 21.01.1937 когда в статье 126 женщины были уравнены в правах с мужчинами и государство обеспечивало охрану интересов матери и ребенка [3]. Продолжение конституционного закрепления семейных норм произошло с принятием Конституции СССР от 07.10.1977. Статья 53 Конституции провозгласила, что семья находится под защитой государства, брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Статья 66 определила обязанности граждан СССР заботиться о воспитании детей, готовит их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества и обязанность детей заботиться о родителях и оказывать им помощь [4].

События, произошедшие в 90-х годах XX столетия на постсоветском пространстве, обусловили принятие 12 декабря 1993 годаz в России Конституции Российской Федерации. В соответствии со статье 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [5, с. 3]. Ряд статей Конституции РФ расширили регламентацию отрасли семейного права:

-          (ст.7) Обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

-          (ст.19) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации;

-          (ст.38) Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о родителях. Материнство и детство, семья находится под защитой государства [5, с. 5, 7, 12].

Одним из видов специальных юридических гарантий защиты прав и интересов граждан являются обращения граждан в органы государственной власти. На современном этапе конституционного развития России право граждан на обращения, так же получило закрепление в Основном законе страны. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [5, с. 10].

Закрепленное в рассматриваемой статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм решения вопросов защиты прав семьи и участников семейно-брачных отношений. Это касается социальной защиты детей, детей оставшихся без попечительства родителей, многодетных семей, малообеспеченных семей, граждан, потерявших кормильца.

Право на обращение граждан в органы государственной власти и местного самоуправления дает возможность решения вопросов вне судебном порядке, что обеспечивает возможность удовлетворения личных интересов граждан компетентными органами. В свою очередь обязанностью должностных лиц, которым они направлено, обращение гражданина или его представителя, является внимательно в установленном порядке рассмотреть обращение и принять по нему законное и обоснованное решение.

Обращения граждан способствуют усилению контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, отвечающих за реализацию тех или иных прав граждан, а это в свою очередь способствует борьбе с бюрократизмом и волокитой при решении вопросов защиты прав и законных интересов граждан. Вышеуказанная статья Конституции реализуется статьями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения данных обращений [6].

Легальное закрепление термина «обращение гражданина» содержит ст. 4 Федерального закона под которым понимается обращение, направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. При этом обращения обрекают письменную, устную или электронную форму; обращения, именуются предложение, заявление или жалобой. При этом каждый из видов обращения обладает своей спецификой; наличие адресата письменного обращения, им может быть государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо данных органов; адресатом же устного обращения выступают только государственные органы или органы местного самоуправления.

Институт обращений граждан в органы власти выполняет три функции:

1.         Правозащитная функция заключается в том, что обращения как юридический институт являются одним из средств защиты прав граждан: они позволяют предупредить правонарушение, а если оно уже совершено — устранить его последствия и восстановить нарушенное право. Правозащитная функция, вне всякого сомнения, является определяющей, центральной.

2.         Информационная функция: обращения граждан являются источником аналитической информации, позволяющий уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы для поиска решения наиболее актуальных социально-экономических проблем.

3.         Коммуникативная функция заключается в следующем: обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане получают возможность так или иначе воздействовать на властные решения, участвовать в процессе их принятия.

Специальные обращения граждан регламентируются отдельным законодательством. Их отличает: предмет обращения, форма, специальные сроки подачи и документы, которые необходимо предоставить, специальные органы, рассматривающие такие обращения, процедурные особенности рассмотрения, уплата государственной пошлины и др.

К примеру, жалобы на нарушение порядка предоставления государственных услуг регулируются постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». Правила определяют процедуру подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных слуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии).

 Действие правил распространяется на жалобы, поданные с соблюдением требований Закона об организации предоставления муниципальных и государственных слуг. Приведены требования к содержанию жалоб. Они подаются в письменной форме, в т. ч. при личном приеме заявителя, или в электронном виде. Жалобы принимаются в месте, где заявитель подавал запрос на предоставление услуги, либо там, где он получил результат [7].

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно решить вопрос без волокиты. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос.

Устные обращения могут подразделяться на личные, поданные при личной встрече, и телефонные [8, с. 12]. Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан. Подобная форма применяется в России, когда Президент РФ отвечает в прямом эфире на вопросы заданные по телефону, через Интернет и посредством телемостов. Данный правовой институт функционирует и служит эффективным средством демократизации общества и формирования правового государства.

Подводя итоги вышеизложенного приходим к выводу:

1.         Семья — это объект правовой охраны;

2.         Семья охраняется в первую очередь со стороны государства экономическими, социальными и правовыми гарантиями;

3.         Задача правовой охраны семьи носит комплексный характер. Она реализуется многими отраслями права (нормами гражданского права, уголовного права, трудового права, права социального обеспечения, жилищного права и т. д..)

Этому обязывает Конституция РФ и международные обязательства, участницей которых является Российская Федерация. Всеобщая декларация прав человека стала основополагающим документом для стран, стремящихся к соблюдению международных норм и неотъемлемых свобод человека. Статья 16 Всеобщей декларации прав человека гласит, что мужчины и женщин, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью [9]. Данная статья обуславливает право мужчины и женщины на вступление в брак именно для создания семьи. Как принято считать счастливые браки заключаются на «небесах», но реалии развития истории человечества показывают необходимость защиты семьи и семейных правоотношений со стороны государства, так как обеспечение и защита прав человека является одним из важнейших составляющих для жизнеспособности всех систем — политических, экономических, социальных и др.

 

Литература:

 

1.         Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»// Сайт Консультант плюс. http://mail.yandex.ru/?win=172&clid=2191302 (дата обращения 22.05.2015);

2.         Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 19 декабря 1917 «О расторжении брака»// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=4308&req=doc (дата обращения 22.05.2015);

3.         Конституция РСФСР от 21.01.1937// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=3228&req=doc (дата обращения 15.06.2015);

4.         Конституции СССР от 07.10.1977// Сайт Консультант плюс. http://www.consultant.ru/popular/conscccr/ (дата обращения 15.06.2015);

5.         Конституция Российской Федерации. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005 (Библиотека Российского законодательства);

6.         Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в редакции от 24.11.2014)// Сайт Консультант плюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171254/ (дата обращения 05.04.2015);

7.         Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. N 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172134 (дата обращения 10.05.2015);

8.         Бородин И. А. «О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод» / И. А. Бородин // Военно-юридический журнал. — 2007. — № 8;

9.         Всеобщая декларация прав человека /Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948// Сайт Консультант плюс. http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805 (дата обращения 20.06.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, обращение граждан, орган, гражданин, Конституция РФ, обращение, брак, семья, устное обращение.

Похожие статьи

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

культурное наследие, РФ, орган, обращение, порядок рассмотрения обращений граждан, местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, рассмотрение обращения, Конституция РФ.

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений.

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

Актуальность проблемы реализации гражданином закрепленного за ним статьей 33 Конституции Российской Федерации (РФ) [1] права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления обусловлена тем...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Проблемы административного обжалования ненормативных...

Внедрение современных проектов для улучшения работы...

Конституционно-правовая сущность института обращений... местное самоуправление, орган, обращение, Казахстан, лицо, гражданин, гражданин Республики, обращение граждан, государственный орган, должностное лицо.

Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в ст. 2 приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общепризнанных ценностей [1]. Это обуславливает необходимость создания механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Внедрение современных проектов для улучшения работы...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Улучшение регулирования деятельности органов местного... местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование

Конституция РФ вслед за Европейской Хартией местного самоуправления установила, что местное самоуправление в Российской...

Похожие статьи

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

культурное наследие, РФ, орган, обращение, порядок рассмотрения обращений граждан, местное самоуправление, Российская Федерация, государственная власть, рассмотрение обращения, Конституция РФ.

Принципы производства по обращениям граждан

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений.

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

Актуальность проблемы реализации гражданином закрепленного за ним статьей 33 Конституции Российской Федерации (РФ) [1] права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления обусловлена тем...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Проблемы административного обжалования ненормативных...

Внедрение современных проектов для улучшения работы...

Конституционно-правовая сущность института обращений... местное самоуправление, орган, обращение, Казахстан, лицо, гражданин, гражданин Республики, обращение граждан, государственный орган, должностное лицо.

Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила в ст. 2 приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общепризнанных ценностей [1]. Это обуславливает необходимость создания механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и...

Правовая регламентация деятельности ФМС при обращении...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Внедрение современных проектов для улучшения работы...

Определение местного самоуправления в законодательстве РФ

Улучшение регулирования деятельности органов местного... местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование

Конституция РФ вслед за Европейской Хартией местного самоуправления установила, что местное самоуправление в Российской...