Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Библиографическое описание: Петросян А. Д. Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] / А. Д. Петросян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II.  — М.: РИОР, 2011. — С. 41-43.

Внешнеторговая деятельность на всех уровнях управления национальной экономикой делиться на две основные составляющие: деятельность по планированию, организации и осуществлению экспортных и импортных поставок продукции (работ, услуг). Соответственно маркетинговая деятельность в сфере внешней торговли может быть подразделена на экспортный и импортный маркетинг. В настоящее время в научной литературе разработаны теоретические и методические основы международного или экспортного маркетинга. Международный или экспортный маркетинг — это комплекс мероприятий за пределами страны в области исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия и изучения всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю [1, 2].

Практически не изучен импортный маркетинг. В интернет-ресурсах, в том числе со ссылкой на авторитетного специалиста в области маркетинга Ф. Котлера [4], приводится лишь общее определение импортного маркетинга, как особой формы исследований рынка для обеспечения высокоэффективных закупок, при этом импортный маркетинг не связан с технологиями продвижения товаров на рынок, организацией успешных продаж и эффективного сбыта. На наш взгляд, указанное определение не полностью отражает содержание и особенности импортного маркетинга. Поэтому в данной статье мы сформулируем объект и предмет импортного маркетинга, цели, задачи, принципы, методы и разделы импортного маркетинга.

Итак, импортный маркетинг – особая форма исследований внутренних товарных и региональных рынков для формирования благоприятных условий, способствующих обеспечению своевременных поставок продукции из-за рубежа. Импортный маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая характеризует самые разные формы организации работы для формирования благоприятных условий, способствующих обеспечению своевременных поставок продукции из-за рубежа. Импортный маркетинг это ориентированная на удовлетворение потребностей отечественных предприятий, населения и социально-экономическое развитие регионов, концепция организации импортных поставок и одновременно инструмент государственного, в частности территориального, регулирования внешнеторговой деятельности.

Импортный маркетинг можно также определить как научно-прикладную дисциплину, как вид профессиональной деятельности, как систему управления и комплекс конкретных функций по планированию и организации создания инфраструктурных условий для импортных поставок.

Следовательно, объектом импортного маркетинга является рыночная инфраструктура отечественных региональных рынков, на которые планируются или уже осуществляются импортные поставки.

Под рыночной инфраструктурой традиционно понимается совокупность организаций, в той или иной мере способствующих (или препятствующих) движению товаров и услуг, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. В рыночной инфраструктуре как объекте импортного маркетинга, выделяются четыре взаимосвязанные составляющие:

- институциональная, включающая институты общего назначения, такие как дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный); склады; предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство, а также предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т.п., и специальные институты - товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, таможенные органы, Центральный банк, его отделения, коммерческие банки, страховые компании и пенсионные фонды, фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), депозитарии, регистраторы, налоговые службы; государственные и негосударственные службы трудоустройства и переподготовки кадров;

- информационная, в состав которой входят информационные сети и потоки, а также институты (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков;

- нормообразующая, включающая нормы законодательства, регулирующие как функционирование рыночной экономики, деятельность институтов рыночной инфраструктуры и поведение хозяйствующих субъектов задающее «правила игры» в рыночной среде.

- ментальная, определяющая уровень рыночного мышления и поведения населения и хозяйствующих субъектов, их готовность следовать нормам и правилам экономического поведения.

Предметом импортного маркетинга являются закономерности и процессы становления и развития рыночной инфраструктуры отечественных региональных рынков.

Целью импортного маркетинга является создание благоприятных условий, способствующих обеспечению своевременных поставок продукции из-за рубежа для социально-экономического развития региона или отрасли, достижение максимальной потребительской удовлетворенности тем или иным товаром, обеспечение максимально возможного разнообразия товаров с целью предоставления потребителю максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни за счет широкого ассортимента, высокого качества, доступности продукции и сохранения окружающей среды.

К основным задачам импортного маркетинга относятся: формирование благоприятных условий для поставок продукции из-за рубежа, максимизация удовлетворения потребностей потребителей, учитывая народные традиции и обычаи, а также минимизация затрат, приходящихся на продвижение продукции. Нами предлагаются следующие принципы импортного маркетинга: необходимости знания состояния и тенденций развития региональной рыночной инфраструктуры и ее влияния на импортные поставки; адаптации региональной рыночной инфраструктуры к особенностям импортных поставок; обеспечения целевого управления формированием и развитием региональной рыночной инфраструктуры импортных поставок, разумное ограничение импортных поставок и оказание всестороннего содействия зарубежным партнерам по поставке импортной продукции.

Исходя из целей и принципов импортного маркетинга, можно утверждать, что организациями, которые должны использовать импортный маркетинг являются органы, занятые государственным регулированием импортных поставок на всех уровнях управления. На федеральном уровне, к примеру, это Министерство промышленности и торговли РФ, которое в частности: разрабатывает предложения о применении предусмотренных законодательством Российской Федерации специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер, в том числе проводит расследования (включая повторные расследования), предшествующие введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров; разрабатывает предложения совместно с другими федеральными органами исполнительной власти о применении запретов и ограничений в отношении импорта отдельных видов товаров, а также обеспечивает реализацию решений о введении таких запретов и ограничений; разрабатывает предложения о введении лицензирования, количественных ограничений импорта отдельных видов товаров, запрете импорта товаров; осуществляет расчет импортных квот при введении количественных ограничений; организует взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата Министерства, территориальных органов Министерства, федеральных органов исполнительной власти, российских товарных бирж в случае проведения конкурсов или аукционов по продаже импортных квот; проводит организационно-методологическую и практическую работу по оформлению и выдаче лицензий и разрешений на импорт товаров; разрабатывает предложения об установлении наблюдения за импортом отдельных видов товаров; осуществляет подготовку статистических и информационно-аналитических материалов для разработки предложений о введении количественных ограничений и запрет на импорт отдельных видов товаров.

На региональном уровне – это структурные подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ, за которыми закреплены функции территориального регулирования импортных поставок, в том числе определение приоритетных направлений и разработка мероприятий по совершенствованию импорта в рамках региональных программ развития внешней торговли; координация деятельности региональных государственных органов, кредитно-финансовых учреждений, организаций и предприятий, занятых в сфере импорта и оказание им консультационных услуг; анализ состояния импорта в субъекте РФ и создание системы информационного обеспечения импортных поставок; формирование конкурентной среды для внутренних производителей за счет предложения импортных товаров; создание системы защиты регионального рынка от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры; обеспечение гарантированного снабжения региона необходимыми импортными товарами; дипломатическое обеспечение благоприятных условий для импортных поставок в регион.

К методам импортного маркетинга относятся традиционные методы исследования внутренних рынков, а также способы формирования, оценки уровня развития, регулирования и совершенствования рыночной инфраструктуры

К важнейшей области применения импортного маркетинга относится сфера государственных закупок. В общем случае государственные закупки это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия). Одной из основных задач импортного маркетинга в сфере государственных закупок является разработка критериев и методов отбора эффективных зарубежных поставщиков продукции с учетом положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. В статье 11 указанного закона приводятся требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов [3].

По нашему мнению, кроме перечисленных в законе требований необходимо провести анализ цены и качества продукции, а также надежности поставок. Надежность поставщика включает выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности, и количеству поставляемой продукции. К другим критериям можно отнести: производственные мощности, местоположение и доступность, технико-технологический потенциал, финансовое положение, информационное обеспечение, послепродажное обслуживание, деловую репутацию и деловой опыт, уровень организации и управления, в частности организационную культуру, отношение к покупателю, профессиональный уровень персонала; текучесть кадров, качество оформление товара (упаковка), организацию управления качеством, а также такие факторы кросскультурных коммуникаций, как этноисторические и этнопсихологические особенности делового общения менеджеров, присущие той или иной стране.

К ним относятся общая, бытовая и деловая культуры поведения, вербальный и невербальный паралингвистический языки общения, господствующие религиозные воззрения, система терминальных и инструментальных ценностей, национальные социально-экономические институты, манеры и обычаи, уровень социально-экономического развития страны, финансовая и логистическая инфраструктуры, доминирующая национальная модель менеджмента. Кроме того, менеджеры и специалисты, вступающие в деловые переговоры с представителями зарубежных коммерческих фирм и правительственных организаций должны принимать во внимание психологические, этические и эстетические особенности личности своих партнеров. На основе перечисленных критериев нами разработан способ комплексной оценки и отбора надежных зарубежных поставщиков.


Литература:
  1. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: учеб. для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. и др.: Питер, 2009.

  2. Секерин. В. Д. Маркетинг. Учебно - практическое пособие. - М.:Бизнес-школа `Интел-Синтез, 1999.`

  3. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 г.

  4. www.bci-marketing.aha.ru/…importnyi-marketing

Врезка1

Похожие статьи

Обсуждение

1
Егорова Ирина Сергеевна06:27, 2 апреля 2011 г.

зарегистрировалась в журнале! сичтаю, представленную информацию очень полезным! надеюсь на сотрудничество!!!!!

Оставить комментарий:

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий