Позиция Азербайджана в мировых рейтингах

Библиографическое описание: Велиев З. Т. Позиция Азербайджана в мировых рейтингах [Текст] / З. Т. Велиев // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 71-74.

В статье рассматривается позиция Азербайджана в мировых рейтингах. Также, в некоторых случаях дается сравнение рейтинга Азербайджана с другими странами СНГ.

Последние годы очень актуальны позиции разных стран в мировых отчетах. Но как обстоять дела у Азербайджана в этих рейтингах?


  1. Для чего нужны рейтинги?

Этому есть простое объяснение. С одной стороны рейтинг создаёт определенное впечатление о той или иной стране, а с другой стороны, это необходимо чисто в экономических целях. В частности, насколько конкурентоспособна экономика страны также даёт определенную информацию об уровне жизни населения, уровне развития информационных технологий, о прозрачности разных институтов и так далее.

  1. Какие рейтинги используется для определения позиции той или иной страны?

До сегодняшнего дня в основном были использованы ниже показанные рейтинги:

  1. «Отчёт Глобальной Конкурентоспособности» Всемирного Экономического Форума ( «Global Competitivness Report»);

  2. Отчет Всемирного Банка о Введение бизнеса «Doing Business»;

  3. Отчет ООН о развитии человеческого потенциала «Human Development Report»;

  4. «Отчёт Глобальных Информационных Технологий 2010-2011» Давоского Экономического Форума («Global Information Technology»);

  5. «Отчёт о готовности электронного правительства» ООН («Global E-Government Readiness Report»);

  6. Отчёт Международного Союза Электросвязи – «Оценка готовности государственной е-структуры»;

  7. Отчёт Международного бюджетного партнерства об Индексе Открытости Бюджета («Open budget Index»).

  1. Экономика Азербайджана за последние годы

За 2003-2010 годы в реальном выражение ВВП страны выросло в 3 раза, в том числе по нефтяному сектору в 2 раза, доходы государственного бюджета за это время выросли в 9.3 раза, внешнеторговый оборот – 5.4 раза, стратегические валютные резервы страны – 19 раза. Объём положительного баланса счета текущих операций в 2010 году вырос 90 раз по сравнению с 2005 годом. Всё это является показателем экономической силы государства.

Как видно кризис почти не затронул экономику страны. Об этом свидетельствует экономические показатели в период кризиса.


Источник: Министерство Финансов Азербайджана

Рис. 1. Объем дохода бюджета, млн. долл. США


За последние годы бюджетные показатели выросли несколько раз, что является показателем экономической силы государства. В частности, за последние 8 лет, в 5 раз выросли расходы на образование, 7,8 раз выросли расходы на медицину, 5.2 раза выросли расходы на социальную защиту, а инвестиционные расходы выросли 47 раз.

4. Азербайджан улучшил свою позицию во многих мировых рейтингах

4.1. В отчёте Всемирного Экономического Форума о Глобальной Конкурентоспособности «Global Competitivness Report 2010-2011» по индексу глобальный конкурентоспособности Азербайджан занимал 57 позицию, а в «Global Competitivness Report 2011-2012» – 55, а по макроэкономической стабильности, по данным прошлого года, занимает 16 позицию в мире, опережая все страны СНГ.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчёте. Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином и впервые опубликованным в 2004 году.

Источник: Отчёт Всемирного Экономического Форума, 2011-2012

Рис. 2. Индекс глобальной конкурентоспособности 2011-2012

Как видно, из рисунка 2 позиция Азербайджана лучше, чем у других стран СНГ, так и среди его соседей. Другие не менее важные индикаторы в данном отчете это фискальные (бюджетный баланс и государственный долг) показатели, которые в свою очередь является субкомпонентами макроэкономического блока.

Таблица 1

Фискальные индикаторы некоторых стран


2007

2008

2009

2010

Бюджет

ный баланс

Гос

долг

Бюджет

ный баланс

Госдолг

Бюджет

ный баланс

Госдолг

Бюджет

ный баланс

Госдолг

Азербай-джан

31

10

6

12

4

9

3

11

Армения



66

19

114

70

92

68

Грузия



126

29

127

-

87

66

Россия

19

11

17

10

106

8

67

7

Турция

75

68

73

72

96

81

52

80

Иран





43

17

19

13

Источник: Отчёты Всемирного Экономического Форума по годам

По бюджетному балансу показатель Азербайджана не только улучшился, но и намного опережает всех своих соседей.

4.2. Третий не менее важный отчет «Doing Business 2011» (Введение бизнеса).

В Азербайджане улучшился доступ к кредиту за счет создания онлайновой платформы, которая позволяет финансовым учреждениям направлять сведения в государственный кредитный реестр и получать данные из него. Внесение изменений в налоговый кодекс страны позволило снизить несколько налоговых ставок, в том числе ставку налога на прибыль, и упростить процедуру уплаты налога на доходы корпораций и налога на добавленную стоимость. Позиция Азербайджана в рейтинге «Ведение бизнеса – 2011» – 54.

Методология исследования «Ведение бизнеса» имеет несколько преимуществ. Она является прозрачной и основана на фактической информации о требованиях законов и нормативных актов и позволяет многократное общение с респондентами на местах в целях разъяснения потенциально неверных толкований различных вопросов. Репрезентативность выборки респондентов не представляет проблемы, поскольку просматриваются тексты соответствующих законов и нормативных актов, и правильность ответов на вопросы перепроверяется. Описываемая методика не предполагает существенных затрат и может быть с легкостью воспроизведена, поэтому есть возможность сбора данных по широкой выборке стран.

4.3. В отчёте «Human Development Report 2011» (Индекс развития человеческого потенциала1) по уровню жизни Азербайджан за 2005-2010 года смог подняться с 101 до 67 места в мире. Индекс развития человеческого потенциала вырос с 0.655 в 2005 году до 0.713 в 2010 году. Ещё один очень важный момент является то, что во время кризиса Азербайджан улучшил этот показатель.

4.4. В отчете Всемирного Экономического Форума «Global Information Technology 2010-2011» Азербайджан расположился на 70 позиции, уступив среди стран СНГ только Казахстану.

В качестве критериев оценивается общее количество подключений к интернету и мобильным сетям, качество услуг операторов, а также число новых зарегистрированных патентов.

4.5. Отчет «Global E-Government Readiness Report», о возможностях развития информационных технологий, охватывает 191 стран мира.

Используемые индексы оценивают страны по готовности к развитию «электронного правительства» (e-Government Readiness) и электронному участию (e-Participation)2.

В 2010 году по «Government Readiness index» Азербайджан занял 83 место среди 183 стран, а по субкомпоненту «Online service index» – 69 место.

4.6. Международный Союз Электросвязи (ITU) является дочерним подразделением ООН. В конце 2010 г. на сайте ITU был опубликован отчет «Оценка готовности государственной е-структуры», обобщающий подходы к оценке е-правительства ВЭФ, Всемирного Банка, Юнеско и других международных организаций3.

Самый важный показатель в отчёте – это индекс развития ИКТ. По этому показателю Азербайджан в 2008 году поднялся на 81 место среди 159 стран, а уже в 2010 году заняло 74 место в рейтинге.

Указанный выше показатель иллюстрируют тенденцию для конкретного ИКТ, но не отслеживают общий прогресс, достигнутый странами в направлении построения информационного общества. Полезным инструментом мониторинга такого прогресса является индекс развития ИКТ (IDI) – составной индекс, включающий 11 показателей, которые охватывают доступ к ИКТ, использование ИКТ и навыки в области ИКТ. Он был разработан для измерения уровня и эволюции во времени изменений в области ИКТ с учетом ситуации, как в развитых, так и в развивающихся странах.

4.7. «Open budget Index 2010» (Индекс Открытости Бюджета) 2010 год.

Оценка Азербайджана составила 43 балла из 100, что практически тоже, что и средняя оценка в 42 балла для всех 94 изученных стран. Оценка ИОБ Азербайджана возросла с 37 до 43 баллов с 2008 г. До 2010 гг., потому что сейчас Азербайджан предоставляет более полную информацию об аудиторском отчёте и отчётах, выполняемых в течение года.

Девяносто два из 123 вопросов в Анкете Обзора Открытости Бюджета касаются общедоступности, своевременности и полноты бюджетных отчётов страны. Баллы, выставляемые по этим 92 вопросам, используются для оценки общей прозрачности каждой исследуемой страны. Эти баллы затем компилируются для объективного ранжирования относительного уровня прозрачности страны, что и составляет Индекс Открытости Бюджета4.

5. Основные выводы

1. Во всех отчетах рейтинг Азербайджана за последние годы даже во время глобального кризиса улучшился. Улучшение индексов говорит о проведенных реформах.

2. В частности, улучшились показатели страны в области государственных финансов. С каждым годом улучшается показатель по бюджетному балансу, а также индекс открытости бюджета.

3. По показателю конкурентоспособности Азербайджан находится на 55 позиции.

4. По уровню жизни населения, рейтинг поднялись на 34 ступени наверх.

5. Одним из важных показателей является индикаторы, связанные с ИКТ. И в этом плане Азербайджан опережает почти все страны СНГ.

6. И наконец, в отчёте ведение бизнеса, который имеет очень большее значение для зарубежных инвесторов, Азербайджан находится на 54 позиции, улучшив своё налоговое законодательство. 2008 году Азербайджан был одним из немногих стран который был назван страной реформатором.

Подводя итоги, можно сказать, что благодаря правильной экономической политики, а также своевременных шагов Азербайджан смог улучшить свою позицию в мировых рейтингах.


Литература:

  1. Глобальный кризис и антикризисная политика Центрального банка Азербайджана, Э. С. Рустамов, 1/2010.

  2. Мировое экономическое положение и перспективы в 2011 году, ООН.

  3. World Economic Forum, Global Competitiveness Report 2010-2011, 2011-2012.

  4. World Economic Forum, Global Information Technology 2010-2011, 2011-2012.

  5. World Bank, Doing Business 2010, 2011.

  6. UN, Human Development Report 2006-2010.

  7. UN, Global E-Government Readiness Report 2010.

  8. The Economist, The Economist Intelligence Unit Report 2010.

  9. International Budget Partnership, Open budget Index 2006, 2008, 2010.

  10. www.azstat.org.

1 Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранавого сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

2 Рассматриваются два аспекта, влияющие на развитие «электронного правительства»:

Потенциал, или способность (Capacity) государственного сектора к развертыванию инфраструктуры ИКТ, позволяющей улучшить качество услуг населению и бизнесу, то есть готовность страны к созданию «электронного правительства».

Готовность (Wllingness), которая означает наличие действий со стороны правительства, направленных на обеспечение информацией и повышение степени удовлетворенности населения.

Индекс готовности «электронного правительства» e-Government Readiness index отражает характеристики доступа к «электронному правительству», в основном технологическую инфраструктуру и образовательный уровень, чтобы представить, как страна использует возможности ИКТ для национального, экономического и социально-культурного развития. Именно по нему сравниваются страны и регионы.

3 Отчет был подготовлен Карстен Фридланде (SAP Research) и Моникой Майлкенс (Немецкий Федеральный институт профессионального образования и обучения (BIBB)) под руководством Лилии Переса. В ходе анализа многочисленных подходов к оценке «электронного правительства» авторы предлагают интерактивный инструмент по быстрой оценке Электронного правительства».

4 ИОБ оценивает бюджетную прозрачность на национальном или федеральном уровне правления. Он учитывает полноту информации, относящейся к государственным доходным статьям, расходам и долгам, а также данным по работе в соответствии с целями бюджета и их фактического достижения.

Похожие статьи

Обсуждение

Оставить комментарий:

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий