Роль и значение рекламы в условиях рыночной экономики. Функции рекламы для общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 11.06.2015

Статья просмотрена: 24241 раз

Библиографическое описание:

Борецкий, Е. А. Роль и значение рекламы в условиях рыночной экономики. Функции рекламы для общества / Е. А. Борецкий, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20147/ (дата обращения: 08.05.2024).

Рекламу смело можно рассматривать как отдельную отрасль, которая имеет свои источники возникновения, своё дальнейшее развитие и тем самым дающая работу многим людям. С точки зрения экономики именно благодаря этой «отрасли» идёт рост общественного производства, его эффективности за счёт поддержания конкуренции трудовом рынке, расширения рынков сбыта и ускорению оборачиваемости средств, а значит растёт объем капиталовложений и, следовательно, число рабочих мест. Рассмотрим это поподробнее, через функции рекламы.

Существуют четыре, так называемые, универсальные функции, которые выполняет любая реклама:

1.                  Экономическая функция. Она заключается в стимулировании рыночных отношений спроса и предложения, которое производится через предоставление потребительским аудиториям информационных моделей вынесенных на рынок предложений, содействует регулированию спроса и предложения, помогая достичь гармонии продавцов и покупателей. Некоторые, наиболее важные аспекты экономического влияния рекламы на субъекты рынка:

-                   Реклама формирует спрос и стимулирует сбыт, и тем самым способствует росту оборота товаров и услуг, а, следовательно, и производства. Высокий жизненный уровень развитых экономик базируется на системе массового производства, которая, в свою очередь, полностью зависит от системы массового сбыта. Рекламе отведена одна из ключевых ролей в обеспечении массового сбыта. Таким образом, реклама способствует экономическому развитию общества.

-                   Реклама положительно воздействует на разработку и производство новых видов товаров и услуг, предоставляя эффективные способы информирования потребителей об их появлении. Это воздействие, в целом, способствует привлечению инвестиций, различным нововведениям во всех сферах производства и потребления, повышению качества товаров и услуг, расширению возможностей потребительского выбора. В отдельных случаях значительные расходы, связанные с разработкой новых продуктов, благодаря рекламе частично возмещаются, так как реклама информирует потребителей о появлении новых товаров и тем самым создает условия для их приобретения.

-                   Реклама обеспечивает потребителей информацией о товаре или услуге, и тем самым помогает им принять лучшее решение о покупке. В свою очередь, производители, при выводе новых товаров или услуг на рынок, используя возможности рекламы, обеспечивают себя эффективными средствами общения с потребителями.

-                   Рекламе отведена одна из ключевых ролей в процессе создания и развития торговых марок.

-                   Реклама оказывает определенное воздействие на уровень рыночной конкуренции. В некоторых секторах рынка массовых товаров или услуг интенсивные инвестиции в рекламу приводят к обеспечению основы для приверженности покупателей ограниченному числу торговых марок и поэтому представляют серьезный барьер для конкурентов.

-                   Реклама развивает тенденции к расширению производства товаров, и тем самым содействует обеспечению занятости в производственном секторе экономики.

-                   Реклама является одним из главных источников финансирования всех видов средств массовой информации. В некоторых концепциях медиа экономики средства массовой информации рассматриваются как инструмент создания аудиторий, реализуемых затем рекламодателям путем предоставления доступа к этим аудиториям.

2.                  Социальная функция заключается в формировании и закреплении в сознании людей определенных потребительских моделей, ценностей и норм данного общества. Несмотря на то, что сфера рекламы является достаточно узкой, она оказывает определенное влияние на характер общественных отношений. Реклама стала настолько очевидным явлением в общественной жизни, что фактически трансформировалась в особый социальный институт и получила отдельное комплексное регулирование в рамках гражданского права.

Рекламная информация, обращенная к потребителям, помимо собственно рекламирования тех или иных товаров и услуг, воздействует на массовое общественное сознание и общественные отношения в целом. Ниже перечислены некоторые, наиболее важные аспекты социального влияния рекламы на общество.

-                   Реклама способствует формированию определенных стандартов мышления и социального поведения различных общественных групп, а также поддерживает и закрепляет уже существующие традиции и устоявшиеся привычки потребителей.

-                   Реклама транслирует различным общественным группам предоставляемые обществом человеку материальные, социальные, культурные возможности. Она формирует желание использовать эти возможности, а также заставляет его действовать в направлении удовлетворения этого желания и реализовать предлагаемые возможности изменения своей жизни. Как правило, эти действия соответствуют интересам общества в целом. Таким образом, реклама стимулирует потребительское поведение людей, побуждая их к повышению уровня своего благосостояния, и тем самым способствует лучшему качеству жизни. Это способствует формированию «среднего класса», который в любом обществе выступает основой его стабильности. Однако в отдельных случаях данная функция рекламы может играть деструктивную роль, формируя социальные конфликты. Это происходит, например, в тех случаях, когда реклама распространяет на общество идеальные модели потребления в неблагоприятных социально-экономических условиях, не дающих оснований большинству членов этого общества сформировать мнение о доступности этих моделей.

-                   Реклама воздействует на формирование ценностей и образ жизни человека. Реклама становится неотъемлемой частью социально-культурного слоя общества, внося в него свой определенный вклад, однако при этом она не служит формирующим началом общественных ценностей, в отличие от искусства, литературы и религии.

-                   Реклама способствует осознанному потребительскому поведению, так как помогает сравнивать особенности предложений, предоставляя потребителю возможность принимать решение о покупке уже будучи информированным.

-                   Реклама косвенным образом способствует повышению культуры потребления, так как сравнивая различные товары и услуги, потребитель в любом случае стремится получить действительно лучшее.

-                   Реклама способствует распространению знаний из различных сфер человеческой деятельности, прививает потребителям определенные практические навыки.

-                   Реклама внедряет в сознание людей новые знания и представления о новых способах совершенствования своей жизни. Реклама в отдельных случаях предлагает потребителям новые модели потребления и новую социальную культуру, особенно в процессе внедрения новых продуктов и технологий. Тем самым она ускоряет внедрение технических и нетехнических нововведений в различные сферы социальной практики.

-                   Реклама косвенным образом оказывает значительное влияние на общественное развитие, так как способствует развитию социальных отношений в сфере потребления, которая является системообразующей социальной практикой в обществе потребления.

3.                  Маркетинговая функция заключается в формировании спроса на товары или услуги, а так же стимулировании их сбыта.

Маркетинг принято определять как деятельность, направленную на достижение гармонии продавцов и покупателей на рынке, которая устанавливается посредством взаимовыгодных отношений обмена. Он имеет место тогда, когда люди для удовлетворения своих потребностей используют обмен — акт получения от кого-либо желаемого объекта c предложением чего-либо взамен. Обмен — основное понятие маркетинга. Основной единицей измерения в системе маркетинга является сделка, которая представляет собой коммерческий обмен ценностями между двумя cторонами — производителем товаров или услуг и их потребителем. Аудитория потребителей, на которых производитель товаров или услуг направляет свои маркетинговые усилия, образует целевой рынок. Маркетинговая коммуникация, в свою очередь, подразделяется на четыре коммуникационных инструмента: рекламу, стимулирование сбыта, связи с общественностью и персональные продажи. Таким образом, реклама является ключевым элементом продвижения товаров или услуг на рынок. Без рекламы маркетинговые усилия в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка не будут иметь логического завершения и желаемой эффективности.

Ниже перечислены некоторые, наиболее важные моменты рекламы в системе маркетинга.

-                   Идентификация продукта, его производителя или продавца.

-                   Продвижение товаров или услуг.

-                   Продвижение торговых марок.

-                   Информирование потребителей.

-                   Формирование спроса.

-                   Стимулирование сбыта.

-                   Регулирование сбыта.

4.                  Коммуникационная функция заключается в информировании потребителей о товарах и услугах. Реклама не только информирует о товарах или услугах, но и одновременно трансформирует информацию в определенный образ, который становится в сознании потребителя связанным с фактическими сведениями о качествах рекламируемого объекта, тем самым предоставляя потребителям информационные модели рекламируемых объектов, и связывая рекламодателей и потребительскую аудиторию на рынке.

Сущность рекламной коммуникации заключается в том, что человек или организация, которых мы называем рекламодателем, передает свое сообщение аудитории, то есть потребителям, с помощью средств массовой информации. Рекламодатель обычно обозначается как отправитель, а его аудитория — как получатель сообщения. Связь между отправителем и получателем осуществляется с помощью процесса коммуникации.

 

Литература

 

1.                  Маркетинг для всех / Д. И. Баркан. — Л., Человек, 2005. — 541 с.

2.                  Организация и эффективность торговой рекламы / Л. В. Володеева. — Л., ЛИСТ, 2005. — 369 с.

3.                  Основы маркетинга / Ф. Котлер. — СПб., 2009. — 1537 с.

4.                  Самоучитель по рекламе/ Старобинский Э. Е., М.: “Интел-Синтез”, 2006 350 с.; с. 238.

Основные термины (генерируются автоматически): реклама, услуга, массовая информация, потребитель, информирование потребителей, косвенный образ, производитель товаров, Стимулирование сбыта, Формирование спроса, целевой рынок.


Похожие статьи

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство...

В системе маркетинговых коммуникаций реклама занимает особое место, главной целью которой является формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товаров.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых...

 привлекательность для потребителей (при системе стимулирования сбыта потребители, посредники и сотрудники получают дополнительные блага, что всегда воспринимается

Методы и средства формирования спроса и стимулирование сбыта продукции.

Методы и средства формирования спроса и стимулирование...

Формирование спроса и стимулирование сбыта товаров — это задача, которую коммерсант или экспортер должен решать на всех этапах своего функционирования на целевом рынке. Работа по стимулированию сбыта (СТИС)...

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых...

‒ сбор информации

Следовательно, взаимодействие производителя и потребителя является особой частью системы маркетинга здравоохранения.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Но ключевой задачей любой рекламы и PR-стратегии остается влияние на мнение потребителей и стимулирование с их стороны действий покупок товаров и услуг собственной компании.

Организация интернет-маркетинга | Статья в журнале...

потребители (их модели поведения в Интернете, особенности покупки и потребления, поисковое поведение — используемые

Без наличия спроса на товары и услуги их продажа не может быть осуществлена.

4) стимулирование сбыта — как правило, это одна из основных целей.

Специфика использования маркетинговых коммуникаций на...

Комплекс маркетинговых коммуникаций включает в себя шесть инструментов: спонсорство; стимулирование сбыта; рекламу; связи с

Потребители относятся к выбору даже самых простых лекарств гораздо серьезнее, чем в случае большинства других товаров, так как это...

Исследование показателей поведения потребителей...

Полезная информация.

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке.

Стимулирование сбыта происходит за счет акций; дифференцированной стоимости игры в зависимости от времени суток; подарки...

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Стимулирование сбыта лекарственных препаратов

Изучение влияния мерчандайзинга на покупательскую способность целевой аудитории (потенциальных потребителей) при выборе товаров аптечного ассортимента было проведено в рамках социологического исследования.

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство...

В системе маркетинговых коммуникаций реклама занимает особое место, главной целью которой является формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товаров.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых...

 привлекательность для потребителей (при системе стимулирования сбыта потребители, посредники и сотрудники получают дополнительные блага, что всегда воспринимается

Методы и средства формирования спроса и стимулирование сбыта продукции.

Методы и средства формирования спроса и стимулирование...

Формирование спроса и стимулирование сбыта товаров — это задача, которую коммерсант или экспортер должен решать на всех этапах своего функционирования на целевом рынке. Работа по стимулированию сбыта (СТИС)...

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых...

‒ сбор информации

Следовательно, взаимодействие производителя и потребителя является особой частью системы маркетинга здравоохранения.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Но ключевой задачей любой рекламы и PR-стратегии остается влияние на мнение потребителей и стимулирование с их стороны действий покупок товаров и услуг собственной компании.

Организация интернет-маркетинга | Статья в журнале...

потребители (их модели поведения в Интернете, особенности покупки и потребления, поисковое поведение — используемые

Без наличия спроса на товары и услуги их продажа не может быть осуществлена.

4) стимулирование сбыта — как правило, это одна из основных целей.

Специфика использования маркетинговых коммуникаций на...

Комплекс маркетинговых коммуникаций включает в себя шесть инструментов: спонсорство; стимулирование сбыта; рекламу; связи с

Потребители относятся к выбору даже самых простых лекарств гораздо серьезнее, чем в случае большинства других товаров, так как это...

Исследование показателей поведения потребителей...

Полезная информация.

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке.

Стимулирование сбыта происходит за счет акций; дифференцированной стоимости игры в зависимости от времени суток; подарки...

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Стимулирование сбыта лекарственных препаратов

Изучение влияния мерчандайзинга на покупательскую способность целевой аудитории (потенциальных потребителей) при выборе товаров аптечного ассортимента было проведено в рамках социологического исследования.

Похожие статьи

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство...

В системе маркетинговых коммуникаций реклама занимает особое место, главной целью которой является формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товаров.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых...

 привлекательность для потребителей (при системе стимулирования сбыта потребители, посредники и сотрудники получают дополнительные блага, что всегда воспринимается

Методы и средства формирования спроса и стимулирование сбыта продукции.

Методы и средства формирования спроса и стимулирование...

Формирование спроса и стимулирование сбыта товаров — это задача, которую коммерсант или экспортер должен решать на всех этапах своего функционирования на целевом рынке. Работа по стимулированию сбыта (СТИС)...

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых...

‒ сбор информации

Следовательно, взаимодействие производителя и потребителя является особой частью системы маркетинга здравоохранения.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Но ключевой задачей любой рекламы и PR-стратегии остается влияние на мнение потребителей и стимулирование с их стороны действий покупок товаров и услуг собственной компании.

Организация интернет-маркетинга | Статья в журнале...

потребители (их модели поведения в Интернете, особенности покупки и потребления, поисковое поведение — используемые

Без наличия спроса на товары и услуги их продажа не может быть осуществлена.

4) стимулирование сбыта — как правило, это одна из основных целей.

Специфика использования маркетинговых коммуникаций на...

Комплекс маркетинговых коммуникаций включает в себя шесть инструментов: спонсорство; стимулирование сбыта; рекламу; связи с

Потребители относятся к выбору даже самых простых лекарств гораздо серьезнее, чем в случае большинства других товаров, так как это...

Исследование показателей поведения потребителей...

Полезная информация.

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке.

Стимулирование сбыта происходит за счет акций; дифференцированной стоимости игры в зависимости от времени суток; подарки...

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Стимулирование сбыта лекарственных препаратов

Изучение влияния мерчандайзинга на покупательскую способность целевой аудитории (потенциальных потребителей) при выборе товаров аптечного ассортимента было проведено в рамках социологического исследования.

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство...

В системе маркетинговых коммуникаций реклама занимает особое место, главной целью которой является формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товаров.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых...

 привлекательность для потребителей (при системе стимулирования сбыта потребители, посредники и сотрудники получают дополнительные блага, что всегда воспринимается

Методы и средства формирования спроса и стимулирование сбыта продукции.

Методы и средства формирования спроса и стимулирование...

Формирование спроса и стимулирование сбыта товаров — это задача, которую коммерсант или экспортер должен решать на всех этапах своего функционирования на целевом рынке. Работа по стимулированию сбыта (СТИС)...

Влияние специфики рынка на разработку маркетинговых...

‒ сбор информации

Следовательно, взаимодействие производителя и потребителя является особой частью системы маркетинга здравоохранения.

Стимулирование сбыта как основной элемент маркетинговых коммуникаций.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Но ключевой задачей любой рекламы и PR-стратегии остается влияние на мнение потребителей и стимулирование с их стороны действий покупок товаров и услуг собственной компании.

Организация интернет-маркетинга | Статья в журнале...

потребители (их модели поведения в Интернете, особенности покупки и потребления, поисковое поведение — используемые

Без наличия спроса на товары и услуги их продажа не может быть осуществлена.

4) стимулирование сбыта — как правило, это одна из основных целей.

Специфика использования маркетинговых коммуникаций на...

Комплекс маркетинговых коммуникаций включает в себя шесть инструментов: спонсорство; стимулирование сбыта; рекламу; связи с

Потребители относятся к выбору даже самых простых лекарств гораздо серьезнее, чем в случае большинства других товаров, так как это...

Исследование показателей поведения потребителей...

Полезная информация.

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке.

Стимулирование сбыта происходит за счет акций; дифференцированной стоимости игры в зависимости от времени суток; подарки...

Мерчандайзинг как фактор спроса в условиях современного...

Стимулирование сбыта лекарственных препаратов

Изучение влияния мерчандайзинга на покупательскую способность целевой аудитории (потенциальных потребителей) при выборе товаров аптечного ассортимента было проведено в рамках социологического исследования.

Задать вопрос