Эволюция электронного обучения и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 10.05.2015

Статья просмотрена: 1736 раз

Библиографическое описание:

Логинова, А. В. Эволюция электронного обучения и перспективы развития / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1210-1212. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18620/ (дата обращения: 28.03.2024).

Спустя столетия небольших перемен, роль учителя в том виде, как она была традиционно определена и применялась на практике, находится на грани превращения в анахронизм. Новая развивающаяся педагогика использует информационно-коммуникационные технологии привнося кардинальные изменения в образовательное пространство. Примечательно, что те люди, которые называют себя учителями, преимущественно находятся в стороне, а не на центральном месте. Ориентация на ученика является ключевым аспектом экономики знаний.

Обучение становится периферийной деятельностью. Некоторые учреждения пытаются трансформировать старую модель в новую предоставляя дидактические предварительно записанные лекции и PowerPointпрезентации. Эта работа посвящена эволюции и перспективам развития электронного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, информационные технологии, портативное устройство, образовательная цель, индивидуализация обучения

 

Электронное обучение (e-learning) — название, используемое для описания целого ряда электронных технологий (телевидение, портативные устройства, сотовые телефоны, интернет и т. д.) используемых в образовании, с акцентом на обучение через интернет. За последние два десятилетия были опубликованы сотни работ, посвященных исследованию возможностей использования современных информационных технологий в образовательном процессе от детского сада до университета.

Некоторые сторонники электронных технологий предсказывали полную перестройку традиционной системы образования и введение новой парадигмы. Питер Дракер, например, в 1997 году сказал, что «тридцать лет спустя университетские корпуса станут реликвией. Университеты не выживут. Будущее находится за пределами традиционного кампуса, за пределами традиционного класса. Дистанционное обучение быстро завоевывает позиции» [1].

Однако, несмотря на подобные ожидания, большинство из них не оправдалось до настоящего времени. Считалось, что внедрение новых технологий приведет к преобразованию учебных процессов: от ведущей роли преподавателя к выдвижению студентов на первый план, и что это изменение позволит студентам развить навыки рассуждения, способности к решению проблем и поиску информации, коммуникативные способности и творческий потенциал до более высокого уровня. В настоящее время, такие мысли о последствиях внедрения передовых технологий в систему образования высказываются гораздо реже. С течением времени и приобретением опыта использования технологий в образовательных целях, оказалось, что этот процесс является сложным и что преимущества новых технологий далеко не всегда очевидны [3].

Том Келли, комментируя эволюцию электронного обучения, использовал аналогию с киноиндустрией. Мы уходим от живых спектаклей (обучение в классе) к кинофильмам (электронное обучение). Пока электронное обучение не вошло в фазу блокбастеров Спилберга, но индустрия быстро развивается в этом направлении.

На первоначальном этапе данная модель не называлась электронным обучением, а компьютерным обучением, что демонстрировало основной акцент.

После первоначального, довольно расточительного периода, мы испытали более консервативную фазу, когда люди думали об экономике электронного обучения. Эта озабоченность привела к введению систем управления обучением (LMS) в середине 1990-х годов. Эти ранние системы управления обучением были попыткой педагогов объединить идеи и ресурсы, чтобы избежать изобретения велосипеда, и обеспечить более комплексный подход к познанию.

Затем начался бум неограниченных обещаний всемирной паутины (World Wide Web). Системы управления обучением перестали быть основанными строго на локальных сетях внутреннего пользования. Вместо этого, образование стало онлайновым, в любое время и в любом месте и так долго, как было подключение к Интернету.

Когда мы думаем о далеком будущем электронного обучения, на ум приходит сцена из Матрицы, когда Нео прикрепляет пучок электродов к голове и загружает всю учебную программу боевых искусств в мозг. Появляется мысль — это только видение мрачного будущего или реальность, которая только и ждет своего дальнейшего развития. E-learning прошло через быстрые и беспрецедентные изменения, следуя за значительными достижениями в области технологий.

Расстояние давно перестало быть препятствием, из-за множества новых устройств и интерфейсов, а также супербыстрой скорости Интернета доступной по всему миру, и значительного улучшения мобильных сетей. По данным Comscore, в 2014 году «количество мобильных пользователей впервые превысило число пользователей настольных компьютеров». Это означает, что точками доступа к контенту по умолчанию стали мобильные телефоны, ноутбуки и планшеты, которые, несомненно, становятся все более мощными и умными, чем когда-либо.

Наш словарный запас обогатился такими словами, фразами и аббревиатурами как, мобильное обучение (m-learning), геймификация, html 5, массовый открытый онлайн курс (MOOC) и т. д., и каждый день появляются новые тенденции в электронном обучении и новые технологии электронного обучения.

На основании того, что мы уже знаем, и внимательно следим за новыми технологиями электронного обучения, которые продолжают развиваться, мы считаем, что следующие тенденции электронного обучения получат дальнейшее развитие в ближайшем будущем:

-                   Массовые открытые онлайн курсы (MOOC) являются самой актуальной тенденцией в e-learning. Эта гибкая и разноплановая концепция звучит просто — онлайн видео реальных лекций, но не тогда, когда они проходят при астрономическом количестве студентов (36 тыс.), как было на одном из первых массовых онлайн курсов Гарварда. Следует отметить, что не только Гарвард вскочил на подножку MOOC. Другие всемирно известные университеты такие как MIT, Caltech, Беркли и Принстон поступили подобным же образом.

Мы полагаем, что изменения и распад традиционной формы университетского преподавания будут обширными и глубокими, так как учреждения, которые в основном полагаются на предоставление информации в традиционных классах, будут обладать меньшими ресурсами для такой эволюции, и будут вынуждены сократить расходы. Поэтому единственным способом будут инвестиции в смешанное обучение и использование модели «перевернутого класса», которая приобретает широкую популярность во всем мире.

-                   Плата за MOOC. Естественно, что MOOC в конечном итоге перестанут быть бесплатным сервисом, так как они требуют присутствия инструктора, использования технологии, и совсем скоро контент-провайдеры должны будут обогатить их вебинарами, дискуссиями, вики, и т. д. Все это также приведет к необходимости официальных оценок, а также кредитов, которые могут быть переведены из одной школы в другую.

-                   Микро-обучение (micro-learning), или, другими словами мини байты обучающего контента. Это еще одна тенденция, набирающая большую популярность в этом секторе и, скорее всего, она станет хитом в будущем, особенно в корпоративном мире. Пятиминутные видео, одностраничные документы, предметные уроки, небольшие порции информации будут легко внедряться в повседневную жизнь занятого человека, так как познавательная нагрузка значительно легче. И не забываем, что микро-обучение идеально подходит для мобильных устройств, что частично объясняет его популярность.

-                   Важность и признание неформального обучения. Доступность и наличие социальных сетевых сервисов позволят и вдохновят людей получать необходимую им информацию. Это получит продолжение и будет развиваться в будущем, благодаря множеству бесплатных образовательных ресурсов, таких, как подкасты, видео, блоги, вебинары и т. д.

-                   Роль преподавателя изменится. Появится огромное количество открытых образовательных ресурсов (ООР) — документы и медиа файлы, нередко написанные лучшими авторитетными источниками в мире по любому вопросу и разделу. Это может означать только одно. Роль традиционного педагога изменится. Все эти доступные знания следует использовать с умом, творчески и эффективно для поддержки обучения в или за пределами традиционных классов.

-                   Концепция обучения будет модернизирована. Это связано с вышеупомянутой ролью педагога. Утомительным публикациям, видавшим виды лекциям и отсутствию обновленного материала скоро придет конец. Участие студентов в формировании знаний является новым преимуществом для тех, кто хочет выделиться в сфере образования. Знание легко доступно, и мы должны позволить учащимся получать знания самостоятельно, чтобы по-настоящему привлечь и вовлечь их в активное обучение.

-                   Большинство студентов будет учиться в зарубежных вузах. Больше не будет необходимости учиться в другой стране, так как вы сможете получить тот же или даже лучший уровень образования с помощью дистанционного обучения, даже диплом университета Лиги Плюща. Конечно, опыт будет иной, но экономия средств будет существенной.

Все вышесказанное может означать только одно. Будущее электронного обучения будет радужным. Все, что мы должны сделать, это поощрять новые методы электронного обучения, чтобы процветать и старые методы электронного обучения, чтобы развиваться.

Образование — это больше не об учителях и обучении. Социальные факторы в настоящее время требуют большего внимания на учащихся и обучение. Примечательно, что электронное обучение является эволюционным, а не революционным.

Современные студенты не отличаются от традиционных студентов. Но онлайн учащиеся нуждаются в поощрении и поддержке в нужное время и в нужном месте, чтобы направлять их в нужное русло.

Технологии развиваются ускоренными темпами, что затрудняет исследования их влияния на образовательный процесс в перспективе. Также преимущества использования новой технологии перед старой должны рассматриваться с позиции, в том числе, экономической эффективности. Если новые технологии обеспечивают увеличение стоимости, то их применение может быть оправдано только в том случае, если достигается более высокий уровень обучаемости, по сравнению с традиционными технологиями.

Новые технологии не должны внедряться в образовательный процесс только потому, что они рассматриваются как инновационные по своей природе. Они должны быть реализованы, только если они окажутся лучше или дешевле.

 

Литература:

 

1.                  Drucker P. F. Seeing things as they really are // Forbes. 1997. March 10

2.                  Kelley T. The ten faces of innovation. URL: http://tenfacesofinnovation.com/tenfaces/index.htm. (дата обращения: 10.04.2015)

3.                  Ступин А. А. Электронное обучение (E-Learning) — проблемы и перспективы исследований / А. А. Ступин, Е. Е. Ступин // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2012. — № 1. — С. 38–49.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное обучение, MOOC, образовательный процесс, LMS, MIT, будущее, дальнейшее развитие, дистанционное обучение, обучение.


Похожие статьи

Перспективы развития курсов MOOC в e-learning | Молодой ученый

В последние несколько лет в электронном обучении наметилась новая тенденция — создание массовых открытых (бесплатных) онлайн курсов (от английского Massive Open Online Courses, MOOC)...

Moodle — свободная система управления обучением

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением.

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Электронное обучение как средство реализации...

Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие

Именно в это время и получило развитие электронное обучение, которое на этом этапе развития служило «технически...

Особенности использования lms moodle для дистанционного...

7) сетевых систем управления обучением (Learning Management SystemLMS)

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, MOODLE, дистанционное обучение, учебный процесс, LMS, CMS, информационная культура, курс, система управления, студент.

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением.

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет...

Взгляд на электронное обучение через призму трансформации...

Ключевые слова: информационный век, smart-образование, электронное обучение. Необходимость изменений в образовательном пространстве признается всеми участниками учебного процесса.

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного...

В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса.

LMS-система как механизм повышения качества обучения...

Дальнейшим развитием систем электронного обучения стало появление систем массовых открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Courses) [3]. Бизнес-модель современных систем MOOC и причины её эффективности подробно разобраны в работе E.L. Burd [4]...

Похожие статьи

Перспективы развития курсов MOOC в e-learning | Молодой ученый

В последние несколько лет в электронном обучении наметилась новая тенденция — создание массовых открытых (бесплатных) онлайн курсов (от английского Massive Open Online Courses, MOOC)...

Moodle — свободная система управления обучением

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением.

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Электронное обучение как средство реализации...

Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие

Именно в это время и получило развитие электронное обучение, которое на этом этапе развития служило «технически...

Особенности использования lms moodle для дистанционного...

7) сетевых систем управления обучением (Learning Management SystemLMS)

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, MOODLE, дистанционное обучение, учебный процесс, LMS, CMS, информационная культура, курс, система управления, студент.

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением.

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети. В настоящее время во всем мире быстро распространяется дистанционное обучение с использованием сети Интернет...

Взгляд на электронное обучение через призму трансформации...

Ключевые слова: информационный век, smart-образование, электронное обучение. Необходимость изменений в образовательном пространстве признается всеми участниками учебного процесса.

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного...

В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса.

LMS-система как механизм повышения качества обучения...

Дальнейшим развитием систем электронного обучения стало появление систем массовых открытых онлайн-курсов (Massive Open Online Courses) [3]. Бизнес-модель современных систем MOOC и причины её эффективности подробно разобраны в работе E.L. Burd [4]...

Задать вопрос