Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен (на примере героини «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 3328 раз

Библиографическое описание:

Кучаева, К. С. Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен (на примере героини «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет) / К. С. Кучаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18117/ (дата обращения: 09.05.2024).

Важнейшая роль в становлении викторианского романа и шире — реалистической эстетики — наряду с Ч. Диккенсом, У. М. Теккереем, Т. Гарди и др., принадлежит и женщинам-писательницам XIX столетия — Ш. и Э. Бронте, Ф. Берни, М. Шелли, Э. Гаскелл, Д. Элиот, А. Мэрдок, М. Спарк и др. Одна из величайших романисток Д. Остен «совершила революцию в повествовательном искусстве, утвердив за романом его главенствующую роль и доказав, что женщина имеет право на творчество» [1; 24].

Материалом исследования являются романы Д. Остен: «Гордость и предубеждение», «Эмма» и «Чувство и чувствительность». В качестве объекта исследования выступают женские образы в названных романах, в качестве предмета — языковая реализация женских образов. Цель данной работы — определение основных характеристик, которыми наделены героини романов Джейн Остен.

Значительное количество произведений сестер Ш. и Э. Бронте, Дж. Элиот, Ф. Берни, М. Шелли, Э. Гаскелл, Д. Остен и др. свидетельствует о том, что викторианские писательницы ощущали необходимость показать процесс становления новой женщины, эволюцию ее жизненных установок. Изображая жизненный путь своих героинь, они фокусируют внимание на изменении ролевых функций женщины в английском обществе середины XIX столетия, поскольку именно в этот период наиболее ярко проявились перемены в различных сферах социума: на культурном (изменение норм и ценностей, связанных с образом женщины и ее поведением), институциональном (в сфере семьи, работы, образования), межличностном (в области взаимоотношений мужчины и женщины) уровнях.

Для анализа применялись сравнительный и описательный методы [2; 93].

На основании прочитанного (Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман «Теория литературы», А. Б. Есин «Принципы и приемы анализа литературного произведения», Н. Л. Лейдерман «Теория жанра») мы разработали план анализа женского образа в романах Джейн Остен [3; 75]:

1)     Определение места героя среди других персонажей;

2)     Семья, полученное воспитание, история жизни, род занятий, положение в обществе;

3)     Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей;

4)     Вербальное поведение (речевая характеристика);

5)     Невербальное поведение (мимика, жесты);

6)     Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко;

7)     Черты характера, оценка героя другими персонажами.

В результате анализа образа героини романа «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет мы видим, что Д. Остен наделяет ее такими характеристиками, как правдивость, искренность, прямота характера. Автор отмечает ее природный ум, сообразительность и неординарность мышления. При всем при этом героине трудно переломить гордость, она легко заблуждается. Ее веселый, игривый нрав, ироничность помогают ей не терять присутствие духа в сложных жизненных ситуациях, ее решимость, непоколебимость выражаются в действиях и словах, она никогда не противоречит себе. Но в то же время она уязвима, она предрасположена к быстрым выводам и необоснованным характеристикам. В образе Элизабет мы видим женское молодое поколение того времени с прогрессивными стремлениями.

 

Литература:

1.                  Гениева, Е. Ю. Романы Дж. Остен / в кн. Дж. Остен Чувство и чувствительность, Гордость и предубеждение, Леди Сьюзен: (золотой фонд мировой классики) / Е. Ю. Гениева. — М.: ООО АСА, 2003. — 709 с.

2.                  Ефимов, А. И. Образная речь художественного произведения // Вопросы литературы / А. И. Ефимов. — 1959. — № 6.

3.                  Волков, И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ф. Волков. — М.: Просвещение; ВЛАДОС 1995. — 256 с.



Задать вопрос