Аниме как отражение японской культурной идентичности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 01.05.2015

Статья просмотрена: 7480 раз

Библиографическое описание:

Понаморёва, Ю. В. Аниме как отражение японской культурной идентичности / Ю. В. Понаморёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1298-1300. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18048/ (дата обращения: 20.04.2024).

Статья посвящена анализу содержания культурной самобытности Японии сквозь призму японской субкультурной традиции — аниме. Раскрыты основные элементы данной поп-культуры и факторы, влияющие на её становление и распространение в молодежной среде современного японского социума. Предпринята попытка представить аниме в качестве механизма отражения японской культурной идентичности.

Ключевые слова: культурная идентичность, аниме, традиционные ценности, символика.

 

Одним из основных процессов последних лет развития человечества является процесс создания поликультурного мирового пространства, в рамках которого сохранение культурной самобытности различных этнических общностей и особенно такой её составляющей как национальная традиция приобретет особую актуальность и становится центром пристального интереса во всем мире. В данной связи японская модель сохранения культурной идентичности, основанная на идеалах глубокого уважения к наследию прошлого, является достойным примером и вызывает чувство симпатии.

Неоспоримым является тот факт, что именно в ходе исторической эволюции у каждой народности формируется своя собственная система национальных ценностей, жизненных идеалов и символов, обособление которых происходит в процессе этнокультурной самоидентификации. При этом передача данных ценностных установок из поколения в поколение осуществляется через различные культурные механизмы, направленные, в первую очередь, на обеспечение гармоничного функционирования всех сфер общественной жизни нации.

На сегодняшний день культура Японии включает в себя обилие разнообразных субкультурных направлений, влияющих на формирование общественного сознания японского народа. Среди них совершенно особое место занимает такое молодежной направление как аниме, представляющее собой особый стиль японской мультипликации, который обладает определенными эстетическими и стилистическими особенностями. И хотя общепризнанно, что сам термин «аниме» заимствован, но сокращен до трёх слогов от английского слова «animation» — анимация, что означает быструю смену изображений с целью создания эффекта движения, считается, что употребление данного названия применимо исключительно для культуры Японии.

Безусловно, искусство аниме является неким ключом к пониманию ментальной специфики японского этноса. В данном контексте неслучайна ещё одна версия этимологии слова «аниме», которая отражает его родство с латинским корнем «anima», что в переводе на русский язык означает «душа». Подобная интерпретация термина явным образом говорит о характерной для японского народа системе духовно-нравственных и материальных ценностей, на основе которой и сформировался данный уникальный вид японской поп-культуры.

Японская традиция аниме имеет долгую историю развития. Начинается она с момента зарождения рисованного рассказа во времена правления древнеяпонского клана Токугава (1603–1868 гг. н. э.), продолжается этапом формирования аниме как особого вида изобразительного искусства в начале 20-ых годов XIX века, процессом создания первого полнометражного анимационного фильма, и, наконец, завершается успешным расцветом в 80-ые годы XX века. При этом хочется отметить, что поп-культура аниме, хотя и впитала в себя многие элементы западной культуры в процессе вестернизации японского общества в XX веке, всё же смогла сохранить свою национальную самобытность. Подобное бережное сохранение культурной идентичности говорит о способности японской нации заимствовать и адаптировать зарубежные ценности, сохраняя при этом собственную индивидуальность и свой собственный стиль. Связано это с тем, что древние традиции глубоко укоренились в сознании японцев, определяя характер их отношения к действительности [4, С. 897].

Заметим, что на сегодняшний день количество поклонников аниме, чаще всего основанного на экранизации японских комиксов — манга, растёт по всему миру. Причина столь большой популярности заключается, в первую очередь, в диапазоне целевой аудитории данного направления искусства, а именно ориентации японской анимации не только на детей, но и на подростков и взрослых зрителей в связи с наличием в ней сложных сюжетных линий. Наряду с этим весьма разнообразен и формат выхода аниме, включая как полнометражные мультфильмы, продолжительность которых может достигать двух и более часов, так и многосерийные телевизионные сериалы.

Аниме, как и всякое искусство обладает своей несомненной спецификой, рассмотрение которой, безусловно, заслуживает особого внимания. В указанном аспекте следует отметить уникальность выразительных средств и художественных приёмов, несущих в себе глубокий эмоциональный подтекст японского мировосприятия, коренным образом отличающегося от сознания любой другой этнической общности.

Основной особенностью японского искусства является особая символико-графическая система, которая наполнена определенной функциональной значимостью. Базированная на древних историко-мифологических представлениях, религиозных воззрениях, а также на всем многообразии современных реалий жизненного уклада японского народа, данная символическая система призвана раскрыть многие особенности национального сознания японцев, которые идентифицирует данный народ как этнос.

Среди наиболее значимых визуальных этнических символов в анимационном искусстве, имеющих глубокие корни в традиционной культуре Японии, в первую очередь может быть названа цветовая символика, в которой, как правило, содержится ценная информация о его персонажах. Так, согласно японским канонам цвет волос, глаз, одежды передает не только цветовую принадлежность, но и раскрывает характер, эмоции, мысли своих героев и даже их отношение к той или иной ситуации. В данной персонификации отчетливо проявляется синтоистская составляющая традиционного мировоззрения японцев, которая и породила самобытный символико-графический язык.

Приведём символическое значение основных цветов, сложившихся в анимационном искусстве японцев, сочетание которых, придает особый эмоциональный эффект и несёт определенный идейный смысл.

Так, например, белый цвет в Японии традиционно символизирует святость, божественность, поэтому в силу своей этнокультурной специфичности связан, прежде всего, с сакральным миром и рассматривается как цвет смерти. Истоки данного восприятия цвета кроются в мифологии японского народа, согласно которой белый цвет тесно связан с культом предков. Не случайно в похоронной обрядности Японии умершего одевают в чистую белую одежду в знак посвящения его в новую жизнь. В данном цветовом контексте отрицательные герои аниме часто являются носителями седых волос, а в злодейской символике и атрибутах преобладают оттенки белого. Подобный приём цветового решения создатели аниме используют с целью подчеркнуть сверхчеловеческие способности своих образов или их принадлежность к тому или иному виду высших существ.

Не меньшую роль в Японии играет черный цвет, который на Востоке несёт в себе свою самобытную направленность в отличие от мировоззрения западных стран, поскольку обладает противоположным значением, являясь цветом радости и благородства. В частности черный цвет волос, хотя и не имеет особого символического значения, является наиболее распространенным среди аниме персонажей, поскольку все представители японской нации от природы темноволосые. В анимационной культуре японцев данный цвет прически, как правило, является знаком спокойствия, сдержанности, ума и решительности героя, но в сочетании с более яркими оттенками может нести особую смысловую нагрузку.

Несомненно, и цветам теплых оттенков, среди которых желтый, оранжевый, красный, в национальной традиции Японии придается весьма большое значение, что напрямую связано с концепцией божественного происхождения японской нации, согласно которой представители императорской династии являются прямыми потомками богини солнца Аматэрасу, возглавляющей пантеон синтоистских божеств. В связи с чем, можно говорить об особой значимости всей солнечной семантики в японской анимационной культуре. Так, например, желтый цвет является характерным индикатором анимационных образов, которых создатели аниме хотят выделить из общего числа персонажей, а красный цвет волос присущ в основном лицам знатных родов, которые, становятся предметом всеобщего восхищения и поклонения. Как правило, рыже- и красноволосыми изображены различные маги, например огня.

Основополагающим моментом проявления этнической сущности японцев в искусстве аниме являются глаза персонажа, которые в японской эстетике, символизируют готовность героя к восприятию и созерцанию. Их цвет, форма, размер и степень блеска передает его возраст, а также уровень открытости по отношению к внешнему миру. Большие, открытые, блестящие глаза характерны для детей и подростков, а также для чистых и положительных образов, дружелюбных к людям и окружающей среде. Злодеям же присущи узкие, обычно угловатые глаза.

Таким образом, принимая во внимание вышеперечисленные особенности национального сознания японцев, можно рассматривать анимационное искусство как некий способ отражения своеобразия их культурной традиции и самобытности внутреннего мира, которые и позволяют японцам по-прежнему оставаться японцами.

Безусловно, можно утверждать, что искусство аниме, складывалось и оформлялось, прежде всего, на определенном духовно-религиозном фундаменте, который наложил огромный отпечаток на самосознание японского общества. Именно влияние духовных принципов синтоизма способствовало умению японцев адаптировать элементы анимации чуждых им культур к традиционным исторически сложившимся восточным ценностям, делая их тем самым близкими и понятными для самих японцев.

В заключение также добавим, что японская анимация стала основанием для образования многих субкультурных направлений, как в Японии, так и за её пределами, что говорит о развитии всеобщего интереса к элементам традиционной восточной культуры. Копируя манеры, макияж и даже поведение своих любимых аниме- героев, молодое поколение воспринимает себя в качестве персонажей данной поп-культуры, обладающих особой национальной спецификой. И именно благодаря данному знакомству и подражанию происходит сохранение этнокультурной идентичности японской нации, как нации стремящейся по сей день сохранить уникальное культурное наследие своей страны.

 

Литература:

 

1.         Алпатов В. М. Япония: язык и культура / В. М. Алпатов; Институт востоковедения. — М.: Муравей, 2008. — 140 с. — URL: http://tenchi.ru/library/alpatov.pdf.

2.         Леонов В. Ю. Становление аниме, его отличительные стилистические особенности, различия с манга и художественно-технологические этапы создания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2012. — № 12 (26). — Ч. III. — C. 99–103. — URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997–292X_2012_12–3_25.pdf.

3.         Мир по-японски: эстетические и этические ценности в японской культуре / авт. вступ. ст. е. Маевский. — СПб: Северо-Запад, 2000. — 567 с.

4.         Понаморёва Ю. В. Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев [Текст] / Ю. В. Понаморёва // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 896–900. — URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16839/.

Основные термины (генерируются автоматически): японская нация, японский народ, искусство аниме, культурная идентичность, Япония, анимационное искусство, белый цвет, национальное сознание японцев, японская анимация, японское общество.


Похожие статьи

Кино как средство конструирования этнической идентичности

Аниме как отражение японской культурной идентичности. Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности. Кино как средство патриотического воспитания.

Понятие «стыда» в японской культуре | Статья в журнале...

япония, японец, японское общество, стыд, японская культура, чувство стыда, иностранный язык, русский человек, японский народ, японский язык.

Фольклорная интерпретация образа бога риса Инари в японских...

Другой японский исследователь — Норитакэ Кандзаки так описывает появление связи между богом Инари и лисой: «Существует поверье, что

Люди верят, что хвост лисы похож на пучок рисовых колосьев» [2, с. 104]. Так или иначе, но в сознании японцев уже много столетий бог...

Историко-мифологические представления как основа культурной...

Японцы, как никто другие, наиболее остро понимают важность сохранения своих духовных традиций и норм, а также передачи данного исторического опыта последующим поколениям, что, безусловно, отражает сущность японской культурной идентичности.

Основные термины (генерируются автоматически): кошка, Япония...

Аниме как отражение японской культурной идентичности.

Влияние японской национальной архитектуры на творчество Фрэнка Ллойд Райта. Дромена и её элементы в праздничной культуре Сербии.

Дневниковая литература Японии как...

Рассмотрение вопроса формирования японской литературы способствует более глубокому пониманию особенностей национальной культуры Японии.

Для японцев это означало поиск совершенства всех элементов культуры, поэтому японцы не знали себе равных в искусстве...

Фитоним суги и японский повествовательный фольклор

То же можно сказать и о народной культуре японцев. Однако даже в этом, уже признанном ряду растений-символов, совершенно особое место отводилась дереву криптомерии, которая по-японски называется суги.

Связь старинных верований и обрядов с современной культурой...

Япониястрана, которая не только сохранила культурное наследие предков, но и смогла вписать его в современную жизнь.

Манга стала домом для Ёкаев. На страницах этих книжек развернулся огромный и загадочный мир японской нечисти.

Значение творчества Оэ Кэндзабуро для мировой литературы на...

Начиная с 1958 г. Оэ начал активно публиковаться в ведущих японских литературных журналах Японии.

В своих произведениях писатель не боится показать насущные проблемы современного японского общества.

Похожие статьи

Кино как средство конструирования этнической идентичности

Аниме как отражение японской культурной идентичности. Бурятская национальная одежда как способ укрепления национальной идентичности. Кино как средство патриотического воспитания.

Понятие «стыда» в японской культуре | Статья в журнале...

япония, японец, японское общество, стыд, японская культура, чувство стыда, иностранный язык, русский человек, японский народ, японский язык.

Фольклорная интерпретация образа бога риса Инари в японских...

Другой японский исследователь — Норитакэ Кандзаки так описывает появление связи между богом Инари и лисой: «Существует поверье, что

Люди верят, что хвост лисы похож на пучок рисовых колосьев» [2, с. 104]. Так или иначе, но в сознании японцев уже много столетий бог...

Историко-мифологические представления как основа культурной...

Японцы, как никто другие, наиболее остро понимают важность сохранения своих духовных традиций и норм, а также передачи данного исторического опыта последующим поколениям, что, безусловно, отражает сущность японской культурной идентичности.

Основные термины (генерируются автоматически): кошка, Япония...

Аниме как отражение японской культурной идентичности.

Влияние японской национальной архитектуры на творчество Фрэнка Ллойд Райта. Дромена и её элементы в праздничной культуре Сербии.

Дневниковая литература Японии как...

Рассмотрение вопроса формирования японской литературы способствует более глубокому пониманию особенностей национальной культуры Японии.

Для японцев это означало поиск совершенства всех элементов культуры, поэтому японцы не знали себе равных в искусстве...

Фитоним суги и японский повествовательный фольклор

То же можно сказать и о народной культуре японцев. Однако даже в этом, уже признанном ряду растений-символов, совершенно особое место отводилась дереву криптомерии, которая по-японски называется суги.

Связь старинных верований и обрядов с современной культурой...

Япониястрана, которая не только сохранила культурное наследие предков, но и смогла вписать его в современную жизнь.

Манга стала домом для Ёкаев. На страницах этих книжек развернулся огромный и загадочный мир японской нечисти.

Значение творчества Оэ Кэндзабуро для мировой литературы на...

Начиная с 1958 г. Оэ начал активно публиковаться в ведущих японских литературных журналах Японии.

В своих произведениях писатель не боится показать насущные проблемы современного японского общества.

Задать вопрос