Компетентностно-ориентированные оценочные средства для диагностики индивидуального образовательного прогресса обучающихся по дисциплинам «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 16.04.2015

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Гафарова, З. У. Компетентностно-ориентированные оценочные средства для диагностики индивидуального образовательного прогресса обучающихся по дисциплинам «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / З. У. Гафарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 896-898. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17432/ (дата обращения: 10.05.2024).

Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту. В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу — методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества). Это обусловлено тем, что компетентностный подход наиболее полно отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу.

Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что компетентностный подход — это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования. Следовательно, компетенция — это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Выделяется два вида компетенций: 1) общая компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности; 2) профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

В этой связи особое значение приобретают составление практико-ориентированных заданий, проведение опросов студентов, экспертиза, мониторинг их информированности и действующих образовательных стандартов. В связи с этим процесс формирования общих и профессиональных компетенций у студентов является новым и актуальным явлением для учебных заведений.

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Значимые элементы компетентностного подхода в образовании:

-           прообраз современных представлений компетентностного подхода — идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования; в этой связи, компетенции рассматриваются как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения;

-           категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения);

-           внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентность (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности);

-           образовательная компетенция понимается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности; дифференциация образовательных компетенций: ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов);

-           формулировки ключевых компетенций и их систем представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

В рамках обеспечения качества подготовки выпускников были разработаны компетентностно-ориентированные задания, позволяющие выстроить образовательный процесс с учетом ФГОС и сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Реализация компетентностного подхода позволит разрешить противоречия между требованиями к качеству образования, предъявляемые государством, обществом, работодателем, и его образовательными результатами.

Таким образом, проанализировав научную и научно-методическую литературу по данной теме, были рассмотрены теоретические основы и представлены разработанные контрольно оценочные задания (КОЗ) для реализации компетентностного подхода. Применение компетентностно-ориентированных заданий на занятиях по правовым дисциплинам позволяет формировать ключевые компетенции студентов. Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность студента, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности преподавателя.

В приложении представлены КОЗ для оценивания общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

 

Приложение

Ситуационные задачи для оценивания применения знаний и универсальных способов деятельности в образовательной, учебно-производственной, профессиональной среде, обеспечивающей формирование профессионально значимых умений, приобретения практического опыта.

Формирование компетенции ОК-3 анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Формирование профессиональных компетенций:

-          ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

-          ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

-          ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

-          ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

-          ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

-          ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

-          ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

-          ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

-          ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

-          ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

-          ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

-          ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию.

Примеры заданий

1.                  Входной контроль.

Решите задачу.

Товаровед Игорь отсутствовал на работе без уважительной причины около 5 часов. Руководитель учреждения наложил на него дисциплинарное взыскание: уволил с работы за прогул.

Правомочны ли действия директора? Аргументируйте свой ответ.

2.                  Рубежный контроль

Решите задачу.

Оцените правомерность действий товароведа по контролю качества потребительских товаров в представленной профессионально-ориентированной ситуации:

При проведении физико-химического анализа качества продовольственных товаров специалист обнаружил несоответствие количества углеводов в товаре «Хлеб ржаной простой подовый ГОСТ 2077–84», поставленного из хлебокомбината № 7 г. Энска и был составлен акт. На основании представленного документа, продукция была возращена производителю.

Произведите сравнительный анализ нормативно-правовых актов, заполненных экспертом по результатам контроля качества потребительских товаров. Выявите отклонения от нормативных требований и заполните документацию. Предложите способы решения проблемы при отклонениях от норм ГОСТа и внесите коррективы в учетно-отчетную документацию.


 
Литература:
 

1.                  Кураева, А. Анализ сформированности общих и профессиональных компетенций будущих специалистов социальной сферы [Режим открытого доступа] http://rae.ru/forum2011/pdf/article025.pdf

2. Мединцева, И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, подход, практический опыт, метод моделирования результатов обучения, норма качества образования, образовательный процесс, профессиональная деятельность, решение задач, рынок труда, учетно-отчетная документация.


Похожие статьи

Управление качеством практического обучения студентов...

- качество образовательного результата. Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного

Указанные компоненты компетенций не могут быть сформированы только в процессе практического обучения.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

...обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО. На сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

педагогическая практика, иностранный язык, профессиональная деятельность, знание, средство, компетенция, уровень оценивания, педагогический опыт, учебный процесс, метод изучения.

Методы реализации компетентностного подхода в обучении

Методы и технологии обучения: эвристический диалог, моделирование технологических процессов. Основания оценки результатов образования:  стандартные и нестандартные задания выполнены на эвристическом уровне...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

задача, ситуационная задача, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, студент, решение, образовательный процесс, оценочное средство, реальная жизнь...

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

Повышение качества образования на сегодня является одной из наиболее актуальных проблем. Так как решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в итоге...

Компетентностный подход: фундаментальные положения и их...

компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование, способность, подход, математическая статистика, образовательный процесс, высшее образование, навык...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Формирование профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль Энергетика. Опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии».

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

Она раскрывает общие вопросы процесса профессионального обучения, характерные для практической профессиональной подготовки

Поиск решений выполнения научно-исследовательских работ для получения профессиональных компетенций [9–14].

Похожие статьи

Управление качеством практического обучения студентов...

- качество образовательного результата. Качество практического обучения будущих рабочих и специалистов, в первую очередь, зависит от эффективного

Указанные компоненты компетенций не могут быть сформированы только в процессе практического обучения.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

...обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО. На сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

педагогическая практика, иностранный язык, профессиональная деятельность, знание, средство, компетенция, уровень оценивания, педагогический опыт, учебный процесс, метод изучения.

Методы реализации компетентностного подхода в обучении

Методы и технологии обучения: эвристический диалог, моделирование технологических процессов. Основания оценки результатов образования:  стандартные и нестандартные задания выполнены на эвристическом уровне...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

задача, ситуационная задача, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, студент, решение, образовательный процесс, оценочное средство, реальная жизнь...

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

Повышение качества образования на сегодня является одной из наиболее актуальных проблем. Так как решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и в итоге...

Компетентностный подход: фундаментальные положения и их...

компетенция, профессиональная деятельность, сфера образования, российское образование, способность, подход, математическая статистика, образовательный процесс, высшее образование, навык...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Формирование профессиональных компетенций при подготовке бакалавров направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль Энергетика. Опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии».

Методы профессионального обучения | Статья в журнале...

Она раскрывает общие вопросы процесса профессионального обучения, характерные для практической профессиональной подготовки

Поиск решений выполнения научно-исследовательских работ для получения профессиональных компетенций [9–14].

Задать вопрос