К проблеме формирования социальных ценностей у подростка-сироты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 15.04.2015

Статья просмотрена: 1543 раза

Библиографическое описание:

Копкова, Д. К. К проблеме формирования социальных ценностей у подростка-сироты / Д. К. Копкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 821-824. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17283/ (дата обращения: 09.05.2024).

Человеческая система ценностей является основой его отношения к миру. За всю историю существования человеческого общества известны основополагающие социальные нормы и ценности, принятые в обществе, которым нужно следовать. Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Значимость определения ценностей личности, её основных приоритетов, смысла жизни возникает у каждого индивида. Развитие и формирование шкалы ценностей личности, определяется также и тем, что ожидает от него семья и ближайшее окружение, какие ценности предлагаются, а какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. В обществе всегда ценились: верность, доброта, честность, помощь, поддержка и так же негативное отношение было к обману, жадности, тщеславию.

В научной литературе понятие «ценность» определяется как — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. «Ценности, — писал известный философ В. П. Тугаринов, — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [6].

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Система ценностей в широком смысле слова — это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению А. Г. Здравомыслова, ценности — это «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы» [5]

Всякий человек выбирает для себя те или иные ценности, о его выборе следует судить по богатству или скудности внутреннего мира, так же разнообразию его интересов, неповторимости его индивидуальности. Мировоззрение человека формируется на протяжении всей жизни, свой образ жизни. Огромную роль в этом играет окружение личности — это семья, друзья, а так же различные национальные, религиозные, социальные воззрения, традиции. Ключевым моментом формирование собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте — является период постепенного перехода во взрослую жизнь.

Что же касается социальных ценностей, то под ними принято понимать — общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и её результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д.. [4]. Таким образом социальные ценности не подвергаются общественному сомнению, служат эталоном, идеалом для людей.

Каковы основные социальные ценности? Это — общество (коллектив), семья, народ, государство, общественные институты и структуры: школы, музеи, театры, библиотеки, больницы, парки, средства массовой коммуникации и информации и др. Несмотря на то, что мы рождаемся в обществе и обязаны ему не менее чем своим родителям, поскольку в нем обретаем речь, образование, культуру, многие нормы и принципы поведения и т. д.

Формирование личной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте, поэтому огромное значение имеет семья, в которой воспитывается ребёнок. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на формирование норм социального поведения. Воспитание социальных ценностей необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.

Статистика показывает, что в системе жизненных ценностей современных подростков-сирот ведущие позиции занимают инструментальные ценности: здоровье (56,8 % от общего числа голосов), счастливая семейная жизнь (54,7 %), наличие близких друзей (39,7 %), материальное благополучие (34,6 %), успешная профессиональная деятельность (33,8 %). Терминальные ценности, связанные с саморазвитием, являются менее значимыми для подростков: возможность творческой деятельности (14,4 %), повышение уровня своего образования (10,2 %) и расширение кругозора (8,7 %). Следует отметить, что наименьшей значимостью у современных подростков-сирот ценности, активно декларируемые в качестве приоритетов современной образовательной политики государства.

Подростковый возраст рассматривается как период возникновения чувства и образа взрослости, тенденции к самостоятельности, избавления от детской зависимости, при этом многими авторами подчеркивается кризисный характер приобретения данных новообразований. Установление эмоциональной независимости от родителей редко является простой задачей, так как мотивации и поощрения к независимости, так и продолжающейся зависимости в этом возрасте очень сильны. Реакции эмансипации и группирования, стремление к автономности, характерные для подросткового этапа развития актуализируют значимость ценностей самостоятельности и независимости, тогда как ценности наличия близких друзей и хороших отношений с родителями уменьшают свою значимость [1].

В структуре социализации подростков ценности выступают тем промежуточным звеном, которое регулирует соответствие между поведением, действиями, интересами, потребностями, что вытекают из социальных отношений. Исходя из этого, социально-психологическим феноменом подросткового возраста можно считать выбор личностных ценностей и индивидуальной линии поведения.

В значительной степени содержание ценностей подростка-сироты зависит от культурного контекста и исторического периода, в котором живет молодое поколение. Те бурные социальные события, происходящие в мире и нашей стране, заставляют юношей и девушек самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать независимые позиции. Именно поэтому по сравнению с прошлыми поколениями нынешнее характеризуются более трезвым, разумно-практическим взглядом на жизнь, независимостью и самостоятельностью.

Такая категория как «подросток-сирoта» является особо уязвимой в нашем обществе и требует особенного внимания со стороны специалистов. Одной из основных характеристик данной личности подростка-сироты является агрессивность как следствие дефицита теплоты и принятия в общении. Что способствует неумение ребенка реализоваться в обществе, труде, творчестве.

Общая характеристика подростка-сироты включает в себя: отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих. А все это значительно снижает у подростков-сирот активное отношение к жизни, у них не формируются собственные ценности и принципы, но при этом у них развивается конформность — зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному. У подростков-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности.

Исследования ученых показывают, что развитие сирот отличается от развития детей, живущих в домашних условиях (в семьях) и имеет: 1) замедленный темп психического развития 2) ряд негативных особенностей (низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение позднее формирование навыков саморегуляции и правил поведения).

Организационно-правовая форма учреждений, где содержатся дети-сироты определяется статусом учредителя, в качестве которого могут выступать как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления (в случае, если учреждение муниципального подчинения). Допускается и совместное учредительство. В образовательные учреждения для детей сирот принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года. Дети — члены одной семьи, или находящиеся в родственных отношениях, за редким исключением, направляются в одно учреждение. По определению, детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства (в отличие от дома ребенка, который является лечебно-профилактическим учреждением и находится в ведении органов здравоохранения).

Дети в детских домах не обучаются, а получают образование в ближайшем образовательном учреждении. Это главное отличие детского дома от дома-школы или школы-интерната, воспитанники которых живут и учатся в одном месте. Другие образовательные учреждения для детей сирот — дом-школа или школа-интернат (от лат. internus — внутри). Они определяются как «образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье [в случае ее наличия] в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей».

У таких детей возникает ощущение заброшенности, отторгнутости. Оно приводит к напряженности и недоверию к людям и, как итог, — к реальному неприятию себя и окружающих. В ходе дальнейших взаимоотношений с окружающими негативное отношение к себе усиливается. Причиной формирования отрицательного образа себя, кроме материнской депривации, является недостаток безусловной любви, т. е. любви не за что-то, а просто потому что он есть и он ребёнок. Нравственные оценки событий и поступков зависит это в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях. [2]

Самое главное для таких подростков-сирот — это уверенность, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально. Изучая поведение подростка-сироты в социуме, следует различать два уровня социальной детерминации: уровень социальных процессов и явлений, то есть изучение того или иного поведения в целом как массового, устойчивого социального явления, а также уровень индивидуального поведения, который подразумевает — единичное конкретное поведение. Они отличаются содержанием, механизмом детерминации и закономерностями.

Регуляция поведения подростков, разрешения противоречий и конфликтов обусловлена как воздействием внешних факторов (требования родителей, группы сверстников, учителей, моральные требования, социальные нормы и т. д.), так и субъективными особенностями самой подрастающей личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности и др.).

Процесс формирования ценностных ориентаций опосредствован многими социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами: материальными условиями жизнедеятельности, индивидуально-типичными чертами подростка, его наклонностями, способностями, коммуникативными умениями, качеством учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и других институтов социализации.

Работу по формированию у детей системы социальных ценностей начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих: 1) формировать первоначальную систему нравственных ценностей. 2) познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»; 3) дать детям представление о понятии «дружба»; 4) способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений; 5) учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики: принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру; принцип научности; принцип наглядности; принцип активности и сознательности обучения.

Основой формирования общечеловеческих ценностных качеств личности является ее деятельность и общение. Именно педагогически организованные деятельность и общение создают те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности подростка. «Человечность» личности подростка проявляется в его отношениях к другим людям.

Эта сфера деятельности ученика реализуется посредством контактов с людьми, через общение с ними. Специфика общения состоит в том, что в нем активность личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними. В общении подростка-сироты имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки и действия взрослых и сверстников и получить оценку своих поступков.

Являясь субъектом общения, подросток удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности в эмоциональном контакте, в познании и во многом другом. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия подростка с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, он реализует свою активность, становится не только объектом, но и субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач». Успех обучения коммуникации зависит от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед учащимися. [3]

 

Литература:

 

1.         Багров Н. М. Перепись населения Российской Федерации: первые итоги // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. Периодический научный журнал. СПб., 2004. № 3 (39). С. 149.

2.         Борисова И. В. Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60–90-ые годы ХХ века).-2002, Спб- 33

3.         Вентцель К. Н. Свободное воспитание: сб. науч. Трудов. — М.,1993. — 342 с.

4.         Иванова Г. П. Освоение нравственных ценностей в личностном и профессиональном становлении молодежи, Акмеология № 1–2 (специальный выпуск)-М. 2014

5.         Коджаспиров Г. М., Коджаспиров А.Ю Педагогический словарь.- М.: Академия, 2005.

6.         Розин Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений. // Философские науки. — 2008. — № 6. — С. 89–93.

7.         Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л., 1998. С. 271.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, ребенок, семья, подростковый возраст, родитель, качество, негативное отношение, общение, ребенок сирот, ценность личности.


Похожие статьи

Особенности формирования социальных ценностей...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях.

Дошкольный возраст — период масштабного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности.

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной...

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка". Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного...

Использование социально-педагогических технологий...

Также при формировании семейных ценностей у детей-сирот необходимо выполнения ряда психолого-педагогических условий

Подростковый возраст, как правило, характеризуется проявлениями в интимно-личностном общении, пробуждением интереса к себе, своим...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, дошкольный возраст, высокий уровень, отношение, ценность, уровень, старший дошкольный...

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Проблема формирования межличностных отношений со...

родитель, подросток, ребенок, сверстник, взрослый, отношение, общение, семья, совместная деятельность, социальное положение.

Особенности взаимоотношений родителей...

Ключевые слова:семейные отношения, подросток, ребёнок, полная семья, неполная семья, отец, мать.

Целью нашего исследования является изучение характера взаимоотношений между родителями и детьми подросткового возраста в полных и неполных семьях.

Особенности переживания одиночества подростками из полных...

Подростковый возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью.

Особенности взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях.

Особенности временной перспективы личности подростков из неполных семей.

Похожие статьи

Особенности формирования социальных ценностей...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях.

Дошкольный возраст — период масштабного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности.

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и неполной...

Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения "Центр игровой поддержки ребенка". Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного...

Использование социально-педагогических технологий...

Также при формировании семейных ценностей у детей-сирот необходимо выполнения ряда психолого-педагогических условий

Подростковый возраст, как правило, характеризуется проявлениями в интимно-личностном общении, пробуждением интереса к себе, своим...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, дошкольный возраст, высокий уровень, отношение, ценность, уровень, старший дошкольный...

Влияние детско-родительских отношений на становление...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание, тип личности, внимание, личность

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Проблема формирования межличностных отношений со...

родитель, подросток, ребенок, сверстник, взрослый, отношение, общение, семья, совместная деятельность, социальное положение.

Особенности взаимоотношений родителей...

Ключевые слова:семейные отношения, подросток, ребёнок, полная семья, неполная семья, отец, мать.

Целью нашего исследования является изучение характера взаимоотношений между родителями и детьми подросткового возраста в полных и неполных семьях.

Особенности переживания одиночества подростками из полных...

Подростковый возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью.

Особенности взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях.

Особенности временной перспективы личности подростков из неполных семей.

Задать вопрос