Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 27.01.2015

Статья просмотрена: 6278 раз

Библиографическое описание:

Порывкина, А. А. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО / А. А. Порывкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 841-844. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15251/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевые слова:активное обучение, интерактивное обучение, деловая игра.

 

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».

(Я. А. Каменский)

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника и студента, которые помогут им успешно адаптироваться в современном обществе.

Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на занятиях студенты получают не только знания в области обществоведческих наук, но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

Активное обучение — это обучение через опыт, т. е. освоение обучающимися опыта, основанное на взаимодействии с предметной областью, с преподавателем, с другими участниками.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

-                   пробуждение у обучающихся интереса;

-                   эффективное усвоение учебного материала;

-                   самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

-                   установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

-                   формирование у обучающихся мнения и отношения;

-                   формирование жизненных и профессиональных навыков;

-                   выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту — собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: Круглый стол (дискуссия, дебаты); Мозговой штурм (мозговая атака); Деловые и ролевые игры; Case — study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ); Мастер класс.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению студентов. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Важное место среди методов активного обучения, обеспечивающих максимальное использование индивидуального подхода к каждому студенту является метод деловых игр.

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем:

-                   процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.

-                   метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой — то сферы человеческой реальности.

Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:

1.                  целевая установка проведения игры;

2.                  сценарий всех этапов деловой игры;

3.                  структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление;

4.                  критерии оценки, полученных в ходе игры результатов;

5.                  рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков.

Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения.

Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.

Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2–4 академических часов, т. е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. В этом случае преподаватель определяет, какие проблемы выносятся в ее содержание, по каким критериям будет оцениваться уровень знаний. Содержание, ход игры и участие в ней обговариваются в студенческой аудитории заранее. Можно выбрать группу экспертов (3–4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих.

Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных, зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории (классы), средства отображения информации, средства управления, ИКТ и т. п. Разумеется, состав материально-технического обеспечения, и размещение в решающей степени зависят от формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.

Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время.

Оценка итогов игры осуществляется с целью подведения промежуточных и окончательных итогов результатов деятельности предприятий. Главная задача оценки — получение представления о характере действий команд — участников игры. Используется два варианта оценки итогов игры: оценка игры ее участниками; оценка игры ее руководителем. Оценка игры ее участниками производится по каждому предприятию и охватывает все периоды игры. Оценка игры ее руководителем проводится как итоговая по совокупности периодов игры и осуществляется путем сравнительного анализа результата деятельности всех участников игры, т. е. носит обобщающий характер и осуществляется по основным направлениям деятельности предприятия.

Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры.

Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.

Таким образом, применение в образовательном процессе интерактивных методов, например, деловой игры, способствует:

-                   закреплению и углублению знаний по изучаемой дисциплине;

-                   обучению правильному подбору литературы (нормативной правовой, учебной, научной);

-                   выработке навыков в подготовке необходимых документов по заданиям, обозначенным в игре;

-                   получению опыта публичного выступления, ораторского мастерства;

-                   лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и решения;

-                   активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода;

-                   стимулированию побудительных мотивов к освоению;

-                   активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии;

-                   раскрытию личностного потенциала;

-                   развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе;

-                   развитию находчивости и активности;

-                   расширению кругозора, познавательных интересов и творческой смекалки.

 

Литература:

 

1.      Гельфман Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М., 1971.

2.      Платонов В. Я.Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991.

3.      Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

4.      Сальцберг Е. К. Формирование информационно-коммуникативных компетенций студентов с использованием интерактивных методов обучения // http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1255&Itemid=76.

5.      Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // http://technomag.edu.ru/doc/172651.html.

6.      Деловая игра как метод активного обучения // http://do.gendocs.ru/docs/index-213074.html.http://www.akvobr.ru/delovaja_igra_v_processe_obrazovania.html.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, оценка игры, активное обучение, интерактивная форма обучения, интерактивное обучение, преподаватель, студент, участник игры, материально-техническое обеспечение, познавательная деятельность.


Похожие статьи

Интерактивное обучение как средство развития...

бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра...

Интерактивное обучение как средство развития...

бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра...

Использование активных и интерактивных форм методов...

В качестве популярного интерактивного метода обучения приводится деловая игра, дается определение деловой игры, рассматриваются ее модификации, этапы организации и проведения.В статье ценность дидактических игр дается на примере деловой игры.

Использование активных и интерактивных форм методов...

В качестве популярного интерактивного метода обучения приводится деловая игра, дается определение деловой игры, рассматриваются ее модификации, этапы организации и проведения.В статье ценность дидактических игр дается на примере деловой игры.

Игровые методы обучения как практическая направленность...

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Игровые методы обучения как практическая направленность...

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Особенности активных и интерактивных методов обучения: Вынужденная активность студентов: получив определенное задание или установку на решение той или иной проблемы, выдвинутой преподавателем, в работе принимают участие студенты всей группы.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Особенности активных и интерактивных методов обучения: Вынужденная активность студентов: получив определенное задание или установку на решение той или иной проблемы, выдвинутой преподавателем, в работе принимают участие студенты всей группы.

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного...

интерактивное обучение, учитель, ученик, познавательная деятельность, обучение, учебное окружение, учебная работа, положительное отношение, инновационное обучение, действие учителя.

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного...

интерактивное обучение, учитель, ученик, познавательная деятельность, обучение, учебное окружение, учебная работа, положительное отношение, инновационное обучение, действие учителя.

Деловая игра как метод формирования математической...

Активные формы обучения являются важными средствами обеспечения реализации компетентностного подхода обучения. Среди указанной категории форм обучения перспективными являются деловые игры.

Деловая игра как метод формирования математической...

Активные формы обучения являются важными средствами обеспечения реализации компетентностного подхода обучения. Среди указанной категории форм обучения перспективными являются деловые игры.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО.

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

Одним из наиболее активных методов обучения являются деловые игры (ДИ). При использовании (ДИ) процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности специалиста. Все участники игры выступают в...

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

Одним из наиболее активных методов обучения являются деловые игры (ДИ). При использовании (ДИ) процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности специалиста. Все участники игры выступают в...

Похожие статьи

Интерактивное обучение как средство развития...

бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра...

Интерактивное обучение как средство развития...

бухгалтерский учет, студент, преподаватель, умение, процесс обучения, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, интерактивное обучение, деловая игра...

Использование активных и интерактивных форм методов...

В качестве популярного интерактивного метода обучения приводится деловая игра, дается определение деловой игры, рассматриваются ее модификации, этапы организации и проведения.В статье ценность дидактических игр дается на примере деловой игры.

Использование активных и интерактивных форм методов...

В качестве популярного интерактивного метода обучения приводится деловая игра, дается определение деловой игры, рассматриваются ее модификации, этапы организации и проведения.В статье ценность дидактических игр дается на примере деловой игры.

Игровые методы обучения как практическая направленность...

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Игровые методы обучения как практическая направленность...

игра, активное обучение, медицинский вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс, медицинское образование, жесткий сценарий, познавательная активность.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Особенности активных и интерактивных методов обучения: Вынужденная активность студентов: получив определенное задание или установку на решение той или иной проблемы, выдвинутой преподавателем, в работе принимают участие студенты всей группы.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Особенности активных и интерактивных методов обучения: Вынужденная активность студентов: получив определенное задание или установку на решение той или иной проблемы, выдвинутой преподавателем, в работе принимают участие студенты всей группы.

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного...

интерактивное обучение, учитель, ученик, познавательная деятельность, обучение, учебное окружение, учебная работа, положительное отношение, инновационное обучение, действие учителя.

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного...

интерактивное обучение, учитель, ученик, познавательная деятельность, обучение, учебное окружение, учебная работа, положительное отношение, инновационное обучение, действие учителя.

Деловая игра как метод формирования математической...

Активные формы обучения являются важными средствами обеспечения реализации компетентностного подхода обучения. Среди указанной категории форм обучения перспективными являются деловые игры.

Деловая игра как метод формирования математической...

Активные формы обучения являются важными средствами обеспечения реализации компетентностного подхода обучения. Среди указанной категории форм обучения перспективными являются деловые игры.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО.

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

Одним из наиболее активных методов обучения являются деловые игры (ДИ). При использовании (ДИ) процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности специалиста. Все участники игры выступают в...

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических знаний...

Одним из наиболее активных методов обучения являются деловые игры (ДИ). При использовании (ДИ) процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности специалиста. Все участники игры выступают в...

Задать вопрос