Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 24.11.2014

Статья просмотрена: 1288 раз

Библиографическое описание:

Дьячкова, Т. В. Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности / Т. В. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 579-581. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13908/ (дата обращения: 05.05.2024).

В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую событийную общность.

Ключевые слова: событийность, дополнительное образование детей, детско-взрослая общность, деятельностный подход.

 

Дополнительное образование детей — это личностно-ориентированное образование, направленное на создание условий для формирования у ребенка субъективного опыта в деятельности, познании, общении. Оно осуществляется в максимально комфортных для развития ребенка условиях, которые существенно развивают его творческий потенциал, обеспечивая возможность попадания в «ситуацию успеха» в избранном деле и тем самым, способствует развитию таких качеств личности, которые необходимы для успеха в любой сфере деятельности. Таким образом, дополнительное образование детей создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов и ценностей.

В Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 — р отмечается что, «в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик, становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности».

Важная особенность дополнительного образования состоит в том, что здесь складывается особый тип взаимодействия педагога с ребенком, которых объединяет предмет общего интереса, формируется развивающая среда (фон жизнедеятельности). В работах А. В. Мудрика понятие «жизнедеятельность» детского объединения по интересам в учреждении дополнительного образования рассматривается как совокупность практик взаимодействия воспитанников и воспитателей (детей и взрослых) друг с другом и внешней средой, обеспечивающих реализацию индивидуальных и социальных потребностей и интересов [2, 182].

Вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него реальные навыки организации содержательного досуга. Во многом меняется уклад жизни ребенка, новые социальные связи обогащают жизнь детей. Появляются новые интересы, ценности, жизненные ориентиры.

Разнообразные формы работы с воспитанниками выводят детей и педагогов в состояние событийной общности. Жизнь творческого объединения в рамках системы дополнительного образования детей — это круговорот ярких событий, которые рождают новые идеи, новые ценностные установки, создают условия для разработки и реализации авторских программ.

Л. И. Новикова отождествляла событие с чем-то ярким, красочным, праздничным, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности. В. А. Караковский и Д. В. Григорьев определяют, что в ткань обыденного пребывания в образовательной среде педагогам необходимо постоянно вносить прецеденты-события, которые дети способны осуществлять самостоятельно и самоуправляемо. [3, 79]

Событийная общность, складывающаяся в пространстве свободного общения, возникает на основе значимой и интересной для всех деятельности, открытого личностно значимого общения между педагогом и воспитанником. Как отмечает Д. В. Григорьев «событийный подход к воспитанию позволяет педагогам проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности, рефлексировать и управлять личностно-развивающимся потенциалом совместного бытия взрослых и детей, выстраивать управленческие стратегию и практику в соответствии с идеей создания сети взаимосвязанных педагогических событий». Событийная общность детского объединения системы дополнительного образования детей, складывающаяся в пространстве свободного общения, возникает на основе значимой и интересной для всех деятельности, открытого личностно значимого общения между педагогом и воспитанником.

Общение — один из важных видов деятельности детей в учреждении дополнительного образования детей. Широко развитая практика совместной творческой деятельности позволяет ребенку находит себя в общности, проживать различные социальные роли, формирует умение вести диалог, жить по нормам толерантности. В. И. Слободчиков рассматривает событийную общность как необходимую ситуацию развития человека: «Полнота связей и отношений между людьми обеспечивает только в структуре со-бытийной общности, основная функция которой — развитие. Со-бытие есть то, что развивает и развивается…». [5, 31]

В учреждении дополнительного образования важна ориентация педагога на настроения и интересы воспитанников в проживаемой образовательной ситуации. Отношения между участниками образовательного процесса в системе дополнительного образования детей характеризуются диалогом, открытостью своих позиций, возможностью проявить себя и помочь самореализации другого («командных дух»). Событийная общность проявляется через интересные, запоминающиеся по эмоционально-ценностной насыщенности занятия и события. Педагоги дополнительного образования поддерживают отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения в творческом объединении.

Основными источниками возникновения и развития детско-взрослой общности УДОД являются:

1.      общий интерес всех участников образовательного процесса к той или иной направленности деятельности;

2.      совместная деятельность в рамках реализации дополнительной образовательной программы, определяющая социальное поведение педагогов, детей и родителей;

3.      общение, переживания, способствующие созданию эмоционального единства (репетиции, выступления, соревнования, радость переживания чувства прекрасного и мн. др.).

4.      культурная связь, ценности и нормы, принятые в творческом объединении образующие коллектив единомышленников, характеризующийся высокой эмоциональной и деятельностной включенностью.

Н. Б. Крылова указывая на условия возникновения событийности в образовании отмечала, что в ситуациях, когда то, что происходит с детьми в образовательном учреждении, развертывается на основе собственного «хода вещей», а не по специальному плану, заказу и умыслу со стороны; когда жизнь ребенка не «давит» ребенка, а обеспечивает ему ту жизнедеятельность, к которой он стремится и которую ищет. [4, 84]

Событийность УДОД задается тем, что привычное образовательное пространство расширяется благодаря:

-        общению ребенка со сверстниками из разных образовательных организаций, которое дает ему возможность взглянуть на себя как представителя своего поколения и ощутить сопричастности к личностно значимому взрослому — педагогу дополнительного образования,

-        встречам с разными взрослыми — мастерами своего дела, успешными людьми (художниками, актерами, спортсменами, бизнесменами, учеными и др.),

-        встречи с самим собой: «что я узнал о себя, свой город, свое поколение, про мир взрослых»,

-        погружению детей в разнообразные социокультурные практики.

Известный психологический тезис гласит: «…деятельность влияет на личность в меру включенности человека в ее свершение». В основу дополнительного образования детей положен принцип деятельностного подхода. Дополнительные общеобразовательные программы построены по принципу образовательного события. В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы педагог совместно с детьми выстраивает со-бытийную общность.

Занятие в системе дополнительного образования детей — это яркое событие, все, что происходит на занятии, затрагивает личные интересы ребенка и значимо для него. Педагог дополнительного образования работает не над причинами неудач обучающих, а над причинами успеха, таким образом, раскрывая творческий потенциал воспитанников. Дети и взрослые в системе дополнительного образования учатся творить вместе в процессе познания, выстраивая взаимообогащающее сотрудничество на благо всего творческого объединения. Суть событийности на занятии состоит в новом отношении ребенка к знаниям, которые ему предстоит познать. Таким образом, важным фактором результативности дополнительного образования детей становится событийность. В свою очередь, объединение по интересам рассматривается как малая социальная группа, объединенная общими целями и задачами, деятельностью, системой связей и отношений, возникающих в деятельности, общими ценностно-смысловыми ориентирами педагогов и воспитанников.

В условиях УДОД предполагается организация эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые оказываются коллективно и индивидуально значимыми; такие события становятся «своеобразными вехами не только в воспитательном процессе, но и в жизни воспитанника» (Л. И. Новикова).

Особое внимание хотелось бы уделить культурно — образовательного досугу в учреждениях дополнительного образования детей. Для ребят событие участия в программах, фестивалях, концертах — это повод, который открывает им путь к самим себе, своей семье, образовательному учреждению в целом. Для родителей участие в мероприятиях культурно-образовательного досуга — это возможность обогатить свой родительский опыт, взглянуть на собственного ребенка со стороны.

Как событие воспринимается в УДОД проектно-исследовательская деятельность педагогов и их воспитанников, участие в которой позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Ребенок, работая в пространстве событийности, овладевает способами самообразования, самореализации. Целевые ориентации событийной детско-взрослой общности формируются в проявлении интереса, построении педагогом коллективного целеполагания, при котором учитываются значимые цели для всех и каждого воспитанника творческого объединения.

Совместное воспитывающее бытие взрослых и детей, эмоциональное восприятие педагога как значимого и интересного человека, возможность проявить себя в условиях открытого диалога, все это — позволяет говорить нам о том, что педагоги дополнительного образования в реальной практике осуществляют переход от «мероприятийного» воспитания к «деятельности в режиме педагогических событий» [1], что особенно необходимо в контексте модернизации российской системы дополнительного образования детей.

 

Литература:

 

1.        Григорьев Д. В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000.

2.        Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2000. 200 с.

3.        Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории)/Л. И. Новикова.-М.: Педагогика, 1978. 153 с.

4.        Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Новые ценности образования// Под. ред. Н. Б. Крыловой. Выпуск 1 (43), 2010. — 146 с.

5.        Принцип дополнительности. Новые ценности образования//Под. ред. Н. Б. Крылова./ Выпуск 4 (28), — 182 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, дополнительное образование, ребенок, событийная общность, творческое объединение, педагог, событие, детско-взрослая общность, образовательная среда, образовательное учреждение.


Ключевые слова

деятельностный подход, дополнительное образование детей, событийность, детско-взрослая общность

Похожие статьи

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности.

Дополнительное математическое образование как среда...

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе

Создается благоприятная образовательная среда для работы с детьми, в которых

‒ Принцип событийности. Встреча взрослого и школьника как событие, значимая встреча со...

Художественно-творческая деятельность в системе...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Возможности региональной системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Пушкин, ребенок, педагог, формирование, образовательное учреждение, гражданско-патриотическое воспитание...

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки...

образовательное событие, ребенок, родитель, образовательный процесс, педагог, событие, итоговое занятие, образовательная сессия, педагог группы, Путешествие.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования. Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного...

Культурно-образовательное событие – одна из форм...

Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «культурно-образовательное событие»

Определены основные признаки событийной общности

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности.

Дополнительное математическое образование как среда...

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе

Создается благоприятная образовательная среда для работы с детьми, в которых

‒ Принцип событийности. Встреча взрослого и школьника как событие, значимая встреча со...

Художественно-творческая деятельность в системе...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Возможности региональной системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Пушкин, ребенок, педагог, формирование, образовательное учреждение, гражданско-патриотическое воспитание...

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки...

образовательное событие, ребенок, родитель, образовательный процесс, педагог, событие, итоговое занятие, образовательная сессия, педагог группы, Путешествие.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования. Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного...

Культурно-образовательное событие – одна из форм...

Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «культурно-образовательное событие»

Определены основные признаки событийной общности

Похожие статьи

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности.

Дополнительное математическое образование как среда...

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе

Создается благоприятная образовательная среда для работы с детьми, в которых

‒ Принцип событийности. Встреча взрослого и школьника как событие, значимая встреча со...

Художественно-творческая деятельность в системе...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Возможности региональной системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Пушкин, ребенок, педагог, формирование, образовательное учреждение, гражданско-патриотическое воспитание...

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки...

образовательное событие, ребенок, родитель, образовательный процесс, педагог, событие, итоговое занятие, образовательная сессия, педагог группы, Путешествие.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования. Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного...

Культурно-образовательное событие – одна из форм...

Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «культурно-образовательное событие»

Определены основные признаки событийной общности

Образовательная среда учреждения дополнительного...

Дополнительное образование детей – новое педагогическое явление, своеобразный педагогический феномен, направленный на сохранение и

Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности.

Дополнительное математическое образование как среда...

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе

Создается благоприятная образовательная среда для работы с детьми, в которых

‒ Принцип событийности. Встреча взрослого и школьника как событие, значимая встреча со...

Художественно-творческая деятельность в системе...

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Возможности региональной системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Пушкин, ребенок, педагог, формирование, образовательное учреждение, гражданско-патриотическое воспитание...

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки...

образовательное событие, ребенок, родитель, образовательный процесс, педагог, событие, итоговое занятие, образовательная сессия, педагог группы, Путешествие.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения...

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования. Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного...

Культурно-образовательное событие – одна из форм...

Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «культурно-образовательное событие»

Определены основные признаки событийной общности

Задать вопрос