Информационное обеспечение моделирования портрета потребителей продуктов питания Калининградской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.11.2014

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Лукьянова, Н. Ю. Информационное обеспечение моделирования портрета потребителей продуктов питания Калининградской области / Н. Ю. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19.1 (78.1). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13725/ (дата обращения: 02.05.2024).

В статье описана авторская методика подготовки исходных данных для формирования портрета потребителя продуктов питания в Калининградской области –эксклавном регионе России для дальнейшего моделирования на основе корреляционно-регрессионного метода.

Ключевые слова: информационное обеспечение, моделирование, портрет потребителя, корреляционно-регрессионный метод, продукты питания, Калининградская область.

 

Статистическая модель потребителя продуктов питания — жителя Калининградской области, строится на основе регрессионного моделирования зависимости расходов на питание от факторов, определяющих спрос на пищевые продукты в Калининградской области по состоянию на октябрь 2014 года, и разрабатывается на базе социологического опроса респондентов — жителей Калининградской области на основе репрезентативной выборки. Модель позволяет прогнозировать спрос как на краткосрочную перспективу, так и на среднесрочный и долгосрочный временные периоды, в частности, для получения целевых показателей производства конечной продукции АПК Калининградской области (КО), в том числе с учетом изменения доходов населения, его половозрастного состава, изменения его предпочтений, например, с учетом повышения спроса на экологически чистые продукты питания.

Методика моделирования спроса путем анализа и прогнозирования портрета потребителя продуктов питания КО методом корреляционно-регрессионного анализа, базируется на авторской методике, описанной в [1]. Первые четыре этапа этой методики направлены на формирование информационной базы моделирования.

1) Подбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на спрос. Может осуществляться на базе экспертного опроса, экспертного метода ранжирования альтернатив и оценки согласованности мнений экспертов. В качестве экспертов выступали сотрудники БФУ им. И.Канта, д.э.н, профессор Левина Р.С., к.э.н., доцент Лукьянова Н.Ю., к.э.н., доцент Никифорова И.В. При моделировании были использованы, как количественные, так и качественные показатели.

Спрос на пищевые продукты определялся фактором “Средние расходы на продукты питания на одного члена семьи в месяц” в рублях. Экспертным путем в качестве основного фактора, определяющего спрос, был отобран фактор “Душевой доход в месяц на члена семьи (руб.)”, в качестве дополнительных факторов, характеризующих портрет потребителя, выступили:

-          процент трат на питание в структуре общих расходов респондента (%);

-          возраст респондента, делающего покупки продуктов питания (лет);

-          наличие семьи (совместное ведение домохозяйства) (качественный показатель);

-          количество детей до 18 лет в семье (человек);

-          пол респондента, делающего покупки продуктов питания (качественный показатель);

-          место проживание респондента (качественный показатель);

-          ограничения в потреблении продуктов питания (качественный показатель);

-          дифференциация продукции по стране-производителю (качественный показатель);

-          предпочтение отдается отечественным продуктам питания (качественный показатель);

-          приобретается ли часть продуктов за границей (качественный показатель);

-          дифференциация продукции по экологичности (качественный показатель);

-          предпочтение отдается продуктам питания без добавок (качественный показатель);

-          готовность доплачивать за экологически чистые продукты (качественный показатель).

2) Формирование репрезентативной выборки. Определение параметров выборки проводилось совместно Е.С. Фидрей — руководителем Социологической лаборатории анализа рисков БФУ им. И. Канта. В результате была сформирована 0,05 % выборка из генеральной совокупности населения КО для уточнения потребительского спроса на продукцию АПК в КО. В частности объем выборки составил 500 респондентов.

Таким образом, была сформирована репрезентативная по структуре выборка, включающая разные половозрастные группы, разные доходные группы, представителей разных зон проживания КО, а также из городов и сельской местности, пропорционально структуре жителей КО.

В частности репрезентативность по территориальному принципу обеспечивалась, тем, что были опрошены жители трех районов г. Калининграда (Центрального, Московского и Ленинградского), жители городских округов, а также городские и сельские жители курортной зоны проживания, средней и дальней периферии. Репрезентативность по возрастному принципу обеспечивалась отбором респондентов из шести возрастных категорий: 18-24 года, 25-34 года, 35-44 года, 45-54 года, 55-64 года, а также 65 лет и старше. Репрезентативность по гендерному принципу обеспечивалась отбором в указанных возрастных группах примерно одинакового числа респондентов мужского и женского пола. Результаты опроса подтвердили репрезентативность выборки и по доходу, поскольку в опросе приняли участие респонденты разных групп по уровню среднемесячного дохода в расчете на одного члена семьи: малообеспеченные (до 5000 руб.), обеспеченные ниже среднего уровня (от 5 до 10 тыс. руб.), средний уровень (от 11 до 20 тыс. руб.), выше среднего уровня (свыше 20 тыс. руб.).

3) Разработка анкеты. Разработка анкеты для опроса респондентов с целью выявления потенциального спроса среднесрочном периоде и на долгосрочную перспективу проводилась совместно с Е.С. Фидрей, сбор данных и формирование первичного массива данных в среде Excel™ осуществляли сотрудники Социологической лаборатории анализа рисков БФУ им. И. Канта, всего было собрано 493 анкеты.

4) Анализ и подготовка данных к моделированию. Осуществлялись с учетом ограничений и условий применения регрессионного метода, включали технический контроль и логический контроль, редактирование (восстановление) данных, кодирование данных, а также формирование рядов факторов для регрессионного моделирования. Всего для моделирования было отобрано 460 анкет.

В частности, технический контроль заключался в удалении дублирующихся анкет, анкет с опечатками (например, возраст респондента 2 года) и анкет с пропусками данных, которые не возможно достоверно восстановить.

Логический контроль заключался в проверке анкет на наличие логических ошибок, например, превышение расходов на продукты питания над доходами.

Редактирование (восстановление) данных заключалось в формировании пропущенных данных. Например, при отказе респондента предоставить сведения о душевом доходе в месяц на члена семьи (руб.), респондент относил себя к конкретной доходной группе: малообеспеченные (до 5000 руб.), обеспеченные ниже среднего уровня (от 5 до 10 тыс. руб.), средний уровень (от 11 до 20 тыс. руб.), выше среднего уровня (свыше 20 тыс. руб.), что позволяло восстановить его доход с учетом правил статистической группировки.

Кодирование данных представляло собой формирование значений фиктивных переменных для неколичественных факторов, формирующих спрос. Значения кодов фиктивных переменных представлено в таблице.

Формирование рядов факторов для регрессионного моделирования заключалось в уточнении фактора “средние расходы на продукты питания на одного члена семьи в месяц” (руб.), а также проверке распределений факторов на допустимый уровень вариации и на близость распределений факторов к нормальному закону.

Уточнение фактора “средние расходы на продукты питания на одного члена семьи в месяц” (руб.), заключалось в получении достоверных значений фактора по каждому респонденту по следующей методике. Сначала по каждому респонденту определялось значение расходов с учетом процента трат на питание (вопрос анкеты: “Какую часть ежемесячного дохода семьи, Вы тратите на питание?”), доходов и количества членов семьи. Затем по каждому респонденту определялось значение расходов через средний чек (вопрос анкеты: “Назовите сумму средней разовой покупки продуктов питания?”) и частоту покупок (вопрос анкеты: “Как часто Вы покупаете продукты питания?”). Затем определялась средняя арифметическая этих двух значений. В результате был получен более достоверный ряд распределения фактора “средние расходы на продукты питания на одного члена семьи в месяц” (руб.), что было подтверждено на стадии логического контроля. Анализ показал, что наименьшее отклонение фактора расходов от среднего значения наблюдалось у семейных женщин в возрасте от 35 до 54 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Наибольшее отклонение продемонстрировали пожилые люди, молодежь, а также одинокие мужчины среднего возраста.

Таблица1

Кодирование качественных факторов для моделирования

Показатель

Коды

Процент трат на питание в структуре общих расходов респондента

1 – тратит более 50% доходов, 0 – тратит менее 50% доходов

Наличие семьи (совместное ведение домохозяйства)

1-проживающий в семье, 0-одинокий

Пол респондента, делающего покупки продуктов питания

1- мужчина, 0- женщина

Место проживание респондента

1-городской житель, 0-сельский житель

Ограничения в потреблении продуктов питания

1-ограничивают, 0-не ограничивают

Дифференциация продукции по стране-производителю

1-имеет значение, 0-нет

Предпочтение отдается отечественным продуктам питания

1-да, 0-нет

Приобретается часть продуктов за границей (Польша, Литва, Германия)

1-да, 0-нет

Дифференциация продукции по экологичности

1-имеет значение, 0-нет

Предпочтение отдается продуктам питания без добавок

1-да, 0-нет

Готовность доплачивать за экологически чистые продукты

1-да, 0-нет

 

Проверка распределений факторов на допустимый уровень вариации и на близость распределений факторов к нормальному закону проводилась путем расчета коэффициентов вариации, асиммметрии и эксцесса для каждого распределения количественно измеряемых факторов:

-          средние расходы на продукты питания на одного члена семьи в месяц (руб.);

-          душевой доход в месяц на члена семьи (руб.);

-          процент трат на питание в структуре общих расходов респондента (%);

-          возраст респондента, делающего покупки продуктов питания (лет);

-          количество детей до 18 лет в семье (человек).

После проведенной проверки был сделан вывод о возможности использования данных 460 анкет для построения регрессионной модели портрета потребителя продуктов питания жителей Калининградской области.

В заключении отметим, что работа выполнялась в рамках проекта “Создание университетской информационно-аналитической системы поддержки региональных социально-экономических исследований и ее внедрение в научную, образовательную и инновационную деятельность БФУ им. И. Канта (Этап 1)” по Программе развития БФУ им. И. Канта на 2011 - 2020 годы. Автор выражает благодарность за помощь, оказанную в проведении исследования, сотрудникам Социологической лаборатории анализа рисков БФУ им. И. Канта, ее руководителю Е.С. Фидре, а также коллегам И.В. Никифоровой и Р.С. Левиной, без которых настоящее исследование не было бы возможным. Результаты моделирования спроса на продукты питания жителей Калининградской области в настоящее время автор готовит к публикации.

 

Литература:

1.      Лукьянова Н.Ю., Соколова А.А. Моделирование портрета потребителя в непроизводственной сфере экономики. /Материалы Международной научной школы-семинара "Системное моделирование социально-экономических процессов" имени академика С.С.Шаталина.- Воронеж: ИПЦ ВГУ. 2011. С.93-94.

Основные термины (генерируются автоматически): качественный показатель, продукт питания, член семьи, Калининградская область, дифференциация продукции, покупка продуктов питания, душевой доход, логический контроль, общий расход респондента, Социологическая лаборатория анализа рисков.


Похожие статьи

Исследование уровня потребления основных продуктов питания...

Структура общего объема денежных доходов населения Калининградской области, в процентах [3].

Коэффициент дифференциации доходов, раз.

При этом доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах в Калининградской области среди...

Оценка уровня потребления продовольствия как основы...

Соответственно возникла и дифференциация в уровне и качестве питания населения области. Так средняя семья в области в 2013 г. тратила на покупку продуктов питания (включая питание вне дома) 3929,4 руб. в месяц на человека.

Исследование показателей поведения потребителей...

(По данным на 2015 год показатель доли расходов на досуг и культуру составил 7,2% от всех расходов семьи.

Общий итог

Маркетинг активизации продвижения современных программных продуктов на региональном рынке.

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

Столовые при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания.

Расчетные показатели товарооборота, руб. на 100 чел.

Сегментирование посетителей предприятий общественного питания по доходу (по данным на апрель 2016 года).

Сочетание и комбинирование методов сбора информации...

...респондентов, собираемых один раз в квартал, состоит из 800 случайно выбранных семей.

методов, предполагающих фиксацию и анализ только логически-текстовой информации.

— 704 с. 2. Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и...

Методический подход к оценке индекса потребительских...

Общий индекс представляет собой среднее арифметическое из индивидуальных [1, с 188-191].

Для мониторинга потребительских настроений в Калининградской области авторы

Первая часть анкеты включает вопросы о поле, возрасте, доходах респондентов.

Исследование рынка общественного питания Калининградской...

Показатели динамики оборота предприятий общественного питания Калининградской области.

Те респонденты, которые предпочитают готовить и питаться дома, разочарованы ценой в заведениях общественного питания.

Исследование маркетинговой стратегии выхода на...

Акцент на группу «Свежие продукты»; Продукты private label SPAR

В Калининградской области на данный момент работает 12 магазинов SPAR.

Влияние экономических санкций и продовольственного эмбарго на калининградский рынок сельскохозяйственной продукции.

Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для...

Темп роста расходов опережающий темп роста доходов может свидетельствовать о

Для анализа данного показателя необходимы данные бухгалтерской отчетности компании за предыдущий год.

Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными.

Исследование уровня потребления основных продуктов питания...

Структура общего объема денежных доходов населения Калининградской области, в процентах [3].

Коэффициент дифференциации доходов, раз.

При этом доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах в Калининградской области среди...

Оценка уровня потребления продовольствия как основы...

Соответственно возникла и дифференциация в уровне и качестве питания населения области. Так средняя семья в области в 2013 г. тратила на покупку продуктов питания (включая питание вне дома) 3929,4 руб. в месяц на человека.

Исследование показателей поведения потребителей...

(По данным на 2015 год показатель доли расходов на досуг и культуру составил 7,2% от всех расходов семьи.

Общий итог

Маркетинг активизации продвижения современных программных продуктов на региональном рынке.

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

Столовые при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания.

Расчетные показатели товарооборота, руб. на 100 чел.

Сегментирование посетителей предприятий общественного питания по доходу (по данным на апрель 2016 года).

Сочетание и комбинирование методов сбора информации...

...респондентов, собираемых один раз в квартал, состоит из 800 случайно выбранных семей.

методов, предполагающих фиксацию и анализ только логически-текстовой информации.

— 704 с. 2. Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и...

Методический подход к оценке индекса потребительских...

Общий индекс представляет собой среднее арифметическое из индивидуальных [1, с 188-191].

Для мониторинга потребительских настроений в Калининградской области авторы

Первая часть анкеты включает вопросы о поле, возрасте, доходах респондентов.

Исследование рынка общественного питания Калининградской...

Показатели динамики оборота предприятий общественного питания Калининградской области.

Те респонденты, которые предпочитают готовить и питаться дома, разочарованы ценой в заведениях общественного питания.

Исследование маркетинговой стратегии выхода на...

Акцент на группу «Свежие продукты»; Продукты private label SPAR

В Калининградской области на данный момент работает 12 магазинов SPAR.

Влияние экономических санкций и продовольственного эмбарго на калининградский рынок сельскохозяйственной продукции.

Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для...

Темп роста расходов опережающий темп роста доходов может свидетельствовать о

Для анализа данного показателя необходимы данные бухгалтерской отчетности компании за предыдущий год.

Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными.

Похожие статьи

Исследование уровня потребления основных продуктов питания...

Структура общего объема денежных доходов населения Калининградской области, в процентах [3].

Коэффициент дифференциации доходов, раз.

При этом доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах в Калининградской области среди...

Оценка уровня потребления продовольствия как основы...

Соответственно возникла и дифференциация в уровне и качестве питания населения области. Так средняя семья в области в 2013 г. тратила на покупку продуктов питания (включая питание вне дома) 3929,4 руб. в месяц на человека.

Исследование показателей поведения потребителей...

(По данным на 2015 год показатель доли расходов на досуг и культуру составил 7,2% от всех расходов семьи.

Общий итог

Маркетинг активизации продвижения современных программных продуктов на региональном рынке.

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

Столовые при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания.

Расчетные показатели товарооборота, руб. на 100 чел.

Сегментирование посетителей предприятий общественного питания по доходу (по данным на апрель 2016 года).

Сочетание и комбинирование методов сбора информации...

...респондентов, собираемых один раз в квартал, состоит из 800 случайно выбранных семей.

методов, предполагающих фиксацию и анализ только логически-текстовой информации.

— 704 с. 2. Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и...

Методический подход к оценке индекса потребительских...

Общий индекс представляет собой среднее арифметическое из индивидуальных [1, с 188-191].

Для мониторинга потребительских настроений в Калининградской области авторы

Первая часть анкеты включает вопросы о поле, возрасте, доходах респондентов.

Исследование рынка общественного питания Калининградской...

Показатели динамики оборота предприятий общественного питания Калининградской области.

Те респонденты, которые предпочитают готовить и питаться дома, разочарованы ценой в заведениях общественного питания.

Исследование маркетинговой стратегии выхода на...

Акцент на группу «Свежие продукты»; Продукты private label SPAR

В Калининградской области на данный момент работает 12 магазинов SPAR.

Влияние экономических санкций и продовольственного эмбарго на калининградский рынок сельскохозяйственной продукции.

Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для...

Темп роста расходов опережающий темп роста доходов может свидетельствовать о

Для анализа данного показателя необходимы данные бухгалтерской отчетности компании за предыдущий год.

Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными.

Исследование уровня потребления основных продуктов питания...

Структура общего объема денежных доходов населения Калининградской области, в процентах [3].

Коэффициент дифференциации доходов, раз.

При этом доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах в Калининградской области среди...

Оценка уровня потребления продовольствия как основы...

Соответственно возникла и дифференциация в уровне и качестве питания населения области. Так средняя семья в области в 2013 г. тратила на покупку продуктов питания (включая питание вне дома) 3929,4 руб. в месяц на человека.

Исследование показателей поведения потребителей...

(По данным на 2015 год показатель доли расходов на досуг и культуру составил 7,2% от всех расходов семьи.

Общий итог

Маркетинг активизации продвижения современных программных продуктов на региональном рынке.

Исследование целевого потребительского сегмента на примере...

Столовые при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания.

Расчетные показатели товарооборота, руб. на 100 чел.

Сегментирование посетителей предприятий общественного питания по доходу (по данным на апрель 2016 года).

Сочетание и комбинирование методов сбора информации...

...респондентов, собираемых один раз в квартал, состоит из 800 случайно выбранных семей.

методов, предполагающих фиксацию и анализ только логически-текстовой информации.

— 704 с. 2. Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и...

Методический подход к оценке индекса потребительских...

Общий индекс представляет собой среднее арифметическое из индивидуальных [1, с 188-191].

Для мониторинга потребительских настроений в Калининградской области авторы

Первая часть анкеты включает вопросы о поле, возрасте, доходах респондентов.

Исследование рынка общественного питания Калининградской...

Показатели динамики оборота предприятий общественного питания Калининградской области.

Те респонденты, которые предпочитают готовить и питаться дома, разочарованы ценой в заведениях общественного питания.

Исследование маркетинговой стратегии выхода на...

Акцент на группу «Свежие продукты»; Продукты private label SPAR

В Калининградской области на данный момент работает 12 магазинов SPAR.

Влияние экономических санкций и продовольственного эмбарго на калининградский рынок сельскохозяйственной продукции.

Анализ оптовых предприятий для оценки их деятельности для...

Темп роста расходов опережающий темп роста доходов может свидетельствовать о

Для анализа данного показателя необходимы данные бухгалтерской отчетности компании за предыдущий год.

Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными.

Задать вопрос