Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 11.11.2014

Статья просмотрена: 2057 раз

Библиографическое описание:

Лятифова, Л. В. Инклюзивное образование / Л. В. Лятифова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 573-575. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13503/ (дата обращения: 02.05.2024).

Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…

Кофи Аннан. 1998

 

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Инклюзивное образование — это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

Инклюзия (от inclusion — включение) — процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Новый универсальный словарь Вебстера.

Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Актуальность проблемы.

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Л. Н. Толстой.

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить». Жан Ванье. «Из глубины»

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным актом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми — это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее в документе говориться, что «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

-          Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

-          Каждый человек способен чувствовать и думать

-          Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

-          Все люди нуждаются друг в друге

-          Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

-          Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

-          Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

-          Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение — это не интеграция:

-          Включение — это больше, чем интеграция

-          Молодые люди учатся вместе в обычной школе.

-          Специалисты приходят помогать детям.

-          Обычные школы изменяются.

-          Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.

-          Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные.

-          Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.

-          Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

-          Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.

Включение — это:

-          НЕТ специализированных классов в обычной средней школе

-          НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки.

-          НЕТ присутствия детей 1–2 часа в день в средней школе.

-          НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:

-          Быть инклюзивным — означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

-          Инклюзия — это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

-          В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива

-          Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

-          Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику

-          Всесторонне планируйте инклюзию

-          В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы

-          Включайте родителей

-          Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников

-          Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т. п.)

Законодательные ресурсы:

-          Конституция Российской Федерации

-          Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266–1

-          Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

-          Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

-          Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

-          Все ученики равны в школьном сообществе

-          Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

-          У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

-          Планируется и проводится эффективное обучение

-          Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников

-          Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

-          Семьи активно участвуют в жизни школы

-          Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

-          Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

-          Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика

-          Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения

-          Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе

-          Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

-          Составлена с целью повышения успешности ученика

 

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

-          он достаточно гибок;

-          ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

-          он уважает индивидуальные различия;

-          он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

-          он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;

-          он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии:

-          У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

-          Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

-          Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

-          Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

-          Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

-          Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

-          Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:

Инклюзивные сообщества включают:

1.         Изменение взглядов в целом: «Разнообразие включает каждого»

2.         Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения — чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается

3.         Возможность для каждого быть успешным

Социальные изменения:

1.         Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным

2.         Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе

3.         Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта

4.         Действие отличается от убеждений и теории!

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях — конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школ

 

Литература:

 

1.         Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. — М.: Просвещение, 2009.

2.         Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. — М.: Просвещение, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, инклюзивное образование, образование, ребенок, ученик, школа, Возможность, инклюзивная школа, потребность, Российская Федерация.


Похожие статьи

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

Реализация инклюзивного образования на уроках английского...

английский язык, ребенок, инклюзивное образование, обучение, образование, возможность, процесс обучения, получение образования, Российская Федерация, работа.

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование. Замысел социальной инклюзии как путь построения

Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Инклюзивное образование это процесс развития всей системы образования, который подразумевает доступность ее для лиц с особыми потребностями.

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

Реализация инклюзивного образования на уроках английского...

английский язык, ребенок, инклюзивное образование, обучение, образование, возможность, процесс обучения, получение образования, Российская Федерация, работа.

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование. Замысел социальной инклюзии как путь построения

Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Инклюзивное образование это процесс развития всей системы образования, который подразумевает доступность ее для лиц с особыми потребностями.

Похожие статьи

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

Реализация инклюзивного образования на уроках английского...

английский язык, ребенок, инклюзивное образование, обучение, образование, возможность, процесс обучения, получение образования, Российская Федерация, работа.

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование. Замысел социальной инклюзии как путь построения

Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Инклюзивное образование это процесс развития всей системы образования, который подразумевает доступность ее для лиц с особыми потребностями.

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, школа, образование, особый подход, общеобразовательная школа, Россия, РФ, VERBOTON.

Реализация инклюзивного образования на уроках английского...

английский язык, ребенок, инклюзивное образование, обучение, образование, возможность, процесс обучения, получение образования, Российская Федерация, работа.

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, возможность, ребенок, EFA, создание условий.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения.

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

В статье представлен опыт исследования круга проблем, с которыми сталкивается современное образовательное учреждение, реализующее инклюзивный подход в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование. Замысел социальной инклюзии как путь построения

Инклюзивность в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Инклюзивное образование это процесс развития всей системы образования, который подразумевает доступность ее для лиц с особыми потребностями.

Задать вопрос