Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 17.09.2014

Статья просмотрена: 2355 раз

Библиографическое описание:

Пахомова, Т. В. Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости / Т. В. Пахомова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12633/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы психологии интернет-зависимости, получившей распространение, особенно среди молодежи. Дан анализ современного уровня исследований данной проблемы как за рубежом, так и в России. Обозначены задачи, требующие своего решения.

Ключевые слова: интернет-зависимость, способствующие факторы, аддикты, особенности поведения.

The article discusses the psychology of Internet addiction, the spread, especially among young people. An analysis of the present state of research this problem both abroad and in Russia. Marked tasks that require to be addressed.

Keywords:Internet addiction, contributing factors, addikty, characteristic features of behavior.

В современном обществе область применения интернета достаточно велика — это и поиск нужной информации, работа, общение и развлечения. Но наряду с положительными аспектами использования интернета встали дискуссии и о его отрицательном влиянии на человека.

Одной из наиболее интересных областей в исследовательской деятельности и терапевтической практике психологов является психология зависимости. Вместе с поиском и совершенствованием средств борьбы с традиционными видами зависимостей, такими, как наркотическая (включая токсикоманию), табачная и алкогольная, наблюдается тенденция к выработке более широкого представления о зависимости. Фактически учёные ставят вопрос о многообразии способов «ухода» из реальной жизни путем изменения состояния сознания человека. Исследователи следуют реалиям современной жизни: в научных сочинениях ими постоянно упоминаются «телемания», трудоголизм, увлеченное коллекционирование, страсть к азартным играм, привычка к посещению магазинов и т. п.

Не последнее место в перечне поведенческих видов зависимости занимает зависимость от интернета. В связи с относительно недавним появлением этой болезни официально диагноза интернет-зависимость не существует. Правда, многие люди уже ощущают симптомы и последствия этого недуга [1].

Родоначальниками изучения феномена непосредственно психологической зависимости от Интернета являются два американских специалиста: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Свою деятельность К. Янг в данной области начала c выявления аддиктов с помощью массового сетевого опроса. В 1995 г. А. Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от интернета, который построен на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. В 1996 г. он же ввёл термин «интернет-зависимость», характеризующий непреодолимое желание пользоваться интернетом, влекущее за собой пагубные последствия для бытовой, учебной, социальной и психологической сфер деятельности [2].

Важным аспектом при рассмотрении проблемы интернет-аддикции является изучение компьютерной зависимости. Первое исследование этого феномена было проведено английским психологом М. Шоттон в 1980-х годах.

В нём приняли участие более 100 программистов и профессионально работающих с компьютерами людей, которые проявляли зависимость от компьютера. Исследование проводилось посредством опроса и интервьюирования испытуемых, применялись и стандартные психологические тесты, и специально разработанные для исследования опросники. М. Шоттон удалось выявить несколько социально-демографических параметров людей с признаками компьютерной зависимости. Чаще всего она проявлялась у высокообразованных мужчин, средний возраст выборки — 30 лет. Мужчины обычно работают в сфере науки или техники. Интересно, что более половины из них являются перворожденными детьми у своих родителей. Если сравнивать их с теми, у кого отсутствуют признаки зависимости от компьютера, аддикты относительно реже женаты и у них меньше детей. У зависимых от компьютера оказался высокий уровень интеллектуального развития.

По утверждению М. Шоттон аддикты воспринимают компьютер как конкурента, причём достаточно рационального и логичного. Задача, которую они ставят перед собой, состоит в том, чтобы добиться от такого соперника полного подчинения, установить полный контроль над компьютером. В какой-то мере они «отыгрываются» за невозможность осуществить желанный контроль в других сферах жизни, особенно в социальных отношениях [1].

Безусловно, интернет удовлетворяет многие потребности людей. Он содержит всё, чем может быть увлечен пользователь. Интернет предоставляет возможность анонимного общения, помогает реализовать свои фантазии; предоставляет неограниченный доступ к информации.

В руководимом К. Янг центре зависимости создана трехуровневая модель, моделирующая страсть многих пользователей к азартному использованию Интернета. Данная модель обозначается как АСЕ (Accessibility, Control, Excitement). Зависимость от интернета наступает из-за текущей доступности (Accessibility) действий (игровые клубы открыты практически круглосуточно); сохранение контроля (Control) собственных действий и последствий формируемых решений (при этом не требуются никакие посредники); эмоциональный накал (Excitement) от наступивших (выигрышей или проигрышей, достижений или упущений).

В данной модели совмещены организационно — технический (доступность) и психологические (контроль и возбуждение) моменты, о которых немало пишут и другие авторы. К примеру, чувство контроля, испытываемое при работе в Интернете Дж. Кэнделлсчитает завлекающим для людей, не приспособленным для какого-либо контроля в прочих областях своей жизни. Он считает доступность интернет серьезным фактором, способствующим формированию, при этом, в противоположность К. Янг, Дж. Кендалл не совмещает факторы доступности интернета и психологические факторы Эмоциональный всплеск признается всеми авторами, которые приравнивают интернет-аддикцию и зависимости, сформировавшиеся на основе азартных игр.

В пилотном проекте, проведенном К. Янг, участвовало 259 человек, в том числе 130 мужчин и 129 женщин. Все участники проекта участвовали в анкетировании.Цель анкетирования — выяснение наличия и уровня зависимости от интернета.

Аддикты имеют высокий уровень абстрактного мышления, они уверенные в себе, весьма чувствительные и настороженные люди, резко реагирующие на оппонентов. Как и всякие индивидуалисты, аддикты достаточно быстро способны адаптироваться в длительных условиях изоляции, могут ограничиваться лишь опосредованными контактами. Способны весьма резко, положительно или отрицательно, реагировать на слова оппонентов. При этом имеет место эмоциональный фон, обычно недопустимый [1].

В настоящее время, исследователи отмечают, что большая часть интернет — зависимых «сидит» в сети ради общения, что в итоге приводит к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

91 % — это заядлые участники форумов, чатов, групповых игр, телеконференций, а также других ресурсов, нацеленных на общение. Пользователи открыто могут высказываться на любые интересующие их темы, они свободно выражают свои чувства и эмоции в сети, считая интернет гарантией безопасности и анонимности. Часто в реальности такие люди имеют проблемы в общении.

9 % зависимых удерживает в сети неограниченный доступ к информации, медики изобрели описательный термин данного типа зависимости — «информационный вампиризм». Ученые и специалисты уже бьют тревогу, считая интернет опасным для психики и социального развития человека [3].

Физический вред здоровью от интернет-зависимости не столь очевиден, но заметен. Обычно аддикты стараются пользоваться интернетом где угодно и при малейшей возможности, причем отдельные сеансы могут достигать пятнадцати часов. Попытки реализовать свое влечение в условиях ограничений во времени приводят к возникновению тенденции засиживаться в интернете по ночам. Такие бессонные ночи способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунитета человека, после этого резко повышается вероятность заболеваний.

Несмотря на то, что интернет является идеальным исследовательским инструментом, у студентов появляются проблемы с учебой, потому что они посещают не относящиеся к делу сайты, часами общаются в чатах и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, с подготовкой к экзаменам. Очень часто студенты не могут сами контролировать время, проведенное в интернете.

У зависимых людей появляются проблемы связанные с работой, например, когда они используют рабочий доступ в интернет в своих личных целях. Современные системы фильтрации и контроля позволяют управляющим следить за использованием интернета служащими. В одной компании были очень удивлены, когда узнали, что всего лишь 23 % трафика приходится на работу. Однако такие преимущества интернета, как предоставление множества данных, перевешивают все возникающие негативные обстоятельства.

Вопреки отрицательным последствиям интернет-зависимости примерно 54 % аддиктов согласно проведенных опросов не хотят сокращать время, проводимое в Сети, Они считают себя неспособными оставить эту привычку. Другие 46 % имеют уже несколько неуспешных попыток, направленных на избавление от данной зависимости. Обычно в таких случаях использовалось ограничение по времени, но люди были не в силах соблюдать данные ограничения. После этого имели место действия, направленные на полный отказ от интернета (избавиться от модема или совсем устранить компьютер). Однако спустя некоторое, как правило, очень малое время, данные люди осознавали, что не могут жить без интернета. После этого снова имело место повторное подключение к Сети (покупка нового модема, сборка компьютера и т. д.) [2].

Рассмотрим данные по итогам всероссийского опроса, предоставленные учёными ВЦИОМ. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ в 2013 г. организовал опрос в России. Количество респондентов — 1600 человек из 42 субъектов Российской Федерации. 22 % из числа участвовавших в опросе россиян признают, что проводят в интернете чересчур много времени, 16 % не мыслят себя без регулярного общения в социальных сетях, 11 % расходуют много личного времени на электронную почту. Среди россиян в возрасте 18–24 года почти половина сознается в том, что на общение в Интернете и социальных сетях уходит много временя (53 % и 44 % респондентов) [4].

Итак, наличие зависимости от интернета и присущих этой зависимости форм поведения признается всеми специалистами. Однако вопрос, есть ли заболевание, называемое интернет-зависимостью, остается открытым. Не удалось каким-либо образом существенно развить методологию анализа поведенческих форм интернет-зависимости. Более того, даже появилась точка зрения, в соответствие с которой интернет-аддикция — это всего лишь заблуждение современной психологии и психиатрии.

Литература:

1.                  Психологический журнал. Актуальные проблемы зависимости от интернета.2004. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/addict.htm (дата обращения 10.09.2014).

2.                  К.Янг: диагноз — интернет-зависимость[Электронный ресурс]. URL: http://www.narcom.ru/publ/info/665 (дата обращения 10.09.2014).

3.                  Рыскулова М. М. Интернет-зависимость как социально — психологическая проблема современного общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.enu.kz/repository/repository2014/internet-zavisimost.pdf (дата обращения 05.09.2014).

4.                  Интернет-зависимость: сколько россиян подвержены болезни XXI века? Пресс-выпуск № 2415 30.09.2013. Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ» [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index (дата обращения 05.09.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): интернет, время, высокий уровень, зависимость, игра, компьютер, компьютерная зависимость, общение, проблема, Россия.


Ключевые слова

интернет-зависимость, способствующие факторы, аддикты, особенности поведения

Похожие статьи

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Подрастающее поколение использует свободное время для общения с компьютером и интернет-сетями.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на сегодняшний день.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

2. Сетеголизм — зависимость от Интернета.

- исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов.

1. 9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время.

Компьютерная зависимость школьников

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да.

Самый строгий запрет накладывается на вечернее время: компьютерные игры могут привести к нарушениям сна.

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Рис. 1. 1. Интернет-зависимость присуще 96 % респондентам. 2. Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков.

3. Средний уровень зависимости наблюдается у 36 % подростков, проводящих своё свободное время с друзьями.

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости...

После этого случая компьютерная и интернет-зависимость по праву стала бичом и эпидемией конца XX — начала XXI вв. Это прежде всего заболевания, проявляющиеся нестерпимой тягой (зависимостью) к работе на компьютере, компьютерным играм и Интернету...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в связи с широким развитием компьютерных технологий. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на...

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости.

Проведение время за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего...

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

Ключевые слова: интернет-зависимость, виртуальное общение, Интернет, социальные сети, одиночество.

В настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости

Компьютерная сеть Интернет получила широкое распространение.

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов...

Для любого пользователя Интернета зависимость становится проблемой тогда, когда

К. Янг в своей работе дает следующие типы Интернет-зависимости студентов младших курсов: 1) компьютерная зависимость, выраженная в пристрастии человека к работе с компьютером.

Похожие статьи

Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости...

Подрастающее поколение использует свободное время для общения с компьютером и интернет-сетями.

Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на сегодняшний день.

Компьютерная зависимость у подростков | Статья в журнале...

2. Сетеголизм — зависимость от Интернета.

- исследовать уровень компьютерной зависимости учеников 9–10 классов.

1. 9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время.

Компьютерная зависимость школьников

По мнению психологов, обычно компьютерной интернет-зависимости подвержены

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да.

Самый строгий запрет накладывается на вечернее время: компьютерные игры могут привести к нарушениям сна.

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Рис. 1. 1. Интернет-зависимость присуще 96 % респондентам. 2. Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков.

3. Средний уровень зависимости наблюдается у 36 % подростков, проводящих своё свободное время с друзьями.

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости...

После этого случая компьютерная и интернет-зависимость по праву стала бичом и эпидемией конца XX — начала XXI вв. Это прежде всего заболевания, проявляющиеся нестерпимой тягой (зависимостью) к работе на компьютере, компьютерным играм и Интернету...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в связи с широким развитием компьютерных технологий. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на...

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, интернет-зависимость, признаки компьютерной зависимости.

Проведение время за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего...

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

Ключевые слова: интернет-зависимость, виртуальное общение, Интернет, социальные сети, одиночество.

В настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости

Компьютерная сеть Интернет получила широкое распространение.

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов...

Для любого пользователя Интернета зависимость становится проблемой тогда, когда

К. Янг в своей работе дает следующие типы Интернет-зависимости студентов младших курсов: 1) компьютерная зависимость, выраженная в пристрастии человека к работе с компьютером.

Задать вопрос