Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Логинова, А. А. Патриотическое воспитание учащихся школы на примере неизвестных героев России / А. А. Логинова, Л. И. Атаева, В. В. Панькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 281-285. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12165/ (дата обращения: 01.05.2024).

В своей работе авторы рассматривают проблемы сохранения исторической памяти у подрастающего поколения, изучения неизвестных имен героев нашего времени.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, честь, долг, историческая память.

В прошлом учебном году в рамках недели гуманитарных наук в нашей школе состоялся диспут «Герой нашего времени». Ребята рассказывали о том, кого можно считать героем, что такое подвиг, и нужно ли к нему готовиться.

Размышления на тему героизма натолкнули нас на продолжение разговора о героях.

Целью нашего исследования стало сохранение исторической памяти о неизвестных широкому кругу людях, совершивших мужественные и героические поступки в мирное время.

Задачи:

1.                  Поиск и анализ информации о неизвестных героях.

2.                  Актуализация ценностных качеств личности, таких как долг, честь, мужество, самоотверженность, патриотизм, героизм.

3.                  Знакомство учащихся 6–11 классов с найденным материалом на мероприятии, посвященном Дню народного единства в школе.

4.                  Организация дискуссии на тему «Как сохранить память о героях?» для учащихся 6–11 классов.

1.     Памяти учителей Беслана

В Беслане всего семь школ. Одна из них стала известна на весь мир, как пример мужества и героизма детей и учителей, захваченных террористами в 2004 году.

До сих пор к разрушенной школе в память о погибших в те страшные сентябрьские дни люди несут цветы и свечи. А мы сегодня вспомним учителей Беслана, чей подвиг поистине велик…

В маленьком городке все друг друга знают, и школа для учителей и учеников — не просто учебное заведение, а настоящий второй дом, семья.

Директору Лидии Александровне Цалиевой на тот момент было 70 лет. Спецназовцы вынесли ее из спортзала последней из заложников.

У директора — сахарный диабет, но она ни разу не жаловалась и не показывала, как ей тяжело.

Если дети плакали, боевики начинали стрелять, чтобы навести тишину. Но потом школьники перестали реагировать на выстрелы, было уже все равно. Террористов это раздражало, и только Лидии Александровне удавалось успокоить своих учеников. В спортзале сидели и двое ее внуков.

Директора тяжело ранило взрывом, но даже тогда она, лежа на боку, продолжала жестами и криками направлять детей к окнам.

Директор осталась жива, хотя остались осколочное ранение ноги и мелкие ранения по всему телу. Удалось спастись и обоим ее внукам.

Учитель физкультуры 74-летний Янис Константинович Каниди (ученики звали его Иваном Константиновичем) всю жизнь проработал в Беслане учителем физкультуры. Он был самым пожилым среди заложников, но, несмотря на свой возраст, ни разу не прилег — стоял, чтобы у детей, ютившихся на полу спортзала, было больше места. Террористы предложили ему покинуть школу, сказав, что не воюют со стариками, но Иван Константинович не захотел бросить учеников.

Учитель вступался за каждого ребенка, пытался защитить школьников от бандитов. За это учителя били прикладом по голове. Школьники рассказывали, что, когда террористы направляли автоматы на учеников, Иван Константинович вставал перед дулом, прикрывая собой ребят.

Бандиты застрелили учителя физкультуры уже во время штурма, когда он пытался выхватить оружие у бандитов, пришедших в спортзал расстреливать заложников.

Когда тело Ивана Каниди достали из-под обломков, выяснилось, что в него попало больше десяти пуль.

Учитель до последнего героически защищал своих учеников…

Учительнице осетинского языка Алене Дзуцевой было 28 лет. Она сидела в спортзале на подоконнике — на полу места не было. Когда рядом с ней разорвалась бомба, стекло вылетело, Алену взрывной волной вынесло во двор. Но она, обожженная, полезла обратно в спортзал к своим ученикам: «Я вперед детей не побегу!». Она помогла многим ребятам выбраться из здания, но сама спастись не успела — ее придавило обвалившейся крышей.

Учительница технического моделирования Алла Андиева не работала в школе № 1, она вела техническое моделирование в другом учебном заведении. Первого сентября Алла повела двоих детей в школу.

Алла вела себя мужественно, достойно, до последнего помогала детям, находящимся в спортзале, старалась их приободрить, вселяла уверенность в том, что все будет хорошо. Старалась, как могла.

Она сама и двое ее собственных детей погибли от рук бандитов.

Учительница начальных классов Эмма Хасановна Каряева учила самых маленьких. Ее дочка Карина ходила в шестой класс школы № 1. Вместе с дочкой они попали в заложники. Во время штурма здания, когда детям, родителям и учителям удалось бежать, подруга, учительница той же школы, увидела Эмму лежащей на полу под завалами.

— Эммочка, вставай, — попыталась поднять ее коллега, — надо бежать!

— Я не могу бежать, спасите дочку, — прошептала Эмма. Она раскрыла рубашку и показала свою грудь — она, как сито, была изрешечена пулями.

Дочка Эммы, шестиклассница Карина, тоже погибла.

У учительницы рисования Наташа Руденок своих детей еще не было. Ей исполнилось только 28 лет. Детишек в спортзале она старалась успокаивать и защищать как родных. Дети рассказывали, что, когда им приходилось пить мочу (бандиты не разрешали передавать для заложников воду), она убедила их, что это совсем не противно.

— Закройте глаза и представьте, что это кока-кола, — разыгрывала ребят Наталья Александровна.

Наташа Руденок погибла от пуль бандитов.

Учитель труда Александр Михайлович Михайлов был любимым «трудовиком» у мальчишек. В первые минуты захвата он бросился на бандитов, пытаясь защитить детей, на которых направили оружие. Террористы схватили его и вытолкали из спортзала. Через минуту раздалась автоматная очередь...

Учителя Беслана своим мужеством, стойкостью, верой в справедливость и безграничной преданностью детям показали, что учитель — это не только самая благородная профессия, это еще и героическая профессия. Учителя не предали своих учеников, были с ними до конца, доказав тем самым, что чужих детей не бывает!

2.     Сестра милосердия Юлия Ануфриева

46-летняя Юлия Ануфриева погибла при пожаре в психоневрологическом интернате «Оксочи» в деревне Лука Новгородской области. В ночь на 13 сентября она вынесла и вывела из горящего здания 23 человека, 35 пациентов погибли.

Здание поджег один из пациентов. По словам очевидцев, Ануфриева пыталась извлечь непотушенную сигарету из-под линолеума, а затем бросилась спасать лежачих больных. По одним данным, санитарку убило взрывом огнетушителя, по другим — на нее обрушились перекрытия.

Юлия выросла в детском доме. В диспансере она проработала 12 лет.

В слове по окончании богослужения по погибшей Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Сегодня мы молились о тех, кто погиб в пожаре в Новгороде, и особенно о рабе Божией Юлии Ануфриевой, санитарке этого психоневрологического диспансера для престарелых людей. Когда произошел пожар, эта женщина вынесла на себе 23 человека, которые не могли двигаться. 24-го она вынести не смогла, потому что рухнула балка, обрушилась крыша, и она погибла».

«Иногда, — продолжил Его Святейшество, — мы спрашиваем себя: а есть ли среди нас герои? А есть ли среди нас святые? Вот сегодняшний день ответил на этот вопрос — есть и святые, и герои. Эта женщина, конечно, получала совсем небольшую зарплату, она нуждалась, у нее не было комфортного жилья, у нее не было своего автомобиля, она не имела ничего, что так вожделенно сегодня для абсолютного большинства людей, но какой же внутренней силой, какой добротой, какой подлинной святостью она обладала, чтобы, рискуя жизнью, на себе вытаскивать этих несчастных больных, престарелых людей и погибнуть вместе с ними!»

«Мы должны помнить такие имена, — призвал Первоиерарх. — Это имена героев, имена святых. И покуда Россия не оскудела такими людьми, которые способны жизнь свою отдать за ближних, у нас есть надежда на то, что и народ наш, общество наше преобразится, и вернутся в нашу жизнь те высокие идеалы, за которые люди готовы отдать жизнь, те идеалы, которые способны реально сплотить нацию поверх всех политических разногласий и социального неравенства. И мы верим, что народ наш способен на такое сплочение и такую солидарность».

Юлия Ануфриева была простой санитаркой, но в памяти людей она навсегда останется ангелом добра, сестрой милосердия.

3.     Жизнь во имя науки — Александр Александрович Богданов

Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия Малиновский, другие наиболее известные псевдонимы — Максимов, Рядовой, Вернер) родился 10 (22) августа 1873 года в г. Соколка Гродненской губернии.

Александр Александрович — революционер, писатель-фантаст, врач, создатель оригинальной науки — тектологии — на многие годы предвосхитившей идеи кибернетики и общей теории систем, главный идеолог Пролеткульта, организатор и директор первого в мире Института переливания крови. Философ, экономист, ученый-энциклопедист.

В 1896 он вступил в РСДРП, стал активным членом партии, в 1899 окончил медицинский факультет Харьковского университета.

В годы первой русской революции в 1905 году Александр Александрович избирается членом ЦК РСДРП, но уже в 1909 исключен из РСДРП за фракционную деятельность. Его всегда привлекала научная стезя.

И вот, Александр Александрович решает посвятить свою жизнь науке. Он отходит от политической деятельности и полностью отдается научной работе со всем жаром своего сердца.

С 1921 года он начинает исследования в области геронтологии и гематологии, ведет большую организационную работу. В 1926 году становиться организатором Института переливания крови в Москве. В 1926 году решением Совета Труда и Обороны был создан первый в мире Институт переливания крови — научно-исследовательское учреждение в области переливания крови, первым директором которого был назначен выдающийся философ, писатель и врач — Александр Александрович Богданов.

Александр Александрович занимался проблемой продления жизни человека через переливание его крови. Множество экспериментов было поставлено с участием его учеников. Но один из таких экспериментов он решил провести на себе, поскольку это было очень опасно. Александр Александрович не позволил рисковать своими жизнями коллегам по институту и провел переливание крови себе сам.7 апреля 1928 года Александр Александрович умер, заразившись во время эксперимента тифом.

В памяти потомков А. А. Богданов навсегда останется человеком, преданным до конца своему делу.

Дело ученого продолжили его ученики, и сейчас в России огромное количество врачей благодарят А. А. Богданова за самоотверженность и мужество, проявленные им при изучении свойств крови.

4.     Евгений Эпов — Герой России

Сержант внутренних войск Евгений Эпов погиб в январе 2012 года во время боя с бандитами в Кизлярском районе Дагестана. В официальном сообщении о подвиге Героя России сказано: «Ценой жизни обеспечил выполнение боевой задачи». За этой официальной строкой — история жизни и подвига молодого человека, который в критический момент накрыл своим телом гранату и спас раненых товарищей.

Трое спецназовцев обязаны сержанту Эпову жизнью. Они искали базу бандгруппы. Это был рейд в Кизлярском районе Дагестана. Нашли. Как выяснится позже, дозор Евгения Эпова блокировал группу из пяти опытных боевиков. «Боевики открыли первым делом по нам огонь, когда мы обнаружили базу. Боевики хотели шквальным огнём пройти, они кинули гранату», — рассказал один из бойцов спецназа Андрей.

Все они были в зоне поражения. Андрей — уже раненый, без сознания. Сам он не помнит, знает со слов товарищей — осколки накрыли бы всех, если бы Эпов не накрыл гранату. Собой.

«Очень горжусь его поступком. Мне кажется, для многих из нас — это на самом деле подвиг, о котором мечтает каждый», — говорит Андрей.

Евгений Эпов служил в Челябинске по контракту. Ему было всего 23, а он уже побывал в четырёх командировках: Чечня, Дагестан. Участвовал в контртеррористических операциях.

«Он примером для подражания был всегда. Был он командиром штурмового отделения. Всегда отличался высокими командирскими качествами. Настоящий русский парень», — вспоминает командир 23-го отряда специального назначения внутренних войск МВД России Сергей Задорожный.

На родине, в Забайкальском крае о сержанте Эпове сняли короткий фильм. Его дом в маленьком посёлке Мильгидун, школа, где учился. Здесь он стал героем ещё до того, как звание ему присвоили официально. «Такой жизнерадостный. Он торопился жить, старался от жизни взять всё, учиться поступил в институт», — рассказывает учительница средней школы п. Мильгидун Татьяна Неронова.

Будущий Герой России улыбается практически на всех кадрах — видео, фото. Улыбается с оружием в руках, улыбается в военной форме, в строгом костюме. Про Евгения вспоминают, что он был жёстким как спецназовец, и очень открытым и весёлым как обычный человек. Когда уезжал в свою последнюю командировку тоже улыбался. «Первый раз, когда ехали, в 2007-м году, волновался очень сильно. Я сам из Сибири родом, а приехал на юг страны. Как-то всё необычно. Волнение. Люди другие», — говорил Евгений Эпов.

Этот день Евгений Эпов, наверняка, считал одним из самых важных в жизни. Он вошёл в элиту спецназа внутренних войск. Получил право носить так называемый «краповый берет».

Командуя боковым дозором, сержант Евгений Эпов рассредоточил подчиненных по огневым позициям. Бандиты несколько раз яростно атаковали, пытаясь прорваться через боевые порядки спецназовцев и уйти дальше в горы. Пойдя на прорыв в очередной раз, боевики открыли особенно плотный огонь и стали забрасывать позиции спецназовцев ручными осколочными гранатами. Несколько бойцов получили ранения.

Это был действительно критический момент — ребята не могли стрелять, кто-то потерял сознание. Нужно было их эвакуировать, но в этот момент к раненым ринулись бандиты. Евгений бросился на помощь товарищам, прикрыл их огнем, не давая боевикам приблизиться. Он успел заметить, что рядом с ранеными бойцами упала ручная граната. Еще он успел крикнуть «Граната!» и накрыть ее своим телом.

Подоспевшие на помощь спецназовцы эвакуировали раненых с линии огня и полностью уничтожили бандгруппу. Сержант Евгений Эпов пал смертью храбрых, ценой своей жизни обеспечив выполнение боевой задачи.

Он погиб в январе. Банда боевиков прорваться сквозь цепь спецназовцев не смогла. Все были уничтожены.

Президент РФ присвоил звание Героя России командиру штурмового отделения отряда специального назначения Уральского регионального командования Внутренних войск МВД сержанту Евгению Эпову. К большой скорби, это самое высокое в нашей стране звание спецназовец получил посмертно.

Своими сынами и дочерьми всегда славилась Россия. Вот и сегодня мы должны помнить о них, неизвестных героях, героях нашего времени, нашей России.

В нашей школе состоялся диспут на тему «Неизвестные герои», в ходе которого его участники обсудили такие вопросы, как «Неизвестные имена героев: что о них знаю я», «Нужно ли готовиться к совершению подвига?», «Как мы можем сохранить память о неизвестных героях?».

Ребята активно включились в дискуссию. Особенно активно участвовал в ней 6 класс. Лиза Ванеева, Катя Жаркова, Степан Михалев, Арина Литвинова рассказали о героических поступках наших современников. Кто-то из неизвестных ранее героев спас утопающего, проявил бдительность во время несения патрульной службы. Вспомнили и героев Великой Отечественной войны (например, о подвиге Александра Матросова рассказал Степа Михалев).

Давудлу Фатима, учащаяся 6 класса, сказала, что посредством таких школьных мероприятий, как это можно также сохранять память о героях.

Итогом разговора стал вывод о том, что совершение подвига — это результат большой воспитательной работы, которая ведется нами ежедневно над собой. Желательно, чтобы как можно меньше у нас было ситуаций, в которых потребуется совершение героических поступков.

Ребятам было предложено посетить сайты о героях, и по мере сил самим искать и создавать работы, посвященные героизму и отваге россиян в разные периоды истории.

Вывод: цель работы достигнута. По мнению ребят, память о героях необходимо сохранять путем создания памятников, размещения информации в Интернете, в статьях, стихах, да и просто хранить в сердцах их имена.

Литература:

1.             Белова А. А., А. А. Богданову/ Выдающиеся деятели советского здравоохранения. М., 1974.

2.             Герой России Эпов Евгений Юрьевич. http://www.warheroes.ru

3.             В память о погибших (в Беслане). http://www.beslan.ru

4.             Юлия Ануфриева / Герои России. http://roshero.ru

Основные термины (генерируются автоматически): герой, ребенок, жизнь, Россия, школа, бандит, историческая память, спортзал, ученик, учитель.


Похожие статьи

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Цель: сохранить память о детях войны — учителях нашей школы. Задачи: ‒ Разыскать учителей нашей школы, которые детьми пережили войну

‒ решена воспитательная задача по сохранению исторической памяти

Систематизация полученных сведений о жизни и судьбе ветеранов.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

2) помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе

Наша школа создала и реализовала семь значимых социальных проектов.

На наш взгляд, каждый ученик, «прикоснувшись рукою к какому-либо … местному памятнику исторического прошлого», сумел...

Классное руководство как средство формирования всесторонне...

Учащиеся 5-х классов участвуют в мероприятии «Здоровый образ жизни» (эстафета), учителя в этот день для всех желающих дают открытые уроки.

В ходе акции жителям районов учащиеся школ раздают листовки с призывом о неравнодушном отношении взрослых к проблемам детей.

Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как...

Примечательно, что к школе Л. А. Степашко себя причисляют не только ее ученики, но и ее «научные внуки»

Она была для них больше, чем научный руководитель, она была для них родным человеком, «Учителем жизни» (Е. В. Елисеева), который взял за них ответственность.

Учительученик — родитель: взаимоотношения

Учительученик — родитель: взаимоотношения. Автор: Красная Екатерина Михайловна.

Школа всегда старалась взаимодействовать с семьей, находить взаимопонимание и поддержку со стороны

И что прививаем ребёнку с раннего возраста, то он и понесёт с собой по жизни.

Откуда появляются «трудные» дети и как их перевоспитать

Всем учителямнаставникам знакомо чувство тревоги из-за того, что наши ученики совершают ошибки, попадают в дурную

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, школа, жизнь, коллектив, мама, класс, семья, условие жизни, дом.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Важна роль учителя в просвещении родителей своих учеников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Похожие статьи

Использование ресурсов проектной деятельности в системе...

Цель: сохранить память о детях войны — учителях нашей школы. Задачи: ‒ Разыскать учителей нашей школы, которые детьми пережили войну

‒ решена воспитательная задача по сохранению исторической памяти

Систематизация полученных сведений о жизни и судьбе ветеранов.

Наследие Великой Победы как фактор патриотического...

2) помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе

Наша школа создала и реализовала семь значимых социальных проектов.

На наш взгляд, каждый ученик, «прикоснувшись рукою к какому-либо … местному памятнику исторического прошлого», сумел...

Классное руководство как средство формирования всесторонне...

Учащиеся 5-х классов участвуют в мероприятии «Здоровый образ жизни» (эстафета), учителя в этот день для всех желающих дают открытые уроки.

В ходе акции жителям районов учащиеся школ раздают листовки с призывом о неравнодушном отношении взрослых к проблемам детей.

Научная историко-педагогическая школа Л. А. Степашко как...

Примечательно, что к школе Л. А. Степашко себя причисляют не только ее ученики, но и ее «научные внуки»

Она была для них больше, чем научный руководитель, она была для них родным человеком, «Учителем жизни» (Е. В. Елисеева), который взял за них ответственность.

Учительученик — родитель: взаимоотношения

Учительученик — родитель: взаимоотношения. Автор: Красная Екатерина Михайловна.

Школа всегда старалась взаимодействовать с семьей, находить взаимопонимание и поддержку со стороны

И что прививаем ребёнку с раннего возраста, то он и понесёт с собой по жизни.

Откуда появляются «трудные» дети и как их перевоспитать

Всем учителямнаставникам знакомо чувство тревоги из-за того, что наши ученики совершают ошибки, попадают в дурную

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, школа, жизнь, коллектив, мама, класс, семья, условие жизни, дом.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Важна роль учителя в просвещении родителей своих учеников.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Задать вопрос