Проблемы реализации личностного потенциала в условиях инновационной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 09.06.2014

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Павлова, А. М. Проблемы реализации личностного потенциала в условиях инновационной деятельности / А. М. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11583/ (дата обращения: 11.05.2024).

The article deals with the substantial features of personal potential as a factor in the organization of innovative activity of the subject. Innovative activity is seen as a necessary condition for reaching of professionalism.

Keywords:personal potential, innovative activity, professionalism.

В XXI веке благодаря все нарастающему потоку информации общество утратило свою стабильность. Неустойчивый характер современного социально-профессионального мира определяют такие факторы, как трансформация социальных функций субъекта в различных профессиональных системах, формирование новых или изменение сложившихся функций и умений, мобильный характер работы и растущее использование информационных и коммуникационных технологий. Количество и темп изменений привели к невозможности прогнозировать эти изменения. В результате перестала удовлетворяться одна из основных потребностей человеческого существования — потребность в стабильности и предсказуемости.

В связи с этим в научной литературе наблюдается постановка проблемы изучения личностных особенностей субъекта, позволяющих ему успешно адаптироваться к социально-профессиональным изменениям. В настоящее время проблема потенциальных возможностей рассматривается при изучении адаптационного потенциала (А. Г. Маклаков), творческого потенциала (Д. Б. Богоявленская, А. А. Деркач, Я. А. Пономарев, Е. Л. Яковлева), интеллектуального потенциала (Ж. А. Балакшина, В. Н. Дружинин, Л. Н. Кулешова, Е. Ф. Рыбалко, Т. В. Прохоренко, М. А. Холодная), управленческого потенциала (Т. Р. Гребенюк, Т. Р. Лепеха, В. Н. Марков, Г. А. Соловейчик, А. Г. Шмелев). В контексте данной работы мы обратились к рассмотрению личностного потенциала как фактора организации инновационной деятельности субъекта.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом научного изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Инновационная деятельность рассматривается как необходимое условие достижения вершины профессионализма, потому что прогресс развития невозможен без новаторского поиска новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, нетривиального решения профессиональных задач. Только направленность на созидание позволит получить качественно иные результаты, осуществлять прорыв в новые области профессиональной деятельности. Анализ деятельности и личностных качеств лиц, достигших выдающихся профессиональных результатов демонстрирует у них сильную инновационную направленность.

Анализ научной литературы показывает, что проблема инноваций изучалась в рамках системной методологии (О. С. Анисимов, В. С. Дудченко, В. Т. Ополев, Б. В. Сазонов), социологии (А. И. Пригожин, Н. И. Лапин), социальной (Ю. Л. Неймер, Л. А. Петровская) и педагогической психологии (М. С. Бургин, С. В. Дмитриев, Ю. Н. Кулюткин, С. Д. Поляков, Г. С. Сухобская), психологии управления (Е. Т. Гребнев, И. С. Ладенко) и акмеологии (В. И. Долгова, С. Ю. Степанов, С. Н. Маслов, Е. А. Яблокова и др.). В психологической традиции тема инноваций и профессионального творчества рассматривалась в контексте проблемы принятия творческих решений (Н. Г. Алексеев, Д. Б. Богоявленская, Д. Н. Завалишина, Б. Ф. Ломов, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров и др.) и на материале решения творческих задач (В. К. Зарецкий, Н. Б. Сазонтьева, А. Б. Холмогорова).

Инновация в широком смысле слова — это сознательно вводимое изменение, а в более узком — процесс, направленный на изменение традиционных элементов определенной системы или их взаимосвязей и достигающий результата в виде нового состояния системы (А. И. Пригожин). Анализ литературы позволил выделить следующие виды инноваций (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика основных видов инноваций

Виды инноваций

Содержание

1. Предметно-целевые

Направлены на производство и разработку новой продукции.

2. Технико-технологические

Получение новых средств производства и новых технологий.

3. Организационно-управленческие

Разработка и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом.

4. Социально-экономические

Социальная разработка и применение новых экономических механизмов функционирования организации.

В рамках акмеологического подхода к исследованию инноваций основное внимание уделяется проблеме «внутренней» инновации, где инициатором и автором нововведения является сам специалист. В данном контексте под инновацией понимаются такие изменения в профессиональном сознании и профессиональной деятельности субъекта, которые являются результатом творческого переосмысления стереотипов на уровне смысловой структуры субъекта (смыслотворчество), а также изменения его жизнедеятельности (жизнетворчество).

К личностным качествам, способствующим реализации инновационной деятельности, относят склонность к риску, заинтересованность в служебном росте, высокий профессионализм, личностную заинтересованность, инновационную направленность. Инноваторы — это люди с высокой способностью к социальной адаптации, легко приспосабливающиеся к неудобствам и изменениям, гибкие, готовые к сотрудничеству, коммуникабельные, активные, независимые, игнорирующие социальные условности, последовательно отстаивающие свою позицию, не доверяющие авторитетам, невосприимчивые к опасности. Инноваторы в большей степени чувствуют ответственность за удачу, а не за неудачу, обладают высоким интеллектуальным потенциалом, критичным отношением к действительности, устремленностью на поиски альтернатив, поэтому носители этих качеств часто оказываются в противоречии со средой. Независимо от типа культуры доля индивидов с набором инновационных качеств составляет 5–7 % населения [1].

С инновационной направленностью сочетается отсутствие косности, оригинальность мышления, предпочтение сложных задач простым, чувствительность к противоречиям, неподатливость давлению окружающих, инициативность, высокая самоорганизация. Эти особенности являются важнейшим и необходимым условием для инновационной деятельности. Они позволяют инноватору действовать гибко, быстро переключаться на новые референтные системы. Сильная внушаемость, отсутствие самостоятельности увеличивают зависимость человека от других, снижают его инициативность и возможность творческого применения своего интеллекта.

В проведенном нами исследовании на выборке предпринимателей установлено, что способность к конструктивному разрешению проблемных ситуаций при организации индивидуальной предпринимательской деятельности осуществляется на основе грамотного распределения внешних ресурсов с использованием субъектом собственного личностного потенциала. Содержание личностного потенциала индивидуальных предпринимателей рассматривалось через оценку функциональной совокупности личностных особенностей, обеспечивающих конструктивное преодоление трудностей при организации профессиональной деятельности. Такое определение личностного потенциала может быть операционализировано в рамках уже имеющегося в психологии методического аппарата. В результате исследования было установлено, что в индивидуальной предпринимательской деятельности конструктивное преодоления трудностей зависит от мобилизации таких личностных особенностей, как мотивационная ориентация на преодоление трудностей (мотивация достижения), высокая оценка эффективности собственных действий при решении конкретной задачи (самоэффективность). Предположение о том, что высокая оценка собственной значимости (самоуважение) имеет статистически значимую взаимосвязь с конструктивными стратегиями преодоления на выборке индивидуальных предпринимателей не подтвердилось [2].

В дальнейшем для характеристики способности субъекта предпринимательской деятельности к адекватному использованию и развитию собственных потенциальных возможностей в процессе интеграции в социальное пространство нами было использовано понятие личностной автономии. При рассмотрении субъективных предпосылок автономного поведения субъекта мы остановились на ответственности как ведущем личностном параметре данной формы субъектной активности. Результаты исследования позволили установить, что ответственность индивидуальных предпринимателей в различных сферах жизнедеятельности выступает важной субъективной предпосылкой личностной автономии как меры их функциональной способности к использованию собственных потенциальных возможностей [3, 4].

Однако процесс профессионального развития субъекта характеризуется не только приобретением ресурсов (профессионализм, мастерство, самоактуализация, самоэффективность), но и их потерей (физическое и психическое истощение, профессиональные деформации). В условиях, когда требования постоянно преобладают над имеющимися ресурсами (как внутренними, так и внешними), у субъекта нарушается состояние равновесия. На протяжении всего жизненного пути человек пытается обрести, обретает и вновь теряет согласованность «внутреннего мира» и «мира внешнего», что переживается им как обретение или утрата гармонии в собственной личности и в собственной жизни. Это ощущение является неотъемлемым атрибутом индивидуальности во взаимодействии с миром, в преобразовании окружающей действительности, в разрешении экзистенциальных противоречий собственного бытия [5].

Стадии устойчивости и неустойчивости, оформления структур и их разрушения, фазовые и самопроизвольные переходы сменяют друг друга. При этом, чем сложнее организация системы, тем больше вероятность ее распада при достижении критического максимума развития. Процесса распада в данном случае можно избежать, если вовремя происходит переход на более высокий уровень развития системы, сопровождающийся формированием диссипативной структуры. Понимание рассмотренных выше закономерностей развития профессионально-личностного потенциала в качестве эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к управлению данным процессом.

Человек, реализуя субъектную позицию в деятельности, постоянно испытывает потребность состояться, самовыразиться и на высших уровнях развития этой потребности достигнуть акме как высшего проявления человеком себя в своем осуществлении. Потребность человека самореализоваться выступает как реально действенная форма развертывания и расширения его самости. Потребность состояться как главная потребность (по М. Мамардашвили) человека выражается объективно в хорошо наблюдаемом феномене активности поведения человека в жизни, обусловленной не только материальными стимулами и даже признанием его значимости другими, но и тем их признанием, которое утверждает человека как действенного субъекта в собственных глазах. В связи с этим важнейшими характеристиками акме-профессионала как носителя нового типа активности (созидательного) выступают субъектность и самость в их глубокой взаимообусловленности.

По мере развития у человека как акме-профессионала формируется такая система самопрезентации в мире, которая позволяет достигнуть наивысших результатов самореализации в качестве субъекта своей жизни. Стремление человека к согласованию знаний о себе и о мире, необходимость гармонизации этих знаний является причиной изменения как внутреннего мира человека, так и его жизни. Во взаимодействии с миром, в преобразовании окружающей действительности, в разрешении экзистенциальных противоречий собственного бытия человек обретает свое целостное Я. Таким образом, развитие личностной целостности является одним из важнейших условий достижения акме в период взрослости [6].

Сознательно определяя свое отношение к миру, делая на этой основе ответственные личностные выборы, человек структурирует, созидает свое призвание в жизни, которое одновременно выступает задачей, требующей своего разрешения на протяжении жизненного пути личности. Уникальность жизненной задачи каждого человека обуславливается индивидуальностью его личности и фактом неизбежности смерти. Реализованное призвание на субъективном уровне может быть пережито личностью как достижение вершины своего развития. Воплощенный смысл жизни человека в поступках и продуктах деятельности делает бессмертным и его личность. Человек, достигший акме своего развития и после смерти, «отражаясь» в других людях, выступает как деятельное начало, инициирующее формирование новых нравственных побуждений и общественных ценностей.

Основным психологическим механизмом достижения высшей точки в процессе личностного развития является творчество. В акте творчества личность как бы заново воссоздает окружающий мир сообразно своему Я. Кроме того, особое направление творчества человека — это созидание им себя, своего внутреннего мира, собственной душевной жизни. Творческий прорыв в новое осуществляется не только за счет изменения себя, саморазвития, субъектного роста, но и за счет деятельности субъекта как деятельности социально значимой, в которой он переходит через себя. При этом активная преобразовательная деятельность справедливо связывается с феноменом надситуативной активности [7, 8].

Традиционно под надситуативной активностью понимают активность, выходящую за пределы адаптации к наличным или предполагаемым требованиям ситуации. В. А. Петровский под надситуативной активностью подразумевает такую активность, когда человек свободно и ответственно ставит перед собой цели, избыточные по отношению к исходным требованиям ситуации. Такая субъектная, внешне не мотивированная активность проявляется, прежде всего, в творчестве. И в таком случае, с одной стороны, в процессе творчества личность осознает и переживает целостность своего жизнетворчества как реализацию своей неповторимости, уникальности, с другой — личность воплощает себя в различных видах деятельности, в разнообразных плоскостях социального бытия, обогащая тем самым человечество в целом и обретая бессмертие в форме метаиндивидуального существования [9].

Многочисленные данные из психологии развития и психологии творчества позволяют продемонстрировать две стратегии творческой самореализации в профессии — профессиональной концентрации и равномерного распределения (балансировки) профессионально-личностного потенциала между различными сферами жизни человека. При этом стратегия концентрации профессионально-личностного потенциала в профессиональной деятельности позволяет достигнуть максимального результата (вершины) в относительно короткие временные промежутки. То есть временный дисбаланс необходим человеку для достижения максимального результата в реализации отдельных, актуальных в данный период сфер жизнедеятельности (например, профессиональной). Однако в масштабе всей жизни личность, как правило, стремится сбалансировано распределить собственные ресурсы в различных сферах жизни. В частности, в психологии творчества известна восходящая к М. Зощенко типология творцов, в соответствии с которой выделяются люди, прожившие недолгую, эмоционально насыщенную жизнь, и творцы-долгожители. Причиной относительно короткой жизни творца выступает гиперконцентрация собственных ресурсов на предмете профессионального творчества, долгожители же, наоборот, равномерно распределяют (балансируют) свой профессионально-личностный потенциал на основе высокой саморегуляции, интеллекта и рефлексии [10, 11].

Основной целью психологического сопровождения акме-профессионалов является создание условий для реализации их потенциальных возможностей в процессе осуществления основных видов деятельности, а также профессионального и личностного роста. Работники, достигшие вершин профессионализма, характеризуются проявлением высокого уровня активности личности, ее продуктивности, профессиональным оптимизмом. Но и здесь возникают определенные трудности, барьеры, преодоление которых требует психологической помощи и поддержки.

Как показали прикладные исследования, среди психологических ограничений и затруднений в первую очередь следует отметить сильные акцентуации характера, плохо контролируемые и имеющие негативную направленность. Они отрицательно влияют на систему отношений личности, оценок и самооценок, делая их неадекватными, что сказывается на уровне и направленности активности личности. Серьезными психологическими ограничениями для раскрытия потенциала являются сильные внутриличностные конфликты, причины которых субъектом не осознаются. Они приводят к дезинтеграции и дезадаптации личности и проявляются в деятельности, общении, взаимодействиях, системе отношений. Психологическими затруднениями являются и отрицательные психологические установки на собственные потенциальные возможности, условия их реализации, которые сформировались под влиянием социального окружения или людей, с которыми осуществляются общение и взаимодействие. Существуют и критические возрастные периоды, в рамках которых реализация личностного потенциала затруднена, а также возрастные и гендерные ограничения. Поэтому в задачах психологического сопровождения акцент должен быть сделан на выявлении барьеров, препятствующих профессионально-личностному развитию, коррекции профессиональных деформаций, преодолении профессиональных и возрастных кризисов на основе проектирования позитивной жизненной стратегии [12, 13].

В заключении необходимо отметить, что изучение поведения субъекта как опосредованное его внутренними ресурсами, его внутренними выборами и предпочтениями, направленными на постоянное созидание себя самого и пространства жизнедеятельности, позволяет расшифровать внутреннюю логику развития в противовес абсолютизации социального взаимодействия как его исключительного источника.

Литература:

1.      Советова О. С. Инновации: теория и практика. СПб., 1997. 246 с.

2.         Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Профессионально-личностный потенциал субъекта предпринимательской деятельности // Образование и наука, № 7(55), 2008. С. 42–50. ISSN 1994–5639.

3.         Зеер Э. Ф., Павлова А. М. Субъективные предпосылки личностной автономии индивидуальных предпринимателей // Образование и наука, № 10 (67), 2009. С. 40–48. ISSN 1994–5639.

4.         Павлова А. М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда // Мир психологии, № 1(41), 2005. С. 170–178. ISSN 2073–8528.

5.      Купченко В. Е. Преодоление жизненных противоречий лицами различного типа ответственности в период зрелости // Психология зрелости и старения. 2008. № 3. С. 5–15.

6.      Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. 283 с.

7.      Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 1. С. 5–20.

8.      Деркач А. А., Сайко Э. В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза // Мир психологии. 2007. № 2. С. 43–55.

9.      Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 346 с.

10.  Марков В. Н. Механизмы реализации потенциала в контексте акмеологии развития // Мир психологии, 2007. № 2. С. 61–73.

11.  Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. 253 с.

12.  Павлова А. М. Развивающие возможности профессионально-образовательного пространства // Вестник Уральского гос. ун-та путей сообщения. 2012. № 4(16). С. 67–75. ISSN 2079–0392.

13.  Павлова А. М. Психосоциальные ресурсы профессионального развития субъекта // Вестник Уральского гос. ун-та путей сообщения. 2013. № 1(17). С. 117–123. ISSN 2079–0392.

Основные термины (генерируются автоматически): личностный потенциал, профессионально-личностный потенциал, инновационная деятельность, профессиональная деятельность, индивидуальная предпринимательская деятельность, инновационная направленность, личностная автономия, максимальный результат, научная литература, профессиональное творчество.


Ключевые слова

Личный потенциал, Инновационная деятельность, профессионализм., innovative activity, personal potential, professionalism

Похожие статьи

Мой инновационный потенциал как субъекта педагогической...

Мой опыт педагогической деятельности составляет два года. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип).

Способность к профессионально-личностной рефлексии как...

педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессионально-личностная рефлексия, инновационная деятельность, современный педагог...

Личностный потенциал как фактор успешной реализации...

Понятие «профессиональноличностный потенциал работника» (ПЛПР) представляет его как целостного субъекта профессиональной деятельности, обладающего личностными качествами и опытом специалиста...

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий...»

4) развитые профессионально-творческие личностные черты, качества и способности. Профессионально-творческий потенциал. это совокупность свойств и качеств личности, необходимых и достаточных для успешного осуществления...

Кадровый потенциал инновационных процессов...

Основной акцент при организации образовательного процесса следует уделять, уверена М. В. Казачихина, развитию у студентов установки на инновационную деятельность как процесса и результата самопознания, личностного развития...

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

Библиографическое описание: Болмосова Е. В. Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных

Им будут предлагаться различные правовые и противоправные ситуации, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности.

Социально-творческая профессиональная компетентность...

гуманитарный профиль, способность, социально-творческая профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, творчество, инновационная деятельность, творческое...

Психологическое сопровождение внедрения инновационной...

В вузах психологическое сопровождение инновационной деятельности должно приобретать системный характер. Целесообразно проводить мониторинги профессионально-личностного роста студентов, составлять...

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

профессиональное становление, личностное становление, педагогическая деятельность, будущий учитель, профессионально-личностное становление, профессиональная биография, кризис, стадий...

Похожие статьи

Мой инновационный потенциал как субъекта педагогической...

Мой опыт педагогической деятельности составляет два года. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип).

Способность к профессионально-личностной рефлексии как...

педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессионально-личностная рефлексия, инновационная деятельность, современный педагог...

Личностный потенциал как фактор успешной реализации...

Понятие «профессиональноличностный потенциал работника» (ПЛПР) представляет его как целостного субъекта профессиональной деятельности, обладающего личностными качествами и опытом специалиста...

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий...»

4) развитые профессионально-творческие личностные черты, качества и способности. Профессионально-творческий потенциал. это совокупность свойств и качеств личности, необходимых и достаточных для успешного осуществления...

Кадровый потенциал инновационных процессов...

Основной акцент при организации образовательного процесса следует уделять, уверена М. В. Казачихина, развитию у студентов установки на инновационную деятельность как процесса и результата самопознания, личностного развития...

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

Библиографическое описание: Болмосова Е. В. Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных

Им будут предлагаться различные правовые и противоправные ситуации, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности.

Социально-творческая профессиональная компетентность...

гуманитарный профиль, способность, социально-творческая профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, творчество, инновационная деятельность, творческое...

Психологическое сопровождение внедрения инновационной...

В вузах психологическое сопровождение инновационной деятельности должно приобретать системный характер. Целесообразно проводить мониторинги профессионально-личностного роста студентов, составлять...

Профессионально-личностное становление будущего учителя...

профессиональное становление, личностное становление, педагогическая деятельность, будущий учитель, профессионально-личностное становление, профессиональная биография, кризис, стадий...

Задать вопрос