Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 16.02.2014

Статья просмотрена: 713 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 754-756. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9418/ (дата обращения: 19.04.2024).

Воспитание детей — сложный процесс, особую трудность представляет воспитательная работа педагога по формированию толерантных отношений, так как в них переплетаются как возрастные, половые особенности, так и межличностные, межгрупповые взаимоотношения детей. Умение строить нормальные взаимоотношения со сверстниками наблюдается не у всех детей. В процессе социализации личности степень овладения умениями и навыками гармоничного общения закономерно возрастает, если ребенок включен в воспитательно-педагогический процесс, направленный на формирование толерантных отношений у детей. Чтобы создать педагогические условия для развития толерантности у детей, воспитывающихся в приюте, необходимо разработать простые и привлекательные принципы толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы (Г. Д. Дмитриев, В. А. Тишков) [1, с.102].

Педагог-психолог работает по нескольким направлениям: проводит диагностическую работу с ребятами, которая может помочь воспитателю и учителю подобрать «ключ» даже к самым трудновоспитуемым и обучаемым детям; организует коррекционные мероприятия по оптимизации поведения, эмоциональных проявлений у воспитанников; ведет социально-психологические тренинги, на которых ребята обучаются общаться, правильно выражать себя и понимать других. У детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в приюте, существует ряд проблем: дети-воспитанники социального приюта, кроме их психических особенностей, специфики интеллектуальной, эмоциональной, личностной сфер имеют важное и существенное отличие от «домашних» детей. Оно заключается в том, что дети, в основном, не имеют положительного опыта общения в семье и окружающем социуме, и их «домашний» опыт, скорее отрицательный. Это приводит к негативным последствиям:

-       у детей формируется искаженное представление о себе;

-       у них складывается неправильное отношение к жизни, людям, социуму вообще;

-       отсутствует представление о групповых нормах общения, не развиты формы конструктивного и толерантного общения со сверстниками и взрослыми в стенах приюта и за его пределами, нет навыков анализа, оценки и разрешения жизненных ситуаций.

Это те проблемы, которые педагоги решают в условиях социального приюта. Создаются психолого-педагогические условия развития личности ребенка в социальном приюте; проводятся мероприятия по адаптации ребенка, попавшего в приют. Содержание работы педагогов состоит из нескольких этапов:

1.Ознакомительный этап, налаживание дружеских и доверительных отношений между взрослыми и детьми.

Так как этапы растянуты по времени и в приют приходят все больше новых детей, то данный этап может идти параллельно с другими блоками этой работы. К вновь пришедшему ребенку прикрепляется преподаватель, его куратор. Он занимается его адаптацией в приюте, налаживает с ним контакт, а в дальнейшем плавно переходит на работу следующих блоков.

2.Наблюдение, анализ и выявление уровня сформированности толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах.Диагностика уровня сформированности толерантности у детей, также заключается в том, что перед занятиями педагог — психолог наблюдает за детьми и определяет:

-       Проявляют ли они внимание и интерес к сверстникам, которые выражаются в рассматривании лиц, фигур, наблюдении за их действиями.

-       Довольны ли они встречей и контактом с ними, могут ли сосредоточиться на их действиях. Стремятся ли к взаимодействию со сверстниками, часты ли их контакты с разными детьми и смотрят ли они друг другу в глаза, используют ли жесты близости.

-       Умеют и стремятся ли отвечать на адресованные им действия, чувствительны ли к инициативе партнера, улавливают ли его эмоциональное состояние, дружелюбны или агрессивны.

3. Коррекция эмоциональной сферы воспитанников.

Данный вид работы наиболее органично вписывается в деятельность по организации досуга детей в стенах приюта и вне его стен. Он включает:

-       непосредственную помощь в организацию общеприютских, внутригрупповых и смешанных мероприятий (праздников, дней рождения, прогулок, совместных игр);

-       диагностика и коррекция основных эмоциональных проявлений. Используются диагностические методики «нарисуй человека», детский апперцептивный тест, проводится мини-тренинги по темам: «Навыки эмоционального выражения», «Способы эмоциональной самореализации»; индивидуальные занятия-беседы, формирующие у воспитанников навыки анализа и оценки соответствующих переживаний, связанных с различными жизненными ситуациями;

-       коррекция эмоциональной сферы воспитанников в процессе общения между «собой и с взрослыми»;

-       наблюдение за проявлением темперамента и характера ребенка;

-       определение типа акцентуации характера у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Наблюдение за эмоциональными проявлениями и индивидуальными особенностями воспитанников ведется в неформальной обстановке. Для воспитанников такая форма работы дает возможность осознать свои чувства и эмоции, и адекватно реагировать на эмоциональном уровне, они также учатся устанавливать контакты со сверстниками, с взрослыми, преодолевать барьеры общения.

4.Формирование навыков конструктивного общения у воспитанников.

Эта деятельность осуществляется в ходе непосредственного общения педагога-психолога с воспитанником не только в приюте, но и за его стенами: во время групповых, а чаще всего индивидуальных прогулок. Она включает в себя:

-       оценку трудности общения: коммуникативных барьеров, предвзятого и неадекватного восприятия партнеров по общению, неконструктивного взаимодействия;

-       коррекцию неэффективных способов общения;

-       формирование навыков общения и поведения вне стен приюта [2].

Взаимодействуя с воспитанниками в непринужденной обстановке взрослые демонстрируют свои навыки и умение общаться, собственное отношение к другим людям, свое желание общаться и дружить с детьми. При наличии эмоционального контакта и эмоциональной близости логично ожидать от детей актуализации процесса идентификации, повышение самооценки, что является одним из механизмов формирования их личности. Видя, как и ради чего взрослый и уважаемый им человек общается с другими, ребенок перенимает этот стиль общения, интериоризирует и превращает в собственный стиль взаимодействия с людьми. Такое стихийное и ненаправленное воздействие на становление личности ребенка предъявляет особые требования к нравственному развитию самих педагогов, с одной стороны, и к владению техникой общения, с другой. Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. Анализ социально неуверенного поведения ребенка, воспитывающегося в социальном приюте, указывает на то, какие навыки отсутствуют у него и какие причины лежат в основе этого. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальном приюте, социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Толерантное поведение включает в себя: владение навыками эффективного общения, умение налаживать контакты, вести и заканчивать разговор; выражать как позитивные, так и негативные чувства. Толерантное поведение характеризуют следующие факторы: умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии. Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; распознавать принципы механизмов социального управления, то есть умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение; контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся, в социальном приюте идет в следующих направлениях:

1.      Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировывать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.

2.      Проявлять самоутверждающее поведение и реализовать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

3.      Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

4.      Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию. Наряду с прогнозированием и правильной оценкой конфликтной ситуации развивать стратегию устранения, искать различные возможности удовлетворения различных притязаний [3].

В социальных приютах создаются условия формирования толерантных отношений у детей дошкольного возраста. На занятиях с детьми используются современные педагогические разработки, посвященные проблеме развития толерантности. Педагогическая программа, разработанная Филипповой Л. В., Прима Е. В., Кольцовой И. Н. [4] нацелена на укрепление уверенности ребенка, воспитывающегося в социальном приюте, в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Программа реализуется через игровую деятельность детей, создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.

Методологической основой программы являются концепция социализации детей и теория толерантности. Согласно этой концепции, индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и более или менее осознанно занимает внутреннюю позицию. В возрасте 6–7 лет дети имеют основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям. На занятиях по формированию толерантных отношений у детей дошкольного возраста, воспитывающихся, в социальных приютах создаются условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности. Это является основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентаций. Через толерантно ориентированную деятельность нужно стремиться сориентировать ребенка развить восприимчивость, эмпатию. В программе учтены возрастные особенности психики: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности.

Таким образом, формирование толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах, способствует социальному развитию ребенка, обогащению его социально-природной среды, развитию эмоциональной сферы и служат основой его готовности к школе.

Литература:

1.      Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям: учеб. пособие для вузов. — М.: Академ. проект, 2007. — С. 102

2.      Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие. — Магнитогорск, 2000

3.      Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. — 2001. — № 9; — 2002. — № 1.

4.      Филиппова Л. В. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие для вузов / Л. В. Филиппова, Н. Ю. Молостова, И. Н. Кольцова, Е. В. Прима. Нижегор. гос. архитектур. — строит. ун-т. — Н. Новгород:ННГАСУ. 2009–421 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальный приют, старший дошкольный возраст, приют, стен приюта, дошкольный возраст, навык анализа, процесс общения, толерантное поведение, эмоциональная сфера воспитанников.


Похожие статьи

Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего...

ребенок, игра, дошкольное образование, дошкольный возраст, физический контакт, эмоционально-комфортное состояние, толерантное отношение дошкольников, содержание программы, система игр, дошкольник.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

Анализируя процесс развития эмоций детей старшего дошкольного возраста, можем сделать вывод, что: ‒ Эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест...

Психологические особенности общения детей старшего...

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов — внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше...

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот...

В исследовании приняла участие группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 11 человек (6 девочек и 5 мальчиков). Сначала мы определи уровень социальной адаптации дошкольников в детском доме.

Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения...

На момент поступления в приют ребенок очень часто находится в крайне запущенном состоянии, с расшатанной эмоциональной сферой. Психолого-педагогическая помощь, оказываемая детям в приюте, направлена на решение следующих задач

Развитие социальной уверенности у детей старшего...

Театрализованная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, сказка, этюд для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность...

К проблеме формирования социальных ценностей...

Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии.

Похожие статьи

Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего...

ребенок, игра, дошкольное образование, дошкольный возраст, физический контакт, эмоционально-комфортное состояние, толерантное отношение дошкольников, содержание программы, система игр, дошкольник.

Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости...

Анализируя процесс развития эмоций детей старшего дошкольного возраста, можем сделать вывод, что: ‒ Эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест...

Психологические особенности общения детей старшего...

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов — внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше...

Влияние игры на процесс социальной адаптации у детей-сирот...

В исследовании приняла участие группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 11 человек (6 девочек и 5 мальчиков). Сначала мы определи уровень социальной адаптации дошкольников в детском доме.

Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения...

На момент поступления в приют ребенок очень часто находится в крайне запущенном состоянии, с расшатанной эмоциональной сферой. Психолого-педагогическая помощь, оказываемая детям в приюте, направлена на решение следующих задач

Развитие социальной уверенности у детей старшего...

Театрализованная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, сказка, этюд для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность...

К проблеме формирования социальных ценностей...

Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии.

Задать вопрос