Обоснование возможности применения международного индекса цен для внутрирегиональных сопоставлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 30.01.2014

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Коржова, Г. И. Обоснование возможности применения международного индекса цен для внутрирегиональных сопоставлений / Г. И. Коржова, В. В. Коварда, А. А. Щербаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 464-467. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9013/ (дата обращения: 05.05.2024).

В статье обоснована возможность применения международного индекса цен для внутрирегиональных сопоставлений. На примере продемонстрирован недостаток расчета индекса цен территориально-пространственных сопоставлений.

Ключевые слова: индекс цен, система национальных счетов, индекс территориально-пространственных сопоставлений.

Для государств, имеющих федеративное устройство, или объединяющих несколько экономически относительно самостоятельных территорий (например, США, Великобритания и др.) возникает необходимость внутристрановых территориальных сопоставлений.

Для России, объединяющей не только различные области, но и республики, края, имеющие значительные различия в специализации экономики и темпах развития, межрегиональные сопоставления имеют очень большое значение [1]. Эти сопоставления важны не только с точки зрения уровня экономического и социального развития регионов, но и с точки зрения эффективности функционирования региональных органов власти и управления. Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» предлагает более 50 показателей, характеризующих все сектора экономики и виды деятельности.

Проводятся опросы населения регионов, с целью определения удовлетворенности граждан эффективностью работы региональной власти.

Большинство граждан оценивают работу региональной власти исходя из повышения (снижения) уровня жизни, т. е. сопоставления роста своих доходов и роста цен на товары и услуги.

Если с сопоставлением уровня доходов все более или менее ясно (показатели имеют единую единицу измерения (руб.), структура доходов на территории одного государства имеет примерно одинаковую структуру во всех регионах), то с сопоставлением цен вопрос более сложный и неоднозначный.

Эту задачу чаще всего решают с помощью индексов пространственно-территориальных сопоставлений. Индексы пространственно-территориальных сопоставлений — это индексы, которые позволяют сравнить между собой уровни одних и тех же экономических явлений, наблюдающихся на разных территориях. Их расчет более сложен, чем расчет традиционных (динамических) индексов, что связано с различиями между регионами в структуре цен и количества потребляемых товаров. Эти различия гораздо значительнее, чем между периодами.

Для исчисления территориальных индексов применяются особые формулы, которые разработаны на основе положений двух теорий индексов: аксиоматической и экономической.

В аксиоматической теории индексов сформулирован ряд требований к индексам с точки зрения формальной логики (например, требования факторной пробы, обратимости во времени, тождественности и др.) Так, требование тождественности означает, что если цены в отчетном периоде не изменились по сравнению с ценами в базисном периоде, то общий индекс цен должен быть равен единице независимо от изменения физического объема. Другое требование этой теории — пропорциональность индексов.

В экономической теории индексов содержится концептуальная основа для поиска «истинного» индекса. Так, истинный индекс цен можно получить, сопоставив расходы потребителей в текущем и базисном периодах при условии, что они обеспечивают равную полезность потребителям при разных ценах, т. е. фактические расходы потребителей сравниваются с условными, гипотетическими, которые при разных ценах в двух периодах обеспечивают одинаковую полезность. Это сравнение и должно обеспечить расчет «истинного» индекса цен. Заметим, что статистики не оперируют категорией полезности, а имеют дело с конкретными товарами и услугами. Таким образом, теория выражает некий общий теоретический подход к разработке индексов.

В специальной литературе не прекращается дискуссия об обоснованности аксиоматической и экономической теорий индексов и о возможности применения положений этих теорий в статистической практике. Аксиоматическую теорию критикуют за то, что в ней предполагается отсутствие связи между изменением цен и изменением физического объема. Экономическую теорию критикуют за абстрактный характер, то есть за то, что невозможно использовать ее выводы в практической деятельности.

Наиболее распространенным на сегодняшний момент методом построения территориальных индексов в практике, особенно для межрегиональных сравнений, является метод стандартных весов. Этот метод заключается в том, что значение индексируемой величины взвешиваются не по всем весам отдельной территории, а по суммарным весам изучаемых регионов.

Формула индекса территориально-пространственных сопоставлений имеет вид:

где: PА иPВ — цена в регионах А и В;

QА и QВ — количество потребленных товаров и услуг в регионах А и В.

По нашему мнению, такой расчет индекса цен территориально-пространственных сопоставлений имеет очень важный недостаток — он сглаживает структурные различия потребляемых товаров и услуг в сопоставляемых регионах. И, как следствие, искажает получаемый индекс цен каждого анализируемого региона.

Так, если в регионе А население меньше потребляет мяса и кондитерских изделий, чем в регионе В, но больше — овощей и хлебобулочных изделий, т. е. более дешевого товара, то рассматриваемый выше индекс «добавит» в их рацион дорогие продукты питания.

Фактические различия в структуре потребления основных продуктов питания населением регионов Центрального федерального округа проанализируем на основании итогов выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенных Росстатом в 2011 г. [2].

Таблица 1

Структура потребления основных продуктов питания в домашних хозяйствах по субъектам Центрального федерального округа (на потребителя в год; в процентах)

Хлеб и хлебные продукты

Картофель

Овощи и бахчевые

Фрукты и ягоды

Мясо и мясные продукты

Молоко и молочные продукты

Рыба и рыбные продукты

Сахар и кондитерские изделия

Масло растительное и другие жиры

 
 

Российская Федерация

13,7

8,9

13,0

9,5

10,7

35,4

2,9

4,4

1,5

 

Центральный федеральный округ

12,4

8,7

12,7

9,9

11,5

36,3

2,9

4,2

1,4

 

Белгородская область

12,2

9,0

11,5

9,5

12,2

36,8

3,2

4,1

1,3

 

Брянская область

13,3

9,9

13,0

8,7

10,2

36,3

3,0

4,0

1,5

 

Bладимирская область

14,2

8,6

12,1

8,4

11,3

36,9

2,8

4,2

1,5

 

Bоронежская область

14,8

9,2

13,0

8,4

9,4

36,7

2,6

4,4

1,5

 

Ивановская область

12,7

8,0

10,7

8,2

10,3

41,9

2,8

4,0

1,4

 

Калужская область

12,3

11,6

13,3

8,8

11,1

34,1

2,9

4,3

1,5

 

Костромская область

14,7

11,9

13,7

7,3

10,1

33,5

2,9

4,3

1,6

 

Курская область

14,2

10,4

13,4

9,0

10,5

33,3

3,2

4,5

1,4

 

Липецкая область

13,0

8,5

12,5

9,5

10,6

37,4

3,2

3,7

1,5

 

Московская область

12,2

8,5

11,2

10,2

12,4

36,9

2,6

4,6

1,5

 

Орловская область

11,9

10,3

12,5

9,6

10,5

36,7

3,1

3,6

1,6

 

Рязанская область

13,7

9,1

13,5

6,9

11,2

37,3

3,2

3,8

1,4

 

Смоленская область

15,1

7,1

11,2

9,1

10,5

38,2

2,9

4,3

1,6

 

Тамбовская область

14,9

12,2

13,0

6,6

9,4

35,5

2,8

4,2

1,4

 

Тверская область

12,9

9,4

13,0

9,4

10,9

35,2

3,1

4,4

1,6

 

Тульская область

12,9

9,4

13,5

10,5

11,7

33,4

3,2

4,1

1,4

 

Ярославская область

13,1

9,0

12,4

9,7

10,7

35,9

2,6

4,7

1,8

 

г. Москва

10,4

7,5

14,0

11,7

12,3

36,1

3,0

3,9

1,3

 

Таким образом, расчет индекса территориально-пространственных сопоставлений искажает структуру потребления товаров и услуг, и чем больше набор товаров и услуг, тем больше искажение.

Рассмотрим пример (в качестве цен и количества товаров взяты условные цифры, облегчающие расчет) (табл. 2).

Таблица 2

Цены на продукты питания и количество проданной продукции в областях А и В

Продукты

Ед. изм.

Область А

Область В

Цена, руб. PА

Количество QА

Цена, руб. PВ

Количество QВ

молоко

л

8

10

5

5

творог

кг

5

5

10

1

колбаса

кг

10

5

8

5

мясо

кг

10

15

10

10

хлеб

кг

10

5

5

10

яйца

десяток

10

20

15

10

мука

кг

5

2

4

4

крупа

кг

5

5

4

10

По данным таблицы соотношение уровня цен в областях составит:

Ip =0,9823

Рассмотрим, как изменилась структура потребления продуктов питания в регионе А в результате применения метода стандартных весов (табл. 3).

Таблица 3

Структура проданной продукции в регионе А (в процентах)

Продукты

По исходным данным

По методу стандартных весов

молоко

13,6

11,4

творог

4,2

2,8

колбаса

8,5

9,5

мясо

25,4

23,7

хлеб

8,5

14,2

яйца

33,9

28,4

мука

1,7

2,8

крупа

4,2

7,1

Итого

100

100

Как видим, структура, используемая для расчетов индекса территориально-пространственных сопоставлений, значительно искажает структуру потребления региона А. Такой метод расчета не анализирует разницу цен в сопоставляемых регионах на фактически потребленные товары и услуги, а делает это на расчетную, условную структуру.

Рассмотрим, что предлагает международные организации для межстрановых сопоставлений и попытаемся это применить для региональных сопоставлений.

Обратимся к тому 2 «Системы национальных счетов 1993» (подготовлено под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам).

Раздел F «Международные индексы цены и объема) пункт 16.78 «Цены и объемы можно сравнивать между странами, используя, в общем, ту же методологию, что и в отношении межвременных сопоставлений в одной стране…».

Пункт 16.81 предлагает «дефлятировать соотношение стоимостей в стране В и в стране А, выраженных, соответственно, в их собственных валютах с помощью индекса Пааше для страны В на базе страны А».

Такой индекс Пааше определяется следующим образом:

Относительные цены (pа/pb) представляют собой соотношение цен на одни и те же продукты в разных странах. Это условие при сопоставлении регионов внутри одной страны соблюсти легче, чем в межстрановых сопоставлениях. В Российской Федерации, например, в соответствии с единой для всех регионов статистической методологией цены наблюдаются на единый строго определенный перечень товаров и услуг.

Используя приведенный выше индекс цен Пааше рассчитаем для нашего условного примера соотношение цен региона А по отношению к региону В:

Таким образом, по результатам расчета индекса территориально-пространственных сопоставлений цены в регионе А ниже цен региона В на 1,7 %, а по методологии СНС-93 — на 8,2 %. Как видим, разница существенная, и объясняется она применением при расчете индексов различной структуры потребления продуктов питания.

Расчет показывает, что полученный индекс 0,9176 сравнения цен региона А с регионом В, с сохранением структуры потребления региона А, не означает, что индекс сравнения цен региона В с регионом А, при сохранении структуры потребления региона В даст результат более 100 %.

По нашему мнению, возможно применение для межрегиональных сопоставлений индекса цен Пааше, рекомендованного СНС-93 для межстрановых сопоставлений. Данный индекс дает более качественные данные, за счет сохранения структуры потребления анализируемого региона.

Литература:

1.                  Коварда, В. В. Ресурсное обеспечение регионального развития (на примере центрального федерального округа) [Текст] / В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции № 4(2), 2011. — С. 50–55.

2.                  Данные Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru

Основные термины (генерируются автоматически): регион А, сопоставление, индекс, Российская Федерация, продукт, регион В, услуга, цена, базисный период, Центральный федеральный округ.


Ключевые слова

индекс цен, система национальных счетов, индекс территориально-пространственных сопоставлений., индекс территориально-пространственных сопоставлений

Похожие статьи

Статистическое исследование индекса потребительских цен...

По отдельным видам продукции прирост цен для базисного периода 2014 года значительно выше.

Сопоставление и анализ полученных данных о ценах на потребительские товары

Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе.

Анализ развития предпринимательства в регионах Центрального...

Регионы Центрального федерального округа.

Основные термины (генерируются автоматически): Центральный федеральный округ, основной капитал, предприниматель, Российская Федерация, Россия, Курская область, регион, предпринимательская...

Статистический анализ уровня жизни населения России

Центральный федеральный округ.

Основные термины (генерируются автоматически): темп роста, располагаемый доход населения, Российская Федерация, анализируемый период, прожиточный минимум, нефинансовый актив РФ, корреляционно-регрессионный анализ...

Статистический анализ индекса потребительских цен на товары...

В статье приведено исследование зависимости индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации выявлены факторы оказывающие наибольшее влияние на ИПЦ.

Факторными признаками являются: Х1 –Индекс валового внутреннего продукта.

Исследование индексов территориально-пространственных...

физический объем, сопоставление, индекс, индекс цен, показатель, группа регионов, страна А, требование транзитивности, требование характерности весов, базисная страна.

О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России

Для сопоставления: в США под малым предпринимательством понимается фирма с количеством персонала около 100 человек, в ЕС — 50 работников.

В процентах от среднего по Российской Федерации. Центральный Федеральный округ.

Экономико-географическое положение Центрального...

Демографическое положение. Центральный федеральный округокруг древнейшего славянского заселения, историческое ядро русской народности.

— 142 с. Межевич Н. М. Экономический анализ региона: учебное пособие.

Статистический анализ валового регионального продукта...

На рисунке 3 показана сравнительная характеристика Брянской области, центрального федерального округа и Российской Федерации по критерию - индекса объемов промышленного производства в динамики.

Анализ показателей деятельности малых предприятий...

Оборот отражает выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по соответствующим ценам.

Объемы оборота малых предприятий (без микропредприятий) по федеральным округам Российской Федерации в 2014 году [6].

Похожие статьи

Статистическое исследование индекса потребительских цен...

По отдельным видам продукции прирост цен для базисного периода 2014 года значительно выше.

Сопоставление и анализ полученных данных о ценах на потребительские товары

Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе.

Анализ развития предпринимательства в регионах Центрального...

Регионы Центрального федерального округа.

Основные термины (генерируются автоматически): Центральный федеральный округ, основной капитал, предприниматель, Российская Федерация, Россия, Курская область, регион, предпринимательская...

Статистический анализ уровня жизни населения России

Центральный федеральный округ.

Основные термины (генерируются автоматически): темп роста, располагаемый доход населения, Российская Федерация, анализируемый период, прожиточный минимум, нефинансовый актив РФ, корреляционно-регрессионный анализ...

Статистический анализ индекса потребительских цен на товары...

В статье приведено исследование зависимости индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации выявлены факторы оказывающие наибольшее влияние на ИПЦ.

Факторными признаками являются: Х1 –Индекс валового внутреннего продукта.

Исследование индексов территориально-пространственных...

физический объем, сопоставление, индекс, индекс цен, показатель, группа регионов, страна А, требование транзитивности, требование характерности весов, базисная страна.

О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России

Для сопоставления: в США под малым предпринимательством понимается фирма с количеством персонала около 100 человек, в ЕС — 50 работников.

В процентах от среднего по Российской Федерации. Центральный Федеральный округ.

Экономико-географическое положение Центрального...

Демографическое положение. Центральный федеральный округокруг древнейшего славянского заселения, историческое ядро русской народности.

— 142 с. Межевич Н. М. Экономический анализ региона: учебное пособие.

Статистический анализ валового регионального продукта...

На рисунке 3 показана сравнительная характеристика Брянской области, центрального федерального округа и Российской Федерации по критерию - индекса объемов промышленного производства в динамики.

Анализ показателей деятельности малых предприятий...

Оборот отражает выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по соответствующим ценам.

Объемы оборота малых предприятий (без микропредприятий) по федеральным округам Российской Федерации в 2014 году [6].

Задать вопрос