Иностранцы об Астрахани XVI–XVII вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 01.11.2013

Статья просмотрена: 1299 раз

Библиографическое описание:

Шенбергер, И. А. Иностранцы об Астрахани XVI–XVII вв. / И. А. Шенбергер, О. В. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 698-704. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8070/ (дата обращения: 03.05.2024).

Статья посвящена истории Астрахани 16–17 вв. — это сложный, интересный и важный период в истории нашего края, более того, в истории Отечества. Работа охватывает период от основания новой Астрахани на правом берегу Волги до конца 17 в. Цель работы — составить представления об истории города Астрахани на основании записок иностранных путешественников данного периода.

This article is devoted to history of Astrakhan in 16–17 centuries — it is complicated, interested and important period in history of our region, more in history of native land. The work embraces the period from foundation of new Astrakhan on the left shore of Volga to the end of 17 century. An object of the work: compose the idea of history of Astrakhan on ground the notes of foreign travelers this period.

Астрахань в 16–17 вв. Какой сложный, интересный и важный период в истории нашего края, более того, в истории Отечества: ликвидация Астраханского ханства — постоянной угрозы границам Московского государства, источника набегов степняков; вхождения Астрахани в состав России — крупного торгового центра и воинского транзитного пункта на Каспийско-Волжском пути; начало новой эпохи в истории города. При изучении этого периода в истории нашего города большой интерес представляют записи иностранных путешественников, относящиеся к данному времени. Дело в том, что способность оглядываться на себя и свои дела, подняться над сиюминутными проблемами, окинуть свою страну и её особенности взглядом стороннего наблюдателя развивается в народе сложно. Для развития способности обсуждения себя, своего положения, способности оценки необходимы ряд условий. Во-первых, народ должен иметь возможность сравнения своей жизни и жизни других народов. Во-вторых, для того чтобы возникла в обществе потребность обсудить своё прошлое и настоящее, разобраться в том, что было сделано на протяжении веков, нужно чтобы событийный запас был значительных размеров. В-третьих, общество это должно находиться в спокойном и устойчивом состоянии, чтобы иметь возможность приняться за подобную разработку. Всего этого наши предки не имели ни в 16 в., когда Астрахань окружена со всех сторон враждебными соседями: Турцией, Крымом, Ногайской Ордою, Россией, каждый из которых стремится захватить лакомый кусок, ни в 17 в., когда шло становление нового города, утверждение Астрахани в новом статусе. Жители Астрахани были слишком заняты, чтобы взяться за подобную разработку. Такие эпохи не способствуют появлению литературных памятников, которые бы живописали течение народной жизни достоверно. И тут большое значение могут иметь «сказания иностранцев».

Под так называемыми «сказаниями иностранцев» понимаются различного рода описания путешествий и посольств в Московское государство и в другие страны Восточной Европы и Азии, главным образом, из Западной Европы. Путешественники оставили нам рассказы о странах, которые они посетили как иностранцы. В соответствие с целями своего путешествия они оставили нам сведения о торговых путях, географии страны, её природных богатствах или товарах, которые представляли с их точки зрения интерес для обмена. С большим интересом относились они к сведениям о военных силах страны, численности войска, финансах и денежной системе, положении различных слоёв населения, городах, различных чертах образа жизни.

Данная работа охватывает период от основания новой Астрахани на правом берегу Волги до конца 17 в. В ней была предпринята попытка показать жизнь города в означенный период.

Цель работы: составить представление об истории города Астрахани 16–17 вв. на основании записок иностранных путешественников.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Изучить сведения об Астрахани, содержащиеся в записках иностранцев;

2.      Провести источниковедческий анализ используемых записок;

3.      Рассмотреть работы отечественных историков, занимавшихся этим вопросом;

4.      Выяснить значимость записок иностранных путешественников при изучении истории Астрахани 16–17 вв.

Астрахань 16–17 вв. — важный торговый и пограничный город России, которому отводится значительное место в записках иностранцев о Московском государстве. В своей работе я опиралась в основном на следующие сочинения: «Путешествие в Среднюю Азию 1558–1560» Антония Дженкинсона. Оно интересно тем, что Дженкинсон, пытаясь достичь Индии по Волге, добрался до Каспия и оказался в Астрахани в год её основания. «Описание путешествия в Московию» Адама Олеария — немецкого путешественника, бывавшего в России в 30-х гг. вместе с посольством из Гольштинии, которое стремилось наладить торговлю через Московию с Персией. Сочинение составлено на основании личных впечатлений и других источников. Много внимания уделяет Олеарий русским городам, торговым путям. Что особенно ценно, его работа снабжена рисунками городов и крепостей. В 60-е гг. 17 столетия голландец Ян Стрейс нанялся на службу в Россию парусным мастером и оказался в Астрахани во время восстания С.Разина. Его сочинения «три достопамятных и исполненных превратностей путешествия по Италии, Греции, Лифляндии, Московии, Татарии, Индии, Персии, Ост-Индии, Японии и другим странам» содержит краткий рассказ с описанием Астрахани, внешности Разина, восстания в городе. Ещё одним ценным источником по истории Астрахани 16–17 вв. является «книга путешествия» Эвлия Челяби — турецкого путешественника, побывавшего в 1666–1667 гг. в Нижнем Поволжье.

В источниковедении русской истории всегда большое внимание уделялось запискам иностранцев рассматриваемого периода. Ещё более ста лет назад была опубликована книга В. О. Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве». В своей работе Ключевский использовал более тридцати сочинений иностранных путешественников, и представил полноценную картину российской жизни 15–17 вв., увиденную иностранцами. Уделил он внимание и российским городам, включая и Астрахань. Большую помощь в работе с источниками мне оказал учебник по источниковедению М. Н. Тихомирова. «Источниковедение истории СССР с древних времён до конца 18 в»., в котором он отвёл запискам иностранцев специальную главу. Высоко оценивая этот вид источника, он в то же время отмечает необходимость критического подхода к нему. Незнание языка, религиозные и политические пристрастия вели к вольному или невольному искажению действительности. Однако это «не мешает пользоваться сказаниями иностранцев, представляющих собой первоклассный материал не только для бытовой, но и для политической истории. В ряде случаев иностранцы рассказывают о таких деталях событий, которые без них остались бы томной для позднейших поколений»¹. Работа над темой шла в постоянном обращении к монографии Н. Б. Голиковой «Очерки по истории городов России». В ней автор на материале городов Нижнего Поволжья анализирует структуру городского населения, исследует особенности правового положения разных городских сословий и сословных групп, их роль в формировании городской экономики. Большое внимание уделено рыночным связям, в частности охарактеризована роль Астрахани как одного из центров складывающегося всероссийского рынка; рассмотрены операции купечества, связанные с восточной торговлей.

Кроме того, неоценимую помощь в работе оказала книга «Природа и история астраханского края», выпущенная Астраханским педагогическим институтом.

Выбранная мной тема, несмотря на её важность и значительность, в учебной программе отражена слабо. Она изучается поверхностно в теме «Правление Ивана Грозного». Практически никак не используются в материале урока записки иностранных путешественников, отчего урок только проигрывает.

Одним из самых своеобразных районов Русского государства, резко отличавшегося от других, был Астраханский край, расположенный на юго-восточной окраине страны, где смыкались Европа и Азия. Его наиболее заселённой и оживлённой частью была Волго-Ахтубинская пойма, но границами района считались реки Яик (Урал) и Терек.

Характеризуя географические особенности Астраханского края, иностранные путешественники 16–17 веков прежде всего отмечали отсутствие там пашенного земледелия и снабжения населения привозным хлебом. «…Отсюда до Астрахани и вплоть до Каспийского моря идёт страна пустынная, песчаная и для земледелия непригодная, поэтому города в этой местности, ровно как и сама Астрахань, получают весь хлеб по Волге, из мест плодородных, большею частью из Казани»..² [1,c.15]

Но на левом берегу Волги простирались прекрасные луга, позволяющие разводить лошадей и скот. В пойме Волги хорошо росли бахчевые и садовые культуры, виноград. «…Что касается до садовых плодов, то они здесь также хороши, что и в Персии мы не находим почти лучших. А именно: яблоки, айва, грецкие орехи, большие жёлтые дыни, а также водянистые дыни, которые русские называют арбузами… Таких арбузов и дынь татары еженедельно привозят на базар в Астрахань по 10 и 20 возов и продают их весьма дёшево…»³ Вторит Олеарию и Ян Стрейс: «Климат здесь умеренный, а почва довольно плодородная, она производит: лимоны, яблоки, груши, вишни и другие вкусные плоды…»4. Первые виноградные лозы были завезены в 17 веке персидскими купцами. Они прижились, и уже в 1613 году по инициативе казны был заложен первый большой виноградный сад, площадь которого год от года увеличивалась: «…Недавно здесь не было ни одного виноградного растения. Персидские купцы привезли как-то первые виноградные лозы в Астрахань, которые один монах и посадил как-то у себя в монастыре, находящемся под городом. Когда же увидали, что лозы принялись расти хорошо, то в 1613 году, по приказанию Великого Князя, тем же монахом и разведён был настоящий виноградный сад, который год от года расширяется и приносит превосходный крупный и сладкий виноград…»5

Особенно подчёркивали современники обилие в крае рыбы: «…Волга в этом месте и до Каспийского моря, лежащего от Астрахани в 12 милях, доставляет чрезвычайно богатый лов всякого рода рыбы, которая здесь весьма дёшева, так что за один грош можно купить 12 больших карпов, 200 стерлядей или небольших осетров — за 15 грошей. Водится здесь и бездна раков…»6.

По правому берегу Волги простиралась степь, где добывалась соль. «…Пустыня эта даёт превосходную соль, добываемую из множества ям, колодцев или стоячих озёр …»7

Развитию края способствовала и «знаменитая река Волга» — важнейшая магистраль, по которой шло движение товаров, производившихся и добывавшихся в разных частях России, и ввозившихся с Востока.

Новая Астрахань была основана в 1558 г., как военная приграничная крепость после присоединения Астраханского ханства к России, на Долгом острове, окружённом Волгой и её протоками. Ключаревская летопись сообщает, что этот остров «…со стороны к востоку окружён непроходимыми болотами, тинами и солончаками и частию лесом, с севера — Волгою, тремя реками и большими ильменями. С полудня глубочайшим соляным озером до самого бугра… С запада Волгою, так что за 10 вёрст подойти к нему было невозможно, кроме лодок, коих татары в то время не имели…»8. Вот какой увидел Астрахань английский посланник Дженкинсон, посетивший город в год его основания: «Город Астрахань стоит на острове, на высоком берегу с замком внутри города, обнесённым земляным валом и деревянными стенами; замок ни красив, ни крепок. Город также весь окружён земляным валом; строения и дома (кроме тех, где живут начальники и некоторые другие дворяне) низкие и очень простые…»9. С момента своего основания Астрахань стала главными воротами России в Страны Востока. «Астрахань — самая отдалённая крепость, которую русский царь завоевал в сторону Каспийского моря; он старается, чтобы она была очень сильной, и ежегодно присылает туда людей, припасы и лес для постройки замка…»10. Очень скоро город превратился в важный торгово-промысловый и военно-административный центр.

«…В царствование Фёдора Ивановича выдан чертёж на построение кремля каменного, в окружности не более как стоял старый полисад: кирпич приказано брать с Ахтубы, разрывать дома, стены города, поставить в кремле выхода 8 башен, и наружному месту большая, а где менее беды поставить поменьше, но чтобы все были о трёх бойницах; где будет город на восток, ставить выше и шире большую башню, чтобы можно было в ней проезжать; чертёж указывает ширины: город старый как стоял, так тут и ямы рыть.., в кремле сделать два зелейных двора, а для белого города принесут чертеж…»11. Уже в 30-е гг. 17 в. А.Олеарий сообщает, что «…город снаружи, с Волги, имеет красивый вид по множеству башен и колоколен…»12. А в 60-е гг. того же века Стрейс вообще называет Астрахань самым лучшим городом Московии как по красоте, так и по величине13.

Сохранившийся до наших дней каменный астраханский кремль был построен в 80-е гг. 16 столетия. Он располагался в самой возвышенной северо-западной части города. Он представляет собой вытянутый прямоугольный треугольник, одна из сторон которого тянулась вдоль Волги. Высота стен колебалась от 7 до 11.3 м, а их толщина — от 2.8 до 5.2 м. Башни достигали высоты 12.7–17 м, а их толщина равнялась 3–3.5 м. Никольские, красные ворота кремля выходили к Волге, Пречистинские — вели в Белый город. Остальные кремлёвские башни были глухие (Архиерейские, Артиллерийская, или Пыточная, и Крымская). В юго-восточной части кремля находился митрополичий двор. Напротив него располагался основанный в 1568 г. Троицкий мужской монастырь. У пыточной башни размещался Артиллерийский двор. За ним стояло здание приказной палаты. К северо-западу от Троицкого монастыря были воеводские палаты, рядом находился дьячий двор. Из общественных заведений в Кремле находилась только торговая баня. Остальное пространство Кремля занимали жилые дворы, тесно примыкавшие друг к другу и городской стене.

Крепость в Астрахани отличалась от других крепостей русских особой системой организации пушечного и пищального огня. Её стены были прорезаны огромным количеством бойниц среднего и подошвенного боя из ручного огнестрельного орудия. «…Он снабжён довольно сильною стражей и …500 металлическими пушками, между которыми есть несколько полных и полуосадных пушек…»14. Руководили строительными работами специально присланные из Москвы зодчие М. И. Вельянинов и особый дьяк Дей Губастый. Мастера использовали квадратной формы кирпич — плинфу. Эти камни, по свидетельству Олеария, были доставлены для строительства Астраханской крепости из опустошённого города, расположенного недалеко от Царицына на развалинах Сарай -Берке — второй столицы Золотой орды.

Эвлия Челяби сообщает о крепости следующее: «… Его укрепления построены в три ряда (имеется в виду собственно Кремль, Белый и Земляной города), цитадель имеет форму треугольника, а внешняя сторона — форму шестиугольника… В этой стране крепости называются «керман». Общая окружность города — 14 тысяч шагов. Цитадель — это прочное укрепление со своим рвом. Её стены в форме треугольника имеют протяжённость две тысячи, в них — двое ворот… В цитадели в общей сложности пять монастырей и восемь церквей, имеется несколько особняков, а также 1500 крытых камышом и тростником домов, в которых живут неверные…»15.

Вторая астраханская крепость — Белый город, каменные стены и башни которого были возведены во второй четверти 17 в., примыкая к кремлю с востока, он представлял собой пятиугольник, территория которого примерно в 3 раза превышала территорию кремля. В 1631 г. он был обнесён каменными стенами с башнями. «…В царствование Государя Царя и великого Князя Михаила Фёдоровича… застроен белый город Астрахань, каменный, князем Иоанном Обольянским, Иоанном Хохловым, да Дьяком Михаилом Потрикеевым. Кирпич было велено брать на Ахтубе, а ханскую мечеть и ханский дом сломать, чтобы было на построение довольно, как белого камня, так и железа от Ахтубы; а до того сия часть города была обнесена деревянным палисадом, почему и называется острогом…»16.

Здесь бурлила городская жизнь. А.Олеарий оставил нам план Белого города, составленный им в 1636 г., на котором хорошо просматривается линейная планировка улиц, сохранившаяся почти полностью до наших дней. В Белом городе находилась таможня и государственные учреждения (Посольский, Тюремный, Житный и другие дворы, Земская изба). В центре Белого города стояли в 17 в. каменные гостиные дворы Русский и Индийский. «…В 1625 персияне, армяне, индийцы построили, по велению князя Семёна Прозоровского, гостиные дворы… каменные по образу азиатскому, неподалёку от Спасского монастыря…»17. Помимо гостиных дворов в Белом городе располагалось множество лавок. Вся ближайшая к кремлю часть была занята 9 торговыми рядами (Большой, Рыбный, Мясной, Медовый, Калашный, Ветошный, Шапочный, Сапожный и Гарянский). В восточной части города располагались Спасо-Преображенский и Благовещенский монастыри, приходские церкви и жилые кварталы. По росписному списку 1707 г. в Белом городе насчитывалось 1160 жилых домов (в кремле — 155)18, так что данные Челяби завышены. Это относится и к численности жилых домов Земляного города. Речь об этом пойдёт ниже. В 30-е гг. 17 в. в Белом городе были размещены конные стрельцы.

Земляной город примыкал к кремлю у Крымской башни, а затем, загибаясь в южном направлении, шёл до реки Кривуши и по ней до протока Кутума, по которому поворачивал к северу и примыкал к стенам Белого города, у его северо-восточной угловой башни. Вокруг Земляного города был насыпан земляной вал, на котором стояли деревянные стены. В конце 17 в. в состав Земляного города входило не менее 11 слобод. «…Здесь насчитывается в совокупности тридцать тысяч строений, крытых тростником и глиной. Имеется также сорок церквей, семнадцать монастырей и семь мечетей»19. Жилые дворы русских слобод Земляного города своими постройками, размерами, общим видом заметно от дворов Кремля и Белого города не отличались. Но в Земляном городе сохранилось много садов и огородов, примыкавших к некоторым дворам и расположенных отдельно. Из учреждений здесь находились Рыбная и Садовая конторы, полковые канцелярии и склады, «торговые бани», несколько кабаков, а также много торговых мест. Но особенно много было в земляном городе ремесленных мастерских. Из «загородных» районов Астрахани наиболее оживлённой была прибрежная полоса по Волге и Кутуму, где находился «Деловой двор» с причалами и доками, многочисленные причалы частных лиц. За причалами, по обеим берегам Кутума и связанными с ним протоками, лежали сады, виноградники, бахчи и огороды, принадлежавшие казне, монастырям, митрополиту и жителям Астрахани. Казённых садов в Астрахани было несколько, и были они значительных размеров.20 Частью города был, по существу, и калмыцкий базар, находившийся против кремля, на противоположном берегу Волги, и Караузякская пристань, где производили учёт добытой соли, взыскивали соляные пошлины. Здесь же шла торговля, что делало эту пристань самым оживлённым местом в Астрахани.

Описание внешнего облика Астрахани показывает, что это был шумный и населённый город. Именно таким рисовался он иностранными путешественниками, всегда включавшим его в число крупнейших городов России.

Астрахань была славна не только архитектурными сооружениями. Богатства края привлекали сюда множество людей. Характерной особенностью Астрахани 16–17 вв. была пестрота населения, которое складывалось из отличавшихся друг от друга по имущественному и социально-правовому положению групп.

Одной из самых значительных по численности категорий населения Астрахани были служилые люди. Причина этого в том, что Астрахань основывалась как город-крепость, так как ни Крым, ни Турция, ни связанные с ними ногайские и астраханские князья не оставляли надежды захватить город, отобрать его у русского царя. Поэтому, по свидетельству Дженкинсона, царь постоянно снабжал город людьми. «Мы оставались в Нижнем Новгороде до 19 мая, ожидая прибытия начальника, посланного царём править Астраханью. Когда же он приехал, под его начальством объединилось до 500 больших судов, нагруженных съестными и военными припасами и солдатами»21.

В 1650 г. астраханский гарнизон насчитывал 3350 служилых дворов. В 1663 г. состоял из 4725 человек. После крестьянской войны 1667–1671 в Астрахани были заново сформированы 5 стрелецких и солдатский тысячный полк, а в 1699 (3 пеших по 300 человек и 2 конных по 400 человек) для обслуживания флотилии был создан Яхтинский полк. В общей сложности к 17 в. в городе по штату значились 3650 служилых людей, не считая офицеров22. Хотя приборных людей в Астрахани и было меньше, чем всех остальных жителей города вместе взятых, они, тем не менее, были самой крупной группой астраханского населения и значительно превышали число членов местной посадской общины. Точных данных не о составе, не о численности городского посада нет. Известно только, что рост его шёл в основном за счёт пришлых посадских людей из других городов, затем крестьян, записывали в посад и купцов, и средних и мелких торговцев и ремесленников, если они были в состоянии нести тягло. Особой разновидностью посадских людей были городские бобыли. Внутри посадской общины существовало имущественное неравенство: чётко выделялась богатая посадская верхушка, но в целом преобладали средние и молодшие люди, часть которых жила работой по найму. Среди населения края нельзя не отметить записных ремесленников и других, приписанных к государственному хозяйству людей. В Астрахани ими ведало несколько учреждений. Плотники, каменщики и кузнецы были приписаны к Деловому двору. В 1697 г. числилось 100 плотников, 20 кузнецов, 18 каменщиков. К Астраханской приказной палате были приписаны «золодчики» и садовники. В 1697 г. к казенным садам были приписаны 55 человек. Третий разряд записных составляли рыбные ловцы, которые в 70-х гг. 17 в. образовали целую слободу. Все записные ремесленники получали денежное и хлебное жалование. В Астрахани, где по неполным данным общее число приписных составляло 400 человек, это была значительная часть городского населения23.

Особую группу населения составляли лица, подведомственные церковным властям. Всего в Астрахани их было не менее 500. И если само духовенство не занимало видного места в городской экономике, то многочисленные «церковные служители» расширяли ряды мелких городских ремесленников и торговцев.

Дворян в городе было немного, количество их определялось числом дворянских служебных мест, так как поместное дворянство в Астрахани отсутствовало. Много было в Астрахани так называемых «людей пришлых». Пополнялся город «бродячей Русью с севера», просились в Астрахань ногайцы, уставшие от жестокости своих князей. Бежали в Астрахань взятые в плен ногайцами или казаками (или купленные на торгах в Москве или Казани) иноземцы: немцы, шведы, поляки. Обоюдная заинтересованность в торговле привела к образованию восточных колоний. «…В городе проживают не одни только русские, но и пирсияне, и индийцы… также бухарцы, крымские и ногайские татары, армяне, христиане…»24. Селились они за пределами города слободами «…здешним татарам не дозволяется жить в самом городе, а вне города, на известных местах, которые они могут обносить только плетнями…»25

Поначалу все эти категории астраханского населения селились отдельно, слободами, но уже к 17 в. не сохранили своей целостности.

Формирование города Астрахани шло в условиях преимущественного развития торговли, рыбного и соляного промыслов. Ремесло получило меньшее распространение.

Торговля стала одним из основных видов занятий населения Астрахани ещё в 15 в. Причины этого общеизвестны: выгодное местоположение края и огромные легкодоступные природные богатства. С присоединением Астрахани восточная торговля Московского государства возросла. Хотя, возможно, в первые годы после присоединения она и поутихла, но нельзя принять полностью высказывание А.Дженкинсона о том, что Астрахань вовсе не такой значительный город торговый, как думают; что «русские привозят туда одни безделицы, как то: кожи, деревянную посуду, узды, сёдла и прочее»26. Ханы Хивинский и Бухарский старались подвигнуть турецкого султана отнять Астрахань у русского царя, ещё в правление Ивана IV доносили: «В Астрахань из многих земель кораблям с торгом приход великий, доход ему в Астрахани в день по тысячи золотых»27. Известие без сомнения преувеличенное, но показывающее, что было что преувеличивать. Кроме указанных товаров русские купцы привозили в Астрахань хлеб и другие съестные припасы, шерстяные и полотняные одежды, ножи, топоры, стрелы, зеркала, кошельки. В обмен на эти товары в 16 в. джагатайские купцы привозили шёлковые ткани, а татарские привозили им лошадей и превосходные белые материи, не тканные, а сваленные из шерсти. Из Бухары привозили пряные коренья, мускус, амбру, ревень, хлопчатобумажные ткани, шёлк, краски. По известиям 17 в. кроме шёлковых и хлопчатобумажных материй, с Востока шли ковры, парча, драгоценные камни и широкие сабли28.

По свидетельству Олеария пошлины здесь умеренные, но и они доставляют доход казне в 12 тысяч рублей ежегодно29. Лучшим противовесом заметкам А.Дженкинсона служат следующие строки из записок Я.Стрейса: «О его торговле можно сказать, что она велика; не только Бухарест, Черемисы, Ногайцы, Калмыки, Татары, но даже персияне, армяне и индусы способствуют её процветанию. Индусы прибывают сюда по Каспийскому морю на грузовых судах в 80 тонн. Главную отрасль в торговле в Астрахани составляет шёлк из Персии и других стран…»30.

Как нельзя представить Астрахань без торговли, так же нельзя представить без рыбных и соляных промыслов. Добыча соли и особенно рыбы так прочно вошла в жизнь местного населения, что не вели промысла только очень немногие. Вот только часть их ловила рыбу для домашних нужд, для других это было единственным источником существования, а третьи занимались поставкой соли и рыбы на широкий рынок. «…Воздух в высшей степени заражён, я думаю, массой рыбы, преимущественно осетров, которой только и живут обитатели… Жители развешивают для сушки рыбу на улицах и в домах, чтобы запастись ею…31Волга доставляет чрезвычайно богатый лов рыбы всякого рода, которая здесь весьма дешева… И за всю рыбу они не хотели взять с нас денег, говоря, что посланы сюда для рыболовства известным Московским купцом, держащим на откупе эту часть Волги, и если бы он узнал, что они продали хоть малейшую рыбёшку, то подверг бы их тяжёлому взысканию…»32 Рыбный промысел был двух видов: учужный и ватажный.

Техника добычи астраханской самосадочной соли хорошо известна. «…Пустыня эта даёт превосходнейшую соль, добываемую из множества ям, колодцев или стоячих озёр, из которых важнейшие: Мочакоское, в 10 верстах; Каинково, в 15, и Гвоздовское, в 30 верстах от Астрахани. Озёра имеют соленые жилы, через которые рассол поднимается вверх и действием солнечного жара выделяется в чистый, как кристалл, толщиною в палец, слой, подобно льду; он имеет, при этом, весьма приятный запах фиалки. Всякий, кто хочет, может добывать там соль, заплативши только Великому Князю пошлину по одной копейке за каждые два пуда. Русские ведут громадную торговлю солью, свозят её на берега Волги, ссыпают в большие кучи, развозят потом по всей России»33. Крупные местные солепромышленники обычно совмещали добычу соли с рыбным промыслом и «отъезжим торгом». Средние и мелкие в основном продавали соль в Караузяке.

Развито в Астрахани было и виноградарство, садоводство и бахчеводство. «…В 1613 г. разведён виноградный сад… приносит превосходный виноград, который, как и другие, разведённые там древесные плоды, частию посылается в Москву к Великому Князю, частию же продаются на месте воеводам и другим знатным господам…»34

О ремесленном производстве имеются самые скудные сведения. Лишь опираясь на описания города, где упоминаются слободы, можно сделать выводы о существовании одноимённых ремёсел, как-то: гончарного, кожевенного, плотницкого, кузнечного, харчевного и т. д.

Улочки Астрахани были узкими, без мостовых, в дождливую погоду непроходимыми, однако, всегда шумными, наполненными деловой суетой растущего города. Многочисленные торговые ряды, наполненные всякого рода товарами отечественного и заморского происхождения, ежедневно привлекали Астраханцев. Популярным заведением являлся питейный дом у Карабацких ворот, рядом находилось много харчевен. По признанию Я.Стрейса жизнь в городе была настолько дешева, что «можно за копейку купить 12 прекрасных дынь…, карпа весом 30 фунтов, и 25 сельдей… чтобы жить в довольстве не нужно так много тратить как у нас и довольствоваться скудной пищей…»35. При решении «государева дела» и своих «братских споров» у Земского двора, горожане, по свидетельству священника близлежащей церкви «Врата в Иерусалим», «бывает много крику и неистовых матерных речей», от которых был ущерб его церкви. Видимо «громко» совершали Астраханцы и торговые сделки. Выражение: «что ты орёшь и безобразничаешь, ведь ты не на вечернем базаре», — позже стало известной поговоркой в городе. Врагами Астрахани были частые пожары и эпидемии чумы, уносившие тысячи жизней. Но вопреки всем бедам город возрождался. В Москве с облегчением отмечали, что «его, государева вотчина, Астрахань, не запустела»36.

Изучение источников по истории Астрахани 16–17 вв., в первую очередь иностранных записок, приводит к выводу, что в условиях приграничного района, где кочующие народы занимали обширные степи, из которых данный район состоял, город имел огромное значение. Местоположение, историческое прошлое, поток колонизации благоприятствовали Астрахани и позволили за полвека пройти путь от военной крепости до торгово-ремесленного и промыслового центра.

В процессе формирования экономики города первое место принадлежит торговле и промыслам, которые притягивали в Астрахань много приезжих русских и восточных купцов, что также способствовало развитию города. Торговые связи города, разнообразие русских, восточных, западно-европейских товаров позволяют отнести Астрахань к числу крупнейших центров складывавшегося всероссийского рынка, по праву занимавшего среди русских городов одно из первых мест.

Высокой была экономическая активность жителей города. В занятиях торговлей, промыслами, ремеслом принимали участие все городские сословия. Население Астрахани было очень пёстрым и по национальному, и по сословному составу. Это объяснялось не только местонахождением Астрахани, но и постоянным притоком выходцев из восточных стран.

История Астрахани 16–17 вв. — это история колонизации, развития, постоянной и трудной борьбы с кочевниками, эпидемиями, природой. И результатом этой борьбы явилось становление одного из самых значительнейших городов Московии, как по величине, так и по красоте.

Литература:

Будет переделана

1. Английские путешественники в Московском государстве в 16 в., Москва, 1937

2. Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца 17 начала 18 веков, Москва, 1982

3. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве, Москва,1991

4. Природа и история Астраханского края, Астрахань,1996

5. Стрейс Я. Три путешествия, Москва, 1935

6. Тихомиров М.Н. Источниковедение СССР с древнейших времён до конца 18 в., Москва, 1940

7. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992

Сноски

1 Тихомиров М. Н. Источниковедение СССР с древних времён до начала 18 в. Москва,1940, с.190

2 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Хрестоматия по истории Астраханского края. Астрахань, 1992,с.67

3 Там же.

4 Стрейс Я. Три путешествия, Москва, 1935, с.120

5 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Хрестоматия по истории Астраханского края. Астрахань, 1992, с.68

6 Там же с.68

7 Там же с.66

8 Ключаревская летопись. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992, с.70

9 Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию 1558–1560. Английские путешественники в Московском государстве в 16 в., Москва,1937, с. 170

10 Там же с. 170

11 Ключаревская летопись. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань,1992, с.70

12 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992, с.68

13 Стрейс Я. Три путешествия, Москва, 1935., с.110

14 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань,1992, с.68

15 Челяби Э. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992, с.72

16 Ключаревская летопись. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань,1992,с.70

17 Там же, с.70

18 Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца 17 начала 18 в., Москва, 1982

19 Челяби Э. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992, с.71

20 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992, с.67

21 Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию 1558–1560. Английские путешественники в Московском государстве в 16 в., Москва,1937, с. 169

22 Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца 17 начала 18 в., Москва, 1982, с.39–44

23 Там же, с.39–44

24 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992, с.68

25Там же, с.67

26 Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию 1558–1560. Английские путешественники в Московском государстве в 16 в., Москва,1937, с. 168

27 Ключевский В. О. Сказания иностранцев о московском государстве, Москва, 1991,с.208

28 Там же, с.208

29 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992, с.68

30 Стрейс Я. Три путешествия, Москва, 1935., с.126

31 Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию 1558–1560. Английские путешественники в Московском государстве в 16 в., Москва,1937, с. 168

32 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Хрестоматия по истории Астраханского края, Астрахань, 1992, с.66

33 Там же, с.66–67

34 Там же, с.67

35 Стрейс Я. Три путешествия, Москва, 1935., с.119

36 Тимофеева Е. Т. Жизнь городов в 16–17 вв. Природа и история Астраханского края, Астрахань, 1996, с.163.

Основные термины (генерируются автоматически): Астрахань, Белый город, город, земляной город, Волга, Московское государство, Россия, Великий Князь, Москва, Персия.


Похожие статьи

Москва — главный город России

Мы, ученики 2 класса, изучая тему «Наша Родина», с гордостью осознаём, что являемся гражданами великого русского государства. У нас возникает много вопросов: Как появилась наша страна? Какие у неё символы? Какой главный город в России и почему?

Архитектурные ансамбли как отражение величия и могущества...

Московский Кремль является древнейшей центральной частью Москвы на Боровицком холме.

У входа в Кремль установлен памятник основателю городакнязю Юрию Долгорукому.

Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559)

Бухара, Азия, Россия, Китай, Москва, Московское государство, Каспийский, Персия, город Бухары, соболиный мех. Похожие статьи.

Казанский поход 1552 года в исторической судьбе России

И был первым царем на Руси, ибо ни один из московских великих князей до него этого не делали.

Его подготовка началась весной 1552 года. По Оке и Волге была отправлена «судовая рать» с запасом

Ратникам удалось ворваться в город, завязался рукопашный бой.

Персидский посол Исмаил-бек и Астрахань в 20- е гг. XVIII века

Уже 26 июля войска заняли город. Следует подчеркнуть, что персидский посол после

Материалы для истории царствования Петра Великого. М., 1867 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Астрахань, Персия, Россия, персидский посол, Дербент...

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских...

Кто начинал строить город Москву и считается его основателем? (Юрий Долгорукий). Посмотрите на карту.

К середине XVII в. в Москве было свыше 20 стрелецких слобод, которые располагались в пределах Белого города и Земляного города.

Иван IV — первый царь всея Руси | Статья в журнале...

Царская власть ослабла из-за фактического правления бояр, в городах росло недовольство, в

К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь

До этих пор существовавший титул — «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог».

Значение Астраханского направления в российско-восточной...

Астрахань будет тогда почитаться из первейших торговых городов».

С основанием Оренбурга и началом торговли России с государствами Востока через казахские степи вектор российско-восточной торговли постепенно смещается на восток.

Путь Ивана IV Васильевича на Казань в 1552 году: версии и оценки

Постройка города, который бы стал и православным центром, и крепостью — логичное решение в таком случае.

Также известно, что в 1565 году в «Арзамасе воеводы: князь Андрей Сонцов-Засекин да для вестей послан

Казанский поход 1552 года в исторической судьбе России.

Похожие статьи

Москва — главный город России

Мы, ученики 2 класса, изучая тему «Наша Родина», с гордостью осознаём, что являемся гражданами великого русского государства. У нас возникает много вопросов: Как появилась наша страна? Какие у неё символы? Какой главный город в России и почему?

Архитектурные ансамбли как отражение величия и могущества...

Московский Кремль является древнейшей центральной частью Москвы на Боровицком холме.

У входа в Кремль установлен памятник основателю городакнязю Юрию Долгорукому.

Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559)

Бухара, Азия, Россия, Китай, Москва, Московское государство, Каспийский, Персия, город Бухары, соболиный мех. Похожие статьи.

Казанский поход 1552 года в исторической судьбе России

И был первым царем на Руси, ибо ни один из московских великих князей до него этого не делали.

Его подготовка началась весной 1552 года. По Оке и Волге была отправлена «судовая рать» с запасом

Ратникам удалось ворваться в город, завязался рукопашный бой.

Персидский посол Исмаил-бек и Астрахань в 20- е гг. XVIII века

Уже 26 июля войска заняли город. Следует подчеркнуть, что персидский посол после

Материалы для истории царствования Петра Великого. М., 1867 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Астрахань, Персия, Россия, персидский посол, Дербент...

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских...

Кто начинал строить город Москву и считается его основателем? (Юрий Долгорукий). Посмотрите на карту.

К середине XVII в. в Москве было свыше 20 стрелецких слобод, которые располагались в пределах Белого города и Земляного города.

Иван IV — первый царь всея Руси | Статья в журнале...

Царская власть ослабла из-за фактического правления бояр, в городах росло недовольство, в

К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь

До этих пор существовавший титул — «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог».

Значение Астраханского направления в российско-восточной...

Астрахань будет тогда почитаться из первейших торговых городов».

С основанием Оренбурга и началом торговли России с государствами Востока через казахские степи вектор российско-восточной торговли постепенно смещается на восток.

Путь Ивана IV Васильевича на Казань в 1552 году: версии и оценки

Постройка города, который бы стал и православным центром, и крепостью — логичное решение в таком случае.

Также известно, что в 1565 году в «Арзамасе воеводы: князь Андрей Сонцов-Засекин да для вестей послан

Казанский поход 1552 года в исторической судьбе России.

Задать вопрос