Тенденции и перспективы развития рынка информационных технологий в банковском секторе России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 24.09.2013

Статья просмотрена: 788 раз

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Тенденции и перспективы развития рынка информационных технологий в банковском секторе России / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7854/ (дата обращения: 04.05.2024).

Развитие банковского сектора России происходит более двух десятилетий. За это время российские банки столкнулись с несколькими внутренними и мировыми кризисами. Первое десятилетие сопровождалось становлением российского банковского сектора, на которое в значительной мере повлиял дефолт 1998 года, когда многие ключевые игроки ушли с арены и ландшафт банковского сектора стал приобретать современные очертания.

За последние десять лет банки России значительно увеличили вложение денежных средств в информатизацию отрасли, существенные изменения произошли и в структуре затрат банковских учреждений (таблица 1).

Таблица 1

Затраты банков России на информатизацию.

Год

Средства, затра­ченные банков­ским сектором на информатиза­цию в целом, млрд. руб.

Распределение средств по видам обеспечения, %

Распределение средств по видам обеспечения, в абсолютном выражении, млрд. руб.

Аппаратное обеспечение

Программное обеспечение

Аппаратное обеспечение

Программное обеспечение

2001

24,2

78,6

14,2

18,0

3,5

2002

22,8

72,4

12,6

16,4

3,0

2003

16,5

62,3

13,1

10,2

2,0

2004

14,8

62,1

14,7

9,0

2,1

2005

20,4

60,1

14,8

12,0

3,1

2006

24,3

58,2

16,8

14,2

4,1

2007

30,2

56,5

18,1

17,1

5,5

2008

33,8

56,0

18,0

18,9

6,1

2009

23,0

55,0

16,0

12,6

3,7

2010

26,5

55,0

16,0

14,6

4,3

Рассмотрим структуру распределения затрат в банковском секторе в абсолютном выражении (рис. 1).

Рис. 1 Затраты банков на информатизацию

За период с 2001–2004 год вложение средств в информатизацию отрасли снижалось, что, скорее всего, было вызвано двумя причинами — с одной стороны, спадом первой волны ИТ-модернизации банковской системы, с другой стороны, уменьшением кредитных организаций в России, обусловленный дефолтом 1998 года и процессом, направленным Центробанком на укрупнение банковских организаций.

Начиная с 2005 года несмотря на физическое уменьшение банков в России, идет уверенный рост затрат, направленный на развитие информационных технологий в банковском секторе, что обусловлено второй волной информатизации. Увеличение затрат ежегодно составляет порядка 25–30 %.

В 2008 году были достигнуты самые лучшие показатели за последние десять лет, на развитие информационных технологий было затрачено порядка 33,8 млрд. рублей, но разразившийся в конце года мировой финансовый кризис внес свои коррективы, что отразилось на темпах роста, которые по итогам года составили всего около 12 %.

В 2009 году происходит сокращение затрат на информатизацию отрасли примерно на 30 %, что обусловлено продолжавшимся мировым финансовым кризисом. В это время порядка 55 % российских банков сократили или заморозили свои ИТ-бюджеты, что не могло не сказаться на развитии банковского сектора. Основные вложения оставались за крупнейшими финансовыми организациями, как правило, непосредственно связанными с государством [1].

В 2010 году достичь докризисных показателей не удалось, несмотря на то, что 59 % банков увеличили свои ИТ-бюджеты. Общие затраты на информатизацию в банковском секторе составили около 26,5 млрд. рублей, из них почти 33 % приходилось на долю всего двух банков Сбербанка и ВТБ 24, 7,4 и 1,0 млрд. рублей соответственно.

Структура затрат на аппаратное и программное обеспечение также претерпела свои изменения. Тенденции, связанные с общими затратами на развитие информационного сектора в банковских учреждениях и их структурой имеют общий вид, что и понятно уменьшение или увеличение общих затрат ведет к такому же изменению статей расходов. Но хотелось бы отметить, что за последние годы разрыв между затратами на аппаратное и программное обеспечение стал сокращаться. Прежде всего, это связано с тем, что банки стали в большей степени устанавливать качественное программное обеспеченье, позволяющее в значительной степени снижать издержки, предоставлять новые высококачественные услуги, требующие соответствующих программных приложений. Кроме этого сказывается значительное снижение цен на вычислительную технику, что позволяет уменьшать издержки. Тем не менее, несмотря на уменьшение затрат на аппаратное обеспечение в процентном отношении к общей структуре затрат, происходит увеличение в абсолютных величинах, что обусловлено необходимостью постоянно обновлять парк вычислительной техники и соответствовать современному уровню информационных технологий.

Развитие информационных технологий в банковском секторе России непосредственно связано с развитием отечественных ИТ-компаний, которые за последние десять лет показали успешную динамику развития (таблица 2) [2].

Рынок развития отечественного банковского программного обеспечения всегда оставался достаточно стабильным с точки зрения присутствия крупных ИТ-компаний (рис.2), количество игроков оставалось практически всегда на одном уровне, хотя и наблюдалась тенденция к небольшому увеличению. Сегмент рынка, контролируемый крупными игроками, за все время колебался в пределах 80 %. На сегодняшний день 14 крупных компаний занимают около 80 % рынка программного обеспечения, это говорит о том, что пробиться на рынок отечественного программного обеспечения достаточно сложно. Следует отметить, что на количество ИТ-компаний, контролирующих рынок не повлиял и кризис 2008 года, несмотря на падение доходов, все игроки сохранили присутствие на российском рынке.

Состав лидеров программного обеспечения периодически менялся в зависимости от успешности ведения бизнеса. Среди отечественных ИТ-компаний лидерами по производству программного обеспечения остаются компании R-Style Soft Lab и Диасофт, которые на сегодняшний день контролируют около 41 % всего рынка (24 % и 17 % соответственно). Следует отметить, что в тройку лидеров попала компания ЦФТ, занимающая около 9 % банковского рынка программного обеспечения.

Таблица 2

Количество ИТ-компаний на отечественном рынке банковского программного обеспечения

Год

Количество крупных компаний, контролирующих рынок программного обеспечения

Часть рынка, контролируемого основными компаниями, %

Собственные разработки банков в программном обеспечении, %

Лидеры рынка

2001

9

77

16

Диасофт, R-style, ПрограмБанк, Инверсия, Кворум

2002

11

80

14

Диасофт, R-style, ПрограмБанк, Инверсия, Кворум

2003

12

82

13

Диасофт, R-style,CSBI, Инверсия, Кворум

2004

12

83

13

Диасофт, R-style, Инверсия, ЦФТ, БИС

2005

12

83

12

Диасофт, R-style, Инверсия, ЦФТ, БИС

2006

12

80

12

R-style, Диасофт, ЦФТ ИнфосистемДжет, Кворум

2007

13

83

11

R-style, Диасофт, ЦФТ ИнфосистемДжет, Кворум

2008

14

82

11

R-style, Диасофт, ЦФТ ИнфосистемДжет, Форс

2009

14

80

10

R-style, Диасофт, ЦФТ ИнфосистемДжет, Форс

2010

14

80

10

R-style, Диасофт, ЦФТ ИнфосистемДжет, Форс

Число собственных разработок в области программного обеспечения снижалось из года в год и на сегодняшний день составляет около 10 %, дальнейшее снижение замедлилось из-за влияния финансового кризиса 2008 года, приведшего к уменьшению ИТ-бюджетов банков. Следует отметить, что тенденция на снижение собственного программного обеспечения будет продолжена, потому что банки для снижения собственных затрат должны приобретать высокопрофессиональные разработки, которые дадут больший эффект на протяжении всего периода эксплуатации, несмотря на большие первоочередные затраты.

Рис. 2 Динамика развития рынка ИТ-компаний

Сегмент рынка, относящийся к ИТ-компаниям, не входящим в лидеры отечественного банковского программного обеспечения составляет на сегодняшний день около 10 %, и имеет тенденцию на увеличение, связанную с развитием компаний на региональном уровне, а также приходом на отечественный рынок зарубежных игроков. Доля, которых в последнее время стала увеличиваться, в частности среди тор-100 российских банков зарубежные проекты составляют по разным оценкам 10–15 %. Тем не менее, следует отметить, что доля иностранных компаний на отечественном рынке программного обеспечения не превышает 5 % [3]. Это связано, прежде всего со стоимостью зарубежных разработок, именно поэтому финансовый кризис, в значительной мере внес коррективы на приобретение иностранных компонентов, а также плохой адаптированностью зарубежных систем к отечественным условиям работы российских банков.

В целом следует отметить, что развитие информационных технологий за последние десять лет в банковском секторе шло достаточно быстрыми темпами 25–30 % в год. Кризис 2008 года существенно повлиял на развитие рынка информационных технологий, но по данным 2011 года можно сказать, что он выходит на докризисные показатели. В 2011 году 66 % банков увеличили свои ИТ-бюджеты, а суммарные расходы тор-100 российских банков составили около 26 млрд. рублей.

Среди отечественных разработчиков банковского программного обеспечения следует отметить низкий рост конкуренции, связанный с монополизацией рынка, а следовательно высокую стоимость разработок. Данная тенденция может измениться с приходом новых игроков, в частности зарубежных компаний, которые стали в большей мере проявлять интерес к отечественному рынку банковских информационных технологий.

Литература:

1.         Интернет издание CNews “55 % банков в России сократили ИТ-бюджеты”, 2009 г.

2.         Интернет издание CNews “Банки не стали отказываться от ИТ”, 2009 г.

3.         Интернет-издание CNews “ Бюджетные трансформации ИТ в банках”, 2012 г.

Основные термины (генерируются автоматически): программное обеспечение, банковский сектор, отечественный рынок, аппаратное обеспечение, банк, развитие, абсолютное выражение, банковское программное обеспечение, вычислительная техника, значительная мера.


Похожие статьи

Характеристика существующего программного обеспечения...

В статье представлен анализ методов оценки финансового положения коммерческих банков, формирование информационных модели банка, кодирование и классификация информации и разделение на подсистем автоматизированных банковских систем.

Анализ развития российского рынка банковского программного...

москва, банковское программное обеспечение, финансовое положение, доля проектов, банк, развитие рынка, выручка, сектор, пятибалльная шкала, текущее финансовое положение.

Анализ существующих подходов к автоматизации банковской...

В основе любой автоматизированной банковской системы лежит информационная модель банка. Информационное обеспечение в банке можно разделить на два типа — внемашинное и внутримашинное.

Прогноз динамики информационных расходов в российских банках...

банк, программное обеспечение, млрд, рубль, российский рубль, аппаратное обеспечение, мировой финансовый кризис, институт, государственное участие, Таблица.

Исследование рынка российских производителей...

Непростые времена переживают и производители банковского программного обеспечения, особенно непросто приходится разработчикам автоматизированных банковских систем (АБС), потому что в кризисных условиях в первую очередь под сокращение попадают крупные...

Тенденции внедрения автоматизированных банковских систем...

С развитием средств вычислительной техники были созданы вычислительные центры при каждом Главном Управлении Госбанка СССР, оснащенные отечественными ЭВМ (серии «Минск» и «ЕС»). Программные средства обработки, хранения и выдачи информации...

Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их...

— Внешние ИКТ приобретаются банком на рынке банковских инфокоммуникационных технологий

Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, ИКТ, банк, банковская сфера, вычислительная техника, банковская деятельность, услуга...

Проблемы автоматизации в банковской деятельности

Рис. 1. Банковский программный комплекс. При выборе банком автоматизированной системы должны учитываться такие факторы, как

обеспечение работы в режиме реального времени; – невысокие требования к техническим средствам

Похожие статьи

Характеристика существующего программного обеспечения...

В статье представлен анализ методов оценки финансового положения коммерческих банков, формирование информационных модели банка, кодирование и классификация информации и разделение на подсистем автоматизированных банковских систем.

Анализ развития российского рынка банковского программного...

москва, банковское программное обеспечение, финансовое положение, доля проектов, банк, развитие рынка, выручка, сектор, пятибалльная шкала, текущее финансовое положение.

Анализ существующих подходов к автоматизации банковской...

В основе любой автоматизированной банковской системы лежит информационная модель банка. Информационное обеспечение в банке можно разделить на два типа — внемашинное и внутримашинное.

Прогноз динамики информационных расходов в российских банках...

банк, программное обеспечение, млрд, рубль, российский рубль, аппаратное обеспечение, мировой финансовый кризис, институт, государственное участие, Таблица.

Исследование рынка российских производителей...

Непростые времена переживают и производители банковского программного обеспечения, особенно непросто приходится разработчикам автоматизированных банковских систем (АБС), потому что в кризисных условиях в первую очередь под сокращение попадают крупные...

Тенденции внедрения автоматизированных банковских систем...

С развитием средств вычислительной техники были созданы вычислительные центры при каждом Главном Управлении Госбанка СССР, оснащенные отечественными ЭВМ (серии «Минск» и «ЕС»). Программные средства обработки, хранения и выдачи информации...

Понятие банковских инфокоммуникационных технологий и их...

— Внешние ИКТ приобретаются банком на рынке банковских инфокоммуникационных технологий

Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, ИКТ, банк, банковская сфера, вычислительная техника, банковская деятельность, услуга...

Проблемы автоматизации в банковской деятельности

Рис. 1. Банковский программный комплекс. При выборе банком автоматизированной системы должны учитываться такие факторы, как

обеспечение работы в режиме реального времени; – невысокие требования к техническим средствам

Задать вопрос