Личность как субъект жизненного пути

Библиографическое описание: Афанасьева А. Н. Личность как субъект жизненного пути [Текст] / А. Н. Афанасьева // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 475-478.

В рамках субъектного подхода в психологии предпринимается попытка преодоления главенствующего в современной психологии структурно — субстанционального и бессубъектного подхода к личности через понимание личности как субъекта жизненного пути. Данная точка зрения была методологически раскрыта и обоснованна в работах С. Л. Рубинштейна и дальнейшем развита в теоретических и экспериментальных исследованиях К. А. Абульхановой и её последователей [5].

С. Л. Рубинштейн считал, что сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается, как другие живые организмы, но и имеет свою собственную историю развития [там же]. Он писал: «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В этом ключ к пониманию развития личности — того как она формируется, совершая свой жизненный путь» [7, с. 59]. В центре изучения жизненного пути с позиции субъектного подхода стоит вопрос о том, каким образом личность не просто зависит от индивидуального жизненного пути, не только «шлифуется» и «формируется» личной биографией, но и как она подчиняет жизненный путь своему жизненному замыслу, детерминируя характер собственного развития. Но при этом, в отличии от экзистенциализма, который Рубинштейн критиковал за абсолютизацию свободы воли личности, он подчеркивает социальную природу и социальную детерминацию личностного развития. Жизненный путь понимается при этом как история становления личности в определенном обществе, подчиненная социальным закономерностям, который человек воплощает и индивидуализирует [5].

Центральным понятием, которое сгруппировало вокруг себя все учение С. Л. Рубинштейна о жизненном пути, является понятие субъекта жизни — это «личность, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения и тем самым детерминирует индивидуальный жизненный путь» [7, с. 67]. При этом жизненные отношения рассматриваются как «пристрастный смысл объектов и явлений, который открывается в контексте целостной жизнедеятельности человека» [там же, с.68].

Категория субъекта жизни конкретизируется С. Л. Рубинштейном через понятие способ существования. Способ существования — «это характерный для личности способ построения и воспроизводства жизненных отношений» [там же, с.70]. Выделяются два основных способа существования человека как типы отношения к жизни. Первый из них — «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей; сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т. д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом…такая жизнь выступает почти как природный процесс, …здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное природное состояние человека» [7, с.73]. Ломает подобный наивный и патриархальный уклад жизни рефлексия, которая «выводит человека мысленно за его пределы. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к моральному разложению, либо другой путь — к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе…с этого момента встает проблема ответственности человека за все содеянное и упущенное…С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни» [там же, с.74]. Другими словами, личность как субъект жизни в каждой ситуации действует в соответствии со своим смыслом жизни, что требует от нее высокой инициативности, сознательности и ответственности. Смысл жизни «отливается» в форму жизненных целей, задач и смыслов отдельных ситуаций жизни. Но в каждой ситуации в сознании личности могут конкурировать побуждения, исходящие от смысла жизни и требования, предъявляемые ситуацией. Отличительной чертой субъекта жизни является способность отстраниться от сиюминутных требований ситуации, устоять перед её соблазнами в пользу интересов реализации своих перспективных задач [5].

Таким образом, субъект жизни в концепции С. Л. Рубинштейна — это «личность, детерминирующая индивидуальный жизненный путь на основе осознанной необходимости реализации собственных целей и планов, в которых воплощается смысл жизни» [там же, с. 86].

Философская онтология и антропология С. Л. Рубинштейна, «вернувшая для психологии человека в мир» была взята за основу для создания конкретно- психологической теории субъекта жизненного пути К. А. Абульхановой [1], [2].

Личность рассматривается К. А. Абульхановой как высший уровень психической организации, который упорядочивает, направляет и координирует психическую деятельность в соответствии с требованиями временно — пространственной действительности. Автор выделяет три масштаба, экзистенциональных пространства, в которых личность каждый раз по-новому выполняет данные темпоральные функции: пространство организма с его психофизиологическими темповыми и скоростными особенностями, пространство выполнения конкретной деятельности с её временными и другими требованиями, и, наконец, пространство всей жизни с его ценностным характером. Атрибутивной характеристикой личности как субъекта жизни является её активность, которая выступает как реальная организация времени конкретной деятельности и жизни в целом, его потенцирование, ускорение, расширение, ценностное наполнение личностью для самореализации и самосовершенствования. Активность личности — это ее способность соединения самоорганизации с организацией жизни, соединения собственных стремлений и требований общества. Она осуществляется механизмами ускорения, установления своей и изменения заданной временной последовательности или одновременности, а так же своевременностью [1].

Для описания личности как субъекта жизненного пути К. А. Абульханова вводит такие понятия, как «жизненная позиция», «жизненная перспектива», «жизненная линия» и интегрирующее понятие «стратегия жизни». Жизненная позиция — это результирующая достижений личности (и в этом смысле она аккумулирует ее прошлый опыт). Она связана с жизненной перспективой, так как достигнутые уровень и качество жизни (ценностное, духовное, материальное) открывают личности новые возможности для самореализации. Жизненная перспектива, часто сопоставляемая автором с временной перспективой, разводиться на психологическую, личностную и собственно жизненную перспективу как три различных явления. Психологическая (когнитивная) перспектива — сознательное структурирование будущего, формирование жизненных планов, видение себя в будущем. В личностной перспективе направление в будущее обеспечивается мотивацией при отсутствии четкого когнитивного образа будущего. Жизненная перспектива представляет собой реальный потенциал, основывающийся на прошлом опыте, наличных способностях и перспективах. «Логику» или траекторию жизненного движения личности автор обозначила понятием «жизненной линии», которая может иметь восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный (с точки зрения самовыражения, самореализации личности) характер [1], [2].

Стратегия жизни представляет собой, по К. А. Альбухановой, способность личности теоретически и практически привести (и приводить постоянно) свой способ жизни в оптимальное соответствие своему личностному типу и смыслу своей жизни (стат). К. А. Альбуханова выделила две основные стратегии жизни — активную и пассивную. Активная стратегия жизни характеризуется высокой степенью рефлексии, приводящей к переориентации зависимости смысла жизни от эгоцентрических потребностей к духовным ценностям, способностью к организации времени жизни и действенной, практической реализацией жизненных планов. Пассивная же стратегия характеризуется соответственно низким уровнем развития данных потенций [1].

В зависимости от степени активности личность либо становиться субъектом собственного жизненного пути, выстраивая субъектную жизненную стратегию, либо вынуждена проживать свой жизненный путь по определенным навязанным, осознаваемым или неосознаваемым общественным правилам, стереотипам. Отсюда формулируется понятие жизненного пути личности. «Жизненный путь рассматривался нами как специфический, развернутый во времени процесс, в котором сталкиваются две основные детерминанты: внешняя и внутренняя, исходящая от самого субъекта. Субъектом становится только личность, способная разрешать противоречие между этими внешними и внутренними детерминантами жизни, таким образом создавая условия для самореализации, самовыражжения» [1, с. 83].

К. А. Абульханова выделяет два направления изучения жизненного пути: структурный и динамический. В структуре жизненного пути она выделяет такие единицы как события, занятия, сферы жизни. Динамический подход предполагает изучение динамики жизненного пути, личностных механизмов и способов жизнедеятельности личности. Отличаясь от биографического и событийного подхода и методов исследования жизненного пути личности, подход, предложенный К. А. Абульхановой, позволяет раскрыть различия не каждой отдельной биографии, а разных типов личностей по способамих организации времени жизни. Именно реализацией типологического подхода к изучению организации времени жизни стала целая плеяда теоретических и экспериментальных исследований, выполненных под руководством К. А. Абульхановой [там же].

Экспериментальные работы в русле этого подхода начались с работы В. И. Ковалева. Им было введено понятие временной трансспективы личности, которая, по мнению автора, является одним из механизмов личностной регуляции [6]. Временная перспектива — это сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, «которое подразумевает особую психическую способность к связыванию этих временных компонентов человеческой жизни в сознании и подсознании» [там же, с.181]. Возникающие интегральные образы служат либо выявлению значения пережитого для определения смысла настоящего, либо раскрытию смысла и значения настоящего для будущего. Ковалевым на основе эмпирических исследований была предложена типология организации времени жизни личностью, в основании которой лежат два фактора: активность — пассивность личности и пролонгированность — ситуативность деятельности личности во времени. Их попарное сочетание позволило выделить 4 типа: стихийно — обыденный («Пчелка»), функционально — действенный («Прагматик»), созерцательно — рефлексивный («Мечтатель» и «Созерцатель») и сознательно — преобразующий («Хозяин судьбы»). Причем типология Ковалева иерархична (первый тип наименее совершенен, последний — наиболее) [6].

Л. Ю. Кублицкене считала, что посредством временной перспективы можно регулировать ценностно — мотивационные структуры личности. Она выделила 6 типов оптимальных и неоптимальных стратегий обращения со временем. За основание типологии был взят деятельный план концепции [5].

В. Ф. Серенкова предположила, что существует два типа планирования времени: по принципу планирования конкретной деятельности и по принципу планирования жизненных перспектив. Планирование времени имеет пролонгированные, содержательные, личностные и субъектные параметры, причем большее значение придается параметру пролонгированности, а именно, его критерию оптимальности — неоптимальности. Оптимальным она считает проблемное планирование, учитывающее жизненные и личностные ресурсы, открывающее возможность наличия множества перспектив [8].

К неосознаваемым компонентам личностной организации времени обращались Н. Ю. Григоревская и Т. Н. Березина. Н. Ю. Григоревская на основе глубинных образных и вербальных представлений выделила 3 типа личностной организации времени по критерию темпоральной свободы, а так же предложила модель множественных временных параметров, состоящую из сознательного (когнитивного и рефлексивного), мотивационно-личностного и неосознаваемого (эмоционально-смыслового и действенно-практического) компонентов [4]. А Т. Н. Березина, обращаясь к проблеме внутреннего времени, исследовала посредством формирования образных гештальтов, как личность на неосознаваемом уровне структурирует свой жизненный путь и свое время [3].

Основываясь на теоретических и практических исследований, проведенных в рамках данной концепции, в лаборатории психологии личности Института психологии РАН была создана компьютерная методика глубинного исследования личности и ее жизненного пути [1].

В заключении отметим основные, сущностные характеристики субъектного подхода к исследованию жизненного пути личности. Концепция личностной организации времени предполагает онтологический характер его организации личностью, которая осуществляется либо в деятельности — специфическом временном образовании, либо в жизни в целом. Личность рассматривается как высший уровень психической организации, который упорядочивает, направляет и координирует психическую деятельность на уровне организма, конкретной деятельности и жизни в целом. Личность может стать субъектом собственной жизни только в случае, если займет позицию «причинности» и авторства по отношению к своей жизни, что будет проявляться в способности к организации времени жизни через согласование внешних и внутренних детерминант для создания самой личностью условий для самореализации и самовыражения. Можно выделить и изучить типичные способы организации времени деятельности и времени жизни личностью с целью их оптимизации.

Исследования личности как субъекта жизненного пути выводит современную психологию на качественно новый уровень развития, так как рассматривают личность не как набор определенных черт и паттернов поведения, а как активного субъекта собственного жизненного пути, выделяя ее ключевую характеристику — способность к самоизменению и саморазвитию.

Литература:

1.      Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. — 365с.

2.      Абульханова, К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / Проблема субъекта в психологической науке. Отв. ред. A. B. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. — С. 13–26.

3.      Березина, Т. Н. Пространственно — временных характеристики мыслительных образов и их связь с особенностями личности / Т. Н. Березина //Психологический журнал. — 1998. — том 13, № 4. — С. 26–19.

4.      Григоревская, Н. Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени: автореф. дис. …канд. психол. наук / Н. Ю. Григоревская — М., 1999. — 25с.

5.      Карпинский, К. В. Психология жизненного пути личности / К. В. Карпинский. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 167 с.

6.      Ковалев, В. И. Особенности личностной организации времени жизни / В. И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: Наука, 1995. — С. 179–184.

7.      Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. Спб., Питер,2000. — 712с.

8.      Серенкова, В. Ф. Типологические особенности планирования личностного времени / В. Ф. Серенкова // Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: Наука, 1995. — С. 192–204.

Похожие статьи

Обсуждение

Оставить комментарий:

войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий