Основные аспекты влияния гаджетов на социум | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 09.05.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Л. Д. Основные аспекты влияния гаджетов на социум / Л. Д. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 459-462. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113894/ (дата обращения: 02.06.2024).



В статье автор исследует аспекты влияние гаджетов на развитие социума: чего больше — положительных или отрицательных аспектов, рассуждает о рисках вторжения гаджетов в жизнь людей. Высказывает свою настороженность по поводу возможности утраты «человечности» и превращения людей в «роботов».

Ключевые слова: гаджеты, аспекты влияния.

В 1920 году в «Сорокоусте» С. Есенин писал:

Милый, милый,

Смешной дуралей,

Ну, куда ты, куда ты гонишься?

Разве ты не знаешь, что

Живых коней заменила

Стальная конница?

С грустью описывая, как жеребёнок пытается обогнать паровоз, подчеркивая неумолимое наступление технического прогресса.

С тех пор минуло 100 лет, но вопрос о плюсах и минусах стремительного технического вторжения звучит не менее остро. Чего больше: приобретений или потерь, или потерь нет и технический прогресс-сплошное благо? Вопросов больше, чем ответов. Нельзя отрицать, что человечество уже не сможет отказаться от гаджетов-технических приспособлений, устройств, технических новинок и наворотов. Но нельзя и отрицать, что стремительное, почти агрессивное вторжение гаджетов в жизнь людей не может не сказаться, или оставить следа, на дальнейшем существовании и развитии человечества.

Каковы же аспекты противоборства или сотрудничества гаджетов и социума?

  1. Аспект первый — медицинский или нейрофилологический.

В настоящее время 89 % детей рождаются с функциональной незрелостью нервной системы, что приводит к нарушениям темпов созревания и развития головного мозга. Это, несомненно, влияет на особенности формирования когнитивной сферы детей. На первом этапе (от рождения до одного года) происходит развитие нервных сетей в стволе головного мозга. Если на данном этапе нет помех, то ребенок начинает своевременно сидеть, ползать, стоять, у него в правильном порядке появляются зубы, ведь рост зубов-яркая иллюстрация онтогенеза головного мозга! Стволовые структуры мозга отвечают за соматическое здоровье человека, отклонения в их развитии приводит к псориазу, бронхиальной астмы, энурезу, эндокринным нарушениям. Причина нарушения — родовые травмы (особенно шейного отдела позвоночника).

На втором этапе (до 7–8 лет) происходит разворачивание нервных связей в правом полушарии. Формируется визуальное и кинетическое (сенсорное, мышечное, обонятельное, осязательное) восприятие. Следовательно, развитие и обучение детей в этот период должно идти целостным способом — через образы, музыку. Нейропсихологи категорически не рекомендуют обучать ребенка знакам до 5 лет. Ранее начало обучения счету, чтению, письму может явиться причиной нарушения развития нервных связей в правом полушарии. Кроме этого, обучение, чтобы не вредить развитию, должно проходить в движении.

Академик И. П. Павлов писал: «Любая мысль заканчивается движением» (проговариванием, прописыванием, постукиванием и т. д.) [2].

Неподвижный ребенок не обучается.

Третий этап развития мозга совпадает с созреванием мозолистого тела между правым и левым полушариями, что соответствует этапу смены молочных зубов. Искажение созревания ведет к снижению интеллектуальной активности, появлению патологической леворукости или обоерукости (амбидекстрии). По данным Л. С. Цветковой у 80 % детей с низкой школьной успеваемостью имеется нарушения созревания головного мозга на первых трех этапах онтогенеза [1].

Четвертый этап развития головного мозга — основной — связан с прохождением нервных сетей через височную долю левого полушария, где находятся функциональные центры речи и слуха.

Пятый этап — развитие лобной доли левого полушария (до 12–15 лет) это функции самоанализа, логики, самоконтроля и само регуляции, постановка целей и программирование, внимание и безусловная любовь. Исследование волновой активности мозга детей, неуспешных в обучении, показывает стрессовое состояние мозга, обусловленное сбоем межполушарного взаимодействия. Такие дети могут использовать при обучении только симпатическую нервную систему, стволовые структуры мозга и правое полушарие, что заранее их обрекает на неуспех в логической системе образования. Кроме того, надо помнить, что мозг всегда «подстраивается» от задних отделов к передним, справа налево и сверху вниз, а значит при сканировании листа или картины человек воспринимает информацию сверху вниз и слева направо. Если же этот вектор нарушен, это непременно скажется на качестве обучения.

Родители не склонны признавать проблемы развития ребенка. С раннего детства дают смотреть мультфильмы в гаджете «чтобы съел кашку», «чтобы не мешал». С гордостью хвастают знакомым об успехах, маленького гения в деле овладения гаджетами. В результате многократного, долговременного обучения у ребенка часто еще с не закрывшимся родничком нарушается естественная проводимость между клетками мозга, мозг постепенно усыхает, развивается слабоумие. Дети становятся вялыми или агрессивными, у них нарушается сон. В результате долгого сидения и статического напряжения, возникают застои крови в шейном и грудном отделах, что приводит к торможению созревания вышестоящих структур, к вертебро-базилярной недостаточности, сколиозом, нарушению зрения из-за постоянного напряжения мышц глаз вблизи, т. к. все дети поначалу дальнозорки. Такое агрессивное ранее развитие вводит незрелый организм в стресс. Получается как в китайской притче: «Крестьянин помогал рисовыми ростками расти и тянул их вверх. К утру все поле полегло». Форсировать развитие незрелого организма, нагружая его информацией из гаджетов, это равноценно тому, что запрягать жеребенка в тяжелую повозку. Клетки мозга, испытывающие стресс, выделяют химические вещества-энкефалины для своей защиты, которые разрушают лимбическую систему, участвующую в обучении и запоминании. Тогда же выделяющийся адреналин активизирует организм на борьбу, что проявляется в гиперактивности и неусидчивости детей. В состоянии мозгового стресса внешние мышцы глаз становятся более сильными для увеличения периферического зрения, а внутренние — более слабыми и растянутыми. Этот рефлекс периферического зрения служит защитной реакцией мозга на переизбыток информации и стресса. Этот же информационный и эмоциональный стресс вызывает рефлекс защиты ахиллова сухожилия, способствующий сокращению икроножной и камбаловидной мышц — это переносит центр тяжести тела на носки пальцев ног и напрягает спину и шею, что приводит к снижению притока в мозг спинномозговой жидкости и снижает его активность. Одно из основных условий успешной адаптаций к обучению — зрелость всех мозговых структур, их своевременное развитие и координированная работа, чему мешает ранее и не дозированное общение с гаджетами.

  1. Аспект второй — лингвистический.

Наше мышление языковое. Язык формируется в результате общения. Дети до 8 лет, лишенные языкового общения, утрачивают способность научиться говорить навсегда. Только находясь в речевой среде ребенок начинает говорить, достигая словарного запаса к году 10–15 слов, к двум годам — уже ста существительных, к трем годам уже более 300 существительных, 50 глаголов, 30 прилагательных, речь постепенно становится фразовая, и к 5 годам все языковые средства достигают минимального уровня зрелости. Л. Н. Толстой писал: «От меня пятилетнего до «Войны и Мира» — один шаг». К 7 годам человек овладевает устной речью, достаточной для дальнейшего обучения. У взрослого человека словарный запас — 5 тыс. слов, Шекспир использовал 27 тыс. слов, А. С. Пушкин — 25 тыс. слов. Человек обогащает свою речь сначала через слова матери, через сказки, пословицы, книги, обучение, фильмы. Великий и могучий русский язык — наш бесценный клад, это единственный код нашей национальной идентификации. Ни в одном языке мира нет столько эпитетов, сравнений, такого ювелирного языкового кружева, которое не переводимо на другие языки, а при переводе теряет свою ценность и самобытность. Не представить себе, как бы звучало по-английски: «Кони залетные, девицы красные, добры молодцы, Москва златоглавая, песни заунывные, танцы залихватские, степи раздольные, дорога разухабистая, хозяева хлебосольные, радушные, Волга-матушка». К сожалению, с появлением гаджетов, русский язык подвергается агрессивному воздействию. Мало того, что в смс почти не употребляются прилагательные, так и сама обиходная речь стала блеклой, скудной, бедной и очень часто вульгарной. Вслушайтесь: «Книга потрясная, фильм фиговый, состояние хреновое и т. д.». Язык гаджетов, изначально английский язык, принес в нашу речь сухость, скудость, невыразительность. Мало того, в русский язык вторглась целая интервенция новых слов, связанных с внедрением в нашу жизнь гаджетов. Одно поколение от другого отделяет целая плеяда непонятных слов, как будто люди говорят на чужом языке: Флешка, сайт, провайдер, пиксели, файл, симка, аватарка, хейтер, чарт, хайп, фейк, инстаграм, конвент, чат, лайки, репосты, твиттер, смайлик, троллить, айфон, ютуб, гугл, роуминг, смс, интернет, флипчарт, юзеры, онлайн, гаджет, хакеры, кибератаки, клик, фейсбук, блоггеры и т. д.

Впору выпускать новый словарь новых слов эпохи гаджетов. Язык телефонных сообщений не только бедный. Люди делают много грамматических ошибок. Наша страна постепенно превращается из самой читающей в очень безграмотную. Речь людей, даже дикторов телевидения и корреспондентов, зачастую косная и неправильно построенная. Теперь нередко рождаются такие шутки:

— Дарья, ты кота поймала?

— Нет, он, собака удрал, свинья этакая, под забором уполз, змеюка!

— А за что ты его ругала?

— Он всю ночь, лошадь этакая, лапами по чердаку цокал, мне спать не давал. Я не выспалась, понеслась на работу, а эта корова завалилась на мою подушку и дрыхнуть, жаба этакая!

— Так у тебя собака или свинья, или змея, или лошадь, или корова, или жаба?

— Не, у меня кот. Васька, Васька, кис-кис-кис. Да теперь не выйдет. У козел упрямый!

При таком катастрофическом оскудении языка как не впасть в отчаяние? Когда замечательного нашего писателя Даниила Гранина спросили, что делать, он ответил: «Кончайте читать смски, начинайте читать книги!»

  1. Аспект третий — психологический.

Предпосылки интеллекта: память, внимание, мышление, воображение и речь формируется и развивается постепенно в процессе обучения и развития. Наиболее благоприятный период развития от двух до пяти лет. Каждый человек получает информацию по-разному: у 36 % людей ведущий анализатор — двигательный, у 34 % — зрительный, у 26 % — слуховой, у 4 % — обонятельный. Моделирование ситуации, когда человек получает информацию статически, визуально через гаджеты, невольно блокирует остальные каналы получения информации, что приводит к информационной депривации и темповой задержке интеллектуального и психического развития. Мышление ребенка изначально наглядно-действенное и только потом наглядно-образное. Лишить ребенка действия, значит лишить его развития. Человек усваивает 10 % из того, что слышит, 50 % из того, что видит, 90 % из того, что делает. Действие, игра — ведущий вид деятельности ребенка. Конечно, в гаджетах имеются игры, и не только для детей, но и для взрослых. Но ведь игра — это удовольствие. Зачастую человек настолько втягивается в компьютерную игру, что не может от нее отказаться, выйти из нее, ее прекратить. Наступает зависимость. Настоящая реальность подменяется виртуальной реальностью, порой со страшными сценами, антигероями, негативными ценностями. Психика истощается, но человек уже сам не в силах разорвать этот порочный круг. Когда же его насильно отрывают от игры, он становится раздраженным, агрессивным, лживым. С компьютерными играми наступила эпоха быстрых удовольствий и ложных представлений (вот умер — вот ожил).

На компьютерные игры работает целая индустрия. На кибер-соревнования 2020 года будет потрачено 1,5 миллиарда долларов. Понятно, что ни бороться с этой лавиной, ни остановить ее уже невозможно. Наступила эпоха геймификации с ее средствами воздействия на сознание и подсознание. Педагогика всегда должна быть выше геймификации. Ребенок жаждет создавать и исследовать. Превосходными занятиями являются игра в кубики, на песке, на свежем воздухе. Нельзя допускать чтобы ребенок видел и познавал мир лишь через экран гаджетов. Уже появился термин «кнопочные дети», маленькие старички, сидящие за компьютерами. Надо бороться за ребенка, за сохранность его психики, уводить его в деятельность, на природу, где он будет активен, позитивен, инициативен. Нельзя давать гаджетам разрушать психику человека, вселять в него негативные или преступные замыслы.

  1. Аспект четвертый — педагогический.

Несомненно, на современном этапе техногенного развития общества невежественно думать, что в обучении, в общении, в профессиональной деятельности можно обойтись без гаджетов. Гаджеты — это и большой объем информации, современная и своевременная их подача, доступность, но, во-первых, происходит разрыв связей между родителями и ребенком. Зачастую родители теряют авторитет из-за меньшей компетентности родителей в области владения компьютером, во-вторых, разрыв связей между учителем и учеником. Сообщать знания и сведения теперь может компьютер. Толк учителя сводиться до минимума, в-третьих, уничтожается воспитательная функция педагога. Ему все труднее «втиснуться» между ребенком и экраном монитора, в-четвертых, размываются и становятся ненужными сами понятия: патриотизм, родина, семья, ведь весь дом — социальная паутина-интернет, в-пятых, какими методами и приемами воспитывать детей, если гаджеты поют им колыбельные песни, рассказывают сказки, дают рецепты, учат готовить, советуют, как жить, в-шестых, владение гаджетами подчеркивает социальное неравенство.

  1. Аспект пятый-социальный.

Кому не знакома картинка: в компании или вагоне метро люди уткнулись в экраны своих телефонов, в полной тишине, погружены каждый в свою реальность. Они общаются в сети. В сети наблюдают, как кто-то печет блины, кто-то играет с собакой, кто-то выкладывает в сеть весь свой день: как поел, как спал, куда пошел. У немецкого писателя Ганса Фаллады есть произведение «Каждый умирает в одиночку». Перефразируем это название к нынешнему состоянию социума: «Каждый проживает в одиночку». Люди разучиваются общаться, радоваться, сочувствовать и переживать за других. В них отмирает что-то человеческое и появляется что-то от роботов, такая планета «человеков-роботов». Но ведь по экрану компьютеру не узнаешь, как пахнут ландыши, не почувствуешь тепла маминых рук, не поможешь бабушке покрыть крышу, и любимый щенок не лизнет тебя в нос с экрана. Появилось общество потребителей. Потребителей услуг и информации. А ведь это старое русское слово «потреблять» оно означает «уничтожать». Это значит, что появилось и множится общество потребителей-уничтожителей, на экранах которых кто-то высвечивает слова: «Ты самый лучший», «Ты этого достоин», «Лучше всех». И это формирует ярко выраженную потребительскую психологию. А кто формирует? Кто этот незримый, могучий, кто диктует человечеству, что делать и как быть? Ведь кто-то стоит за созданием программ, компьютерных игр и рассылок. И куда нас уведет это КТО-ТО? Нельзя допустить, чтобы гаджеты стали целью и смыслом жизни, это всего лишь средство. И при правильном подходе эффективное средство и общение, и развития, и воспитания. В слове воспитание есть приставка «вос», которая в русском языке всегда обозначала движение вверх: восход, восторг, восхождение. Надо надеяться, что при правильной постановке дел гаджеты будут способствовать этому движению вверх, а не утопят нас в «Одиночестве в сети». Японцы, почувствовав эмоциональную скудность языка интернета, первыми решили внести, вдохнуть туда человечности. Вместе со смайликами они придумали эмодзи — графический язык, в котором с помощью картинок выражают эмоции. Вот видите, ничего человеческое не чуждо даже интернету. А значит… значит, есть надежда, что мы будем смотреть и видеть друг друга не только через отверстие видеоискателя в гаджете, и развиты и готовы для объятий будут все пальцы, а не только большой палец правой руки…

Литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Л. С. Цветкова, А.В Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили; Под ред. Л. С. Цветковой — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
  2. Павлов И. П. Об уме вообще, о русском уме в частности. Записки физиолога / И. П. Павлов — М.: «Издательства АСТ», 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, головной мозг, гаджет, развитие, игра, левое полушарие, правое полушарие, русский язык, незрелый организм, периферическое зрение.


Ключевые слова

гаджеты, аспекты влияния

Похожие статьи

Задать вопрос