Формирование познавательного интереса младших школьников средствами наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 07.05.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Приходченко, Е. И. Формирование познавательного интереса младших школьников средствами наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир» / Е. И. Приходченко, Е. Е. Старичевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113744/ (дата обращения: 19.05.2024).



В данной статье раскрыты принципы использования основных средств наглядности. Предложены возможные способы, как привлекать учащихся к созданию наглядных материалов. Приведен комплекс средств наглядности по предмету «Окружающий мир» в рамках УМК «Школа России».

Ключевые слова: познавательный интерес, младшие школьники, урок, принцип, наглядность.

Актуальность. Наглядность играет важную роль в формировании познавательного интереса у младших школьников. Она позволяет младшим школьникам лучше понять и запомнить информацию, а также развивает их воображение и творческое мышление. Визуальные материалы, такие как иллюстрации, диаграммы, схемы и модели, помогают ученикам лучше представить предмет или явление, о котором они учатся, а также делают информацию более доступной и понятной, что способствует активизации познавательного интереса учеников. Наглядность помогает создать эмоциональную привлекательность к обучаемому материалу. Яркие и интересные изображения могут вызывать у детей положительные эмоции и заинтересованность в изучении темы. Кроме того, использование наглядности в процессе обучения способствует активизации различных каналов восприятия учеников. Так, ученики могут видеть, слышать и ощущать предметы и явления, что помогает им лучше усваивать информацию, что особенно важно для младших школьников, у которых еще не полностью сформированы навыки абстрактного мышления [3]. Наглядность играет важную роль в формировании познавательного интереса у младших школьников. Она делает обучение более интересным, доступным и эмоционально привлекательным, способствуя активизации познавательной деятельности детей.

Тема является достаточно изученной, так как она связана с областью педагогики и психологии обучения. В течение многих лет исследователи изучали влияние наглядности на процесс обучения и развитие детей. Однако, в рамках данной темы все еще существуют малоизученные аспекты. Например, можно провести дополнительные исследования, чтобы более глубоко понять, какие конкретные виды наглядности наиболее эффективны для формирования познавательного интереса у младших школьников. Также можно исследовать, какие методы использования наглядности (например, активное участие детей в создании наглядных материалов) могут быть наиболее эффективными. Стоит отметить, что с развитием технологий и появлением новых средств визуализации (например, компьютерные программы, виртуальная реальность) возникают новые возможности для использования наглядности в образовательном процессе. Исследования в этой области могут помочь понять, как эти новые средства могут быть использованы для формирования познавательного интереса у младших школьников.

Цель статьи — раскрыть содержание работы по формированию познавательного интереса младших школьников средствами наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир».

Формирование познавательного интереса младших школьников с помощью наглядности в процессе ознакомления с предметом «Окружающий мир» является важной задачей образования. Одним из основных средств наглядности являются учебные пособия, модели, макеты, карты, фотографии и видеоматериалы. Они позволяют визуализировать информацию и делать ее более доступной и понятной для детей. Например, использование карт и глобусов позволяет детям лучше представить географическое расположение стран и континентов, а модели животных или растений помогают лучше понять их строение и особенности.

Принципы использования основных средств наглядности (учебных пособий, моделей, карт, фотографий и др.):

  1. Принцип доступности: наглядность должна быть понятной и доступной, простой и легко воспринимаемой.
  2. Принцип активности: дети должны быть активно вовлечены в работу с наглядностью, иметь возможность самостоятельно исследовать и изучать предметы, моделировать, рисовать и создавать свои наглядные материалы.
  3. Принцип систематичности: наглядность должна быть интегрирована в учебный процесс и использоваться для углубления знаний на регулярной основе.
  4. Принцип дифференциации: наглядность нужно адаптировать к возрастным особенностям учеников, а также важно учитывать их уровень развития, способности к восприятию информации.
  5. Принцип эмоциональной окрашенности: наглядность должна вызывать положительные эмоции у детей. Использование интересных иллюстраций, видеороликов или демонстрации экспериментов привлекает внимание детей и вызывает у них интерес к изучаемому предмету.
  6. Принцип целенаправленности: для достижения конкретных образовательных целей. Наглядные материалы должны быть выбраны и использованы с учетом учебной программы и задач урока.
  7. Принцип разнообразия: использование разных наглядных материалов, чтобы предоставить учащимся различные способы восприятия информации: учебные пособия, модели, карты, фотографии, видеоматериалы и другие средства наглядности.
  8. Принцип последовательности: наглядность должна вводится в соответствии с логикой учебного процесса, чтобы обеспечить понимание и усвоение материала.
  9. Принцип индивидуализации: некоторым детям может быть интереснее работать с моделями, другим — с картами или фотографиями. Необходимо предоставить младшим школьникам возможность выбора и поддерживать их индивидуальные интересы.
  10. Принцип системности: наглядность должна использоваться на протяжении всего учебного процесса [1].

Соблюдение перечисленных принципов поможет эффективно использовать наглядность в процессе формирования познавательного интереса младших школьников. В образовательном процессе нужно активно привлекать учащихся к созданию наглядных материалов. Предлагайте ученикам различные варианты создания наглядных материалов, такие как рисование, создание моделей, использование компьютерных программ и т. д. Можно использовать групповые формы работы над созданием наглядных материалов, чтобы дети могли обмениваться идеями, учиться друг у друга и развивать навыки коллективной работы. Давайте учащимся конкретные задания, которые они смогут решить, используя наглядные материалы. Например, попросите их создать модель экосистемы или сделать презентацию о животном, используя картинки и фотографии. Предоставьте ученикам возможность самостоятельно изучать тему и находить информацию для создания наглядных материалов, поддерживайте инициативу. Отмечайте оригинальные идеи и творческие решения при создании наглядных материалов. Рекомендуется показывать младшим школьникам примеры уже созданных наглядных материалов, чтобы они могли вдохновиться и получить представление о том, какие возможности есть для создания собственных материалов. Проведите выставку наглядных материалов, созданных детьми, чтобы они могли поделиться своими работами с другими учениками, родителями и педагогами. Это даст им возможность почувствовать себя участниками образовательного процесса и получить признание за свои труды.

Важно учесть, что наглядность должна быть не только информативной, но и эмоционально окрашенной. Для этого можно использовать интересные иллюстрации, видеоролики или демонстрацию экспериментов. Это даст возможность привлечь внимание младших школьников и вызвать у них положительные эмоции, что способствует формированию познавательного интереса.

Однако следует помнить, что наглядность должна быть дифференцированной и адаптированной к возрастным особенностям детей. Необходимо учитывать их уровень развития и способности к восприятию информации. Использование наглядности должно быть целенаправленным и подходить для достижения конкретных образовательных целей, которые стоят перед изучением интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе [2].

Уроки окружающего мира в начальной школе УМК «Школа России» строятся на основе системного подхода к изучению окружающей среды и ориентированы на формирование у детей познавательного интереса к миру. УМК «Школа России» предлагает, что во время урока учитель активизирует предварительные знания учащихся, проводит мотивацию к изучению нового материала, ставит цели и задачи урока, представляет новый материал, используя различные наглядные пособия, интерактивные методы и игры, работу с учебником, где дети находят необходимую информацию и выполняют задания. Также предусмотрены различные практические и творческие задания, которые помогают закрепить полученные знания и умения. Важно подвести итоги урока, обобщить полученные знания и опыт, выявить проблемы и трудности, возникающие у учащихся, сформулировать домашнее задание.

В учебнике «Окружающий мир» для начальной школы в УМК «Школа России» представлены разнообразные темы, которые охватывают такие области, как: природа, человек, общество и культура. В процессе изучения этих тем учащиеся знакомятся с различными явлениями окружающего мира, его закономерностями и взаимосвязями. На каждом уроке должна использоваться наглядность. В учебнике представлены иллюстрации, схемы, таблицы, карты, которые помогают визуализировать информацию и сделать урок более интересным и понятным для учащихся. Следовательно, уроки окружающего мира в УМК «Школа России» предлагают системный подход к изучению окружающей среды, активное использование наглядности и разнообразных методов работы, что способствует формированию познавательного интереса у младших школьников.

Для примера приведем комплекс средств наглядности для первого класса по предмету «Окружающий мир» в рамках программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова (УМК «Школа России»). Тема: «Что у нас над головой?» На этом уроке дети отгадывают загадки о небесных телах, знакомятся с тем, что можно увидеть на небе днем и ночью, изучают различные виды облаков, понятия Луны и Солнца, одно из созвездий звездного неба — Большую Медведицу, слушают рассказ педагога о данном созвездии, учатся изготавливать модель Солнца и созвездий. Дети, как правило, с удовольствием участвуют в моделировании звездного неба при помощи пластилинографии.

Тема: «Что у нас под ногами?» На уроке учащиеся знакомятся с различными видами коллекций камней: гранит, известняк, кремень; учатся сравнивать и классифицировать их по основным признакам, сортировать камни по цвету, форме, размеру, выполняют практическую работу по определению камней с помощью атласа-определителя А. А. Плешакова.

Тема: «Что общего у разных растений?» Данный урок посвящён ознакомлению с различными видами растений. Младшие школьники узнают, из каких частей состоят растения, учатся находить и показывать эти части. Проводится практическая работа по изучению частей растений с использованием лабораторного оборудования. В конце урока дети делают выводы о том, из каких частей состоят различные растения. На уроке используются иллюстрации учебника «Окружающий мир» А. А. Плешакова и гербарные листы.

Тема: «Что растет на подоконнике?» На уроке ученики знакомятся с названиями комнатных растений, при помощи атласа-определителя А. А. Плешакова, учатся определять названия комнатных растений. Ученикам нужно предложить комнатные растения класса и познакомить их с понятием «паспорт комнатных растений». Урок предполагает просмотр видеофильма «Зеленые друзья на подоконнике».

Тема: «Что растет на клумбе?» На уроке дети знакомятся с названиями растений, растущих на клумбе, учатся определять с помощью атласа-определителя А. А. Плешакова их названия, проводят экспериментальную деятельность по посадке семян в горшок, с целью последующего выращивания и пересаживания на клумбу семян бархатцев. Необходим демонстрационный материал (использование компьютера): ученикам предлагается возможность самостоятельно выбрать вопрос на этапе закрепления полученных знаний. Учителю стоит подготовить презентацию «Что растет на клумбе».

Тема: «Что такое хвоинки?» На этом уроке младшие школьники знакомятся с понятиями «хвойные и лиственные деревья», сравнивают ель и сосну, описывают их по плану. Проводится дидактическая игра «С какой ветки детка?». На уроке используется система проблемных вопросов и проблемных ситуаций, игровые моменты, разнообразный раздаточный материал, задания творческого характера, практическая работа [4].

Таким образом, наглядность помогает сделать учебный материал более доступным и интересным для детей младшего школьного возраста, активизирует их познавательную деятельность и способствует развитию их мышления и воображения. Для повышения качества естественнонаучных знаний учащихся необходимо регулярное применение различных средств наглядности.

Литература:

  1. Карпова, Т. Н. Наглядное обучение как эффективный процесс формирования знаний школьников: монография / Т. Н. Карпова. — Ярославль: Принт, 2016. — 196 с.
  2. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. ‒ Москва: Издательский центр «Академия», 2019. ‒ 336 с.
  3. Петрова, Д. В. Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников / Д. В. Петрова. // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 429–431.
  4. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / И. А. Сапронов // ЗПУ. — 2018. — № 3. — С.185–188.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, наглядность, материал, ребенок, урок, школьник, начальная школа, образовательный процесс, практическая работа, учебный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос