О некоторых проблемных аспектах прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 04.05.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Андреев, К. В. О некоторых проблемных аспектах прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства / К. В. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113665/ (дата обращения: 19.05.2024).



Прокурорский надзор за исполнением природоохранного законодательства является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры по обеспечению правовой и экологической безопасности. Однако, несмотря на все усилия, в этой сфере остаются некоторые проблемные аспекты прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства, требующие пристального внимания и решения. В данной работе рассматриваются и предлагаются рекомендации по решению некоторых из них.

Ключевые слова: прокурорский надзор, экологическое законодательство, охрана окружающей среды, перспективы, межведомственное взаимодействие, профессиональная подготовка, ответственность, общественность.

Объект и задачи исследования.

Объект исследования — правоотношения, связанные с практической реализацией прокурорского надзора в сфере защиты окружающей среды.

В работе поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать направления деятельности природоохранных прокуратур, осуществляющих мониторинг соблюдения законности в экологической сфере;

— обозначить правовые средства и меры реагирования прокурора на выявляемые нарушения в области законодательства об охране окружающей среды;

— проанализировать деятельность природоохраннных прокуратур;

— определить типовые нарушения, выявляемые прокурорами при осуществлении надзорной деятельности за соблюдением земельных прав граждан и меры их профилактики;

— выявить проблемы осуществления прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и правоприменения;

— очертить направления повышения эффективности деятельности природоохранных прокуратур в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

Основная часть

Природоохранные прокуратуры во всех субъектах Российской Федерации осуществляют мониторинг территорий и обозначают объекты накопленного экологического вреда. Прокуроры реализуют свои обязанности, учитывая экологическое состояние вверенной им территории, и решают задачу, состоящую в осуществлении результативного надзора за исполнением актов, регулирующих охрану среды и ресурсов. Помимо этого, практическая реализация мер прокурорского реагирования способствует привлечению к ответственности субъектов, допустивших несоблюдение законов, и взыскание ущерба, выступающего возмещением вреда окружающей среде.

В случае выявления факта несоблюдения экологического законодательства прокуратура применяет такие меры прокурорского реагирования: протест; представление; предостережение; постановление.

Анализ деятельности прироохранных прокуратур позволил установить, что в 2023 году выявлено 15271 случаев нарушения закона. В суд направили 1165 исковых заявлений, содержащих факты несоблюдения экологического законодательства. Удовлетворению подлежали 1150 исков. Дела прекращены ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора. Увеличилось на 13,7 тыс. количество представлений в 2023 году по сравнению с 2022 годом (рис.1). В 2023 году представлений было внесено 4288 тыс. Прокуроры направили в суды 1165 исков и заявлений о случаях нарушений экологического законодательства. Удовлетворению подлежало 1150 исков, составленных прокурорами. Природоохранная прокуратура в исследуемом периоде осуществила эффективную деятельность, чем свидетельствуют такие факты: по итогам рассмотрения материалов, подготовленных природоохранными прокурорами к дисциплинарной ответственности привлечено 1523 нарушителя экологического законодательства. Привлечено к ответственности 880 человек по постановлениям прокуроров. В суд направлено 79 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 59 уголовных дел [1,2,3].

Установлены типичные нарушения, допускаемые субъектами, поднадзорными органам прокуратуры, на каждом из трех этапов реализации прав граждан на землю. Типичные нарушения проанализированы на примере деятельности департамента имущественных и земельных отношений, КУ ВО «Фонд государственного имущества», органов местного самоуправления и это несоблюдение правил и условий проведения торгов. Определено, что к ним относят незаконное предоставление земельных участков в пользование нерациональное распоряжение землей и использование ее не по целевому назначению, отсутствие контроля за использованием земель регионального фонда, недоработки в кадастровом учете земель и регистрации прав на них [4].

Установлены проблемы осуществления прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства и правоприменения: недостаточное проведение аналитической работы, несовершенство правового регулирования обращения с объектами природы, подмена обязанностей органов, осуществляющих защиту прав граждан в экологической сфере.

Состояние законности в сфере окружающей среды и природопользования в 2023 году (составлена по данным [6])

Рис. 1. Состояние законности в сфере окружающей среды и природопользования в 2023 году (составлена по данным [6])

На основе проделанной работы были предложены следующие рекомендации. Необходимо концентрироваться на реализации мер наступательного надзора, мониторинге состояния объектов накопленного экологического ущерба, реализации мер прокурорского реагирования, способствующих обеспечению установленного режима охраны объектов накопленного экологического вреда, понуждении уполномоченных органов и власти принимать меры, способствующие безопасному обращению с отходами, выступать с инициативой возбуждения уголовных производств по фактам. Это основные направления повышения эффективности деятельности природоохранных прокуратур области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Особое внимание нужно уделять проведению аналитической работы и совершенствованию материально-технической базы природоохраннных прокуратур [6].

Разъяснение ответственности всем субъектам, которые осуществляют использование объектов природы, позволит добиться высокой эффективности деятельности в этой сфере. Улучшенная координация деятельности между правоохранительными органами и прокуратурой с изъятием подмены полномочий и дублирования функций даст возможность повысить эффективность деятельности природоохранных прокуратур в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [4,5].

Заключение

Результатом проведенного исследования стало получение следующого вывода, что содействию законности в экологической сфере будут способствовать следующие направления деятельности природоохранных прокуратур: использование совокупности профилактических и предупредительных мер для соблюдения законности в экологической сфере; вовлечение в проверки экспертов, обладающих специальными знаниями; наделение полномочиями прокуроров, позволяющими инициировать возбуждение уголовного дела при наличии оснований [6].

Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства имеет большое значение для охраны окружающей среды и предотвращения экологических преступлений. Однако, существуют проблемные аспекты, которые затрудняют его эффективность. Необходимо активно работать над решением этих проблем, проводить систематическую подготовку прокуроров, улучшать меры дисциплинарного воздействия и укреплять сотрудничество с другими органами и структурами. Только тогда прокурорский надзор сможет эффективно выполнять свои функции и обеспечивать соблюдение экологического законодательства.

Литература:

  1. Андреев, К. В. Роль прокурорского надзора в обеспечении экологической безопасности: вызовы и достижения / К. В. Андреев // Российский научный вестник. — 2024. — № 1. — С. 35–37. — EDN QDYFUD.
  2. Арзамасов В. Ю. Совершенствование правовой регламентации уголовной ответственности за нарушения лесного законодательства//Безопасность бизнеса. 2019. № 2. С. 32–38
  3. Арзамасов Ю. Г., Арзамасов В. Ю. Проблема гарантий законности ведомственных нормативных правовых актов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 4. С. 8–21
  4. Арзамасов, В. Ю. Совершенствование мер прокурорского реагирования на выявляемые правонарушения в области законодательства об охране окружающей среды / В. Ю. Арзамасов, К. В. Андреев // Наука в современном информационном обществе: материалы XXXIV международной научно-практической конференции, Bengaluru, 08–09 апреля 2024 года. — Bengaluru: Pothi.com, 2024. — С. 182–191.
  5. Копылова О. П., Медведева С. В. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства // Актуальные проблемы экологического права. 2021. № 3. С. 17–18.
  6. Прокурорский надзор / А. В. Кикоть, О. В. Химичева, Г. Б. Мирзоев [и др.]. — Одиннадцатое издание, переработанное и дополненное. — Москва: ООО «Издательство Юнити-Дана», 2024. — 488 с. — ISBN 978–5-238–03830–8. — EDN FSKEZA.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, прокурорский надзор, экологическое законодательство, экологическая сфера, природоохранное законодательство, прокуратура, прокурорское реагирование, рациональное использование, аналитическая работа, накопленный экологический вред.


Похожие статьи

Задать вопрос