Конфликт в популярной культуре: между отчуждением и демократизацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 07.05.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Старков, Н. А. Конфликт в популярной культуре: между отчуждением и демократизацией / Н. А. Старков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 507-510. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113611/ (дата обращения: 19.05.2024).



Популярная культура в современном мире — это сложное явление, которое охватывает широкий спектр культурных выражений, от музыки и кино до мемов в социальных сетях. Профессор Джон Стори, один из ведущих исследователей популярной культуры, отмечает, что несмотря на изменчивость определений и многочисленные интерпретации, «очевидным отправным пунктом в любой попытке определить популярную культуру является сказать, что популярная культура просто культура, которую широко предпочитают или любят многие люди [1]». Ее значение в современном обществе определяется количеством людей, которых она затрагивает. Популярная культура проявляется через свое влияние на формирование ценностей, стереотипов, а также социальных идентичностей.

С появлением и развитием различных медиа-платформ и технологий, а также социокультурных изменений возникают противоречия в подходах к популярной культуре и ее роли. Актуальность проблемы заключается в ее влиянии на широкий спектр социальных отношений и воздействии на мировоззрение и поведение миллионов людей.

Анализ противоречий в подходах к популярной культуре необходим для понимания ее реального влияния на общество. В современном медиапространстве, где популярная культура играет центральную роль, важно выявить и проанализировать различные точки зрения и концепции для определения истинных механизмов ее влияния и разработки стратегий управления этим влиянием в интересах общества.

Франкфуртская школа, представленная мыслителями, такими как Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер, внесла значительный вклад в критический анализ современной популярной культуры. В своем произведении «Культурная индустрия: Просвещение как массовое обман», философы были среди первых, кто предложил теорию, согласно которой массовые медиа, такие как радио, газеты или телевидение, используют свои накопленные ресурсы для производства низкокачественного контента с целью дальнейшего обогащения:

«Фильмы и радио больше не нужно притворяться искусством. Истина в том, что они просто бизнес, превращается в идеологию, чтобы оправдать мусор, который они умышленно производят. Они называют себя индустриями; и когда доходы их руководителей публикуются, все сомнения о социальной полезности конечной продукции устраняются». [2]

Концепция «культурных индустрий» стала одной из ключевых. Помимо финансового обогащения, мыслители рассматривали культурные индустрии как механизмы, созданные капиталистической системой для контроля массового сознания и манипулирования массами. Критики из Франкфуртской школы подчеркивали коммерческий характер культурного производства и его тенденцию к стандартизации и массовости, что, по их мнению, приводило к потере культурной автономии и индивидуальности. Многие современные ученые продолжают эту линию мышления, особенно в эпоху медийной эпидемии. Вот как Гульдарига Симуханова интерпретирует вопросы популярной культуры:

«Современная массовая культура охватывает практически все без исключения, проникая в них через свои силовые поля. Это, безусловно, приводит к своеобразному усреднению, 'стандартизации и интернационализации типов материального и культурного потребления, источников и содержания социальной информации, образа жизни и типов досуга». [3]

Согласно подходу Франкфуртской школы, популярная культура становится инструментом отчуждения, лишающим индивидуумов их интеллектуальной и культурной независимости. Она изображается как средство, созданное для удовлетворения коммерческих интересов капиталистических корпораций, приоритет которых отдается прибыли перед культурными ценностями и интеллектуальным развитием. Критики утверждают, что популярная культура обесценивает культурное наследие, превращая его в товар для массового потребления, и стимулирует потребительское мышление, подавляя критическое мышление и пропагандируя поверхностное видение мира.

Таким образом, критическая перспектива на популярную культуру, основанная на теории Франкфуртской школы, является важным аспектом понимания ее роли и влияния в современном обществе. Этот подход помогает раскрыть механизмы отчуждения, скрытые за фасадом развлечений и доступности, обращая внимание на необходимость критической интерпретации популярной культуры в контексте ее воздействия на общественное сознание и культурную эволюцию.

Исследования аудитории и британская культурная традиция вносят одинаково ценные вклады в восприятие популярной культуры, но представляют ее в положительном свете. Они подчеркивают значимость роли аудитории в формировании смысла и интерпретации культурного контента. В отличие от подхода Франкфуртской школы, которая видит популярную культуру как инструмент отчуждения, британская культурная традиция акцентирует внимание на творческом взаимодействии между культурными производителями и потребителями. Исследование аудитории раскрывает различные способы, которыми аудитория активно взаимодействует с культурным контентом, добавляя свои собственные интерпретации и значения.

Обсуждение началось с одного из монументальных произведений английского писателя и ученого Рэймонда Генри Уильямса. В своей книге «Культура и общество» он обращается к концепции «индустрии», использованной представителями немецкой школы исследователей медиа и дает свое толкование этого термина. Эта новая интерпретация заложила основу для всей философии британской школы ученых:

«Индустрия, до этого периода, было именем для определенного человеческого качества, которое можно было перефразировать как 'умение, прилежание, настойчивость, усердие'. Но в последние десятилетия XVIII века индустрия начала означать также что-то другое; она стала общим словом для наших производственных и продуктивных институтов, а также для их общей деятельности». [4]

Одним из главных теоретиков этого направления был британский ученый Стюарт Холл. Он известен своей теорией «кодирования — декодирования», согласно которой получатель любого информационного сообщения может интерпретировать его иначе, чем задумывал отправитель, частично подрывая манипулятивный эффект популярной культуры:

«Во время процесса декодирования осуществляется 'семантическая партизанская война' против доминирующей идеологии путем интерпретации предпочтительных значений, заключенных в сообщениях отправителями. Это возможно потому, что нет неизбежной зависимости между кодированием и декодированием: первое может пытаться навязать свои предпочтения, но не может предписать или гарантировать последнее, у которого есть свои собственные условия существования». [5]

Позитивный подход к популярной культуре аргументирует необходимость укрепления роли аудитории и демократизации культурного процесса. Популярная культура становится платформой для самовыражения и взаимодействия, где каждый может участвовать в культурном диалоге и влиять на создание контента. Демократизация популярной культуры способствует разнообразию культурных выражений и повышает доступность культурного контента для широкой аудитории. Этот процесс открывает новые возможности для выражения разнообразных культурных идентичностей и точек зрения, способствуя развитию инклюзивного и плюралистического общества.

Исходя из вышесказанного, позитивный подход к популярной культуре признает значимость роли аудитории в культурном процессе и представляет аргументы в пользу демократизации и усиления взаимодействия между культурными производителями и потребителями, прямо противопоставляясь тезисам Франкфуртской школы. Этот подход открывает новые перспективы для создания более инклюзивной и разнообразной культурной среды, способствуя формированию более демократичного и открытого общества.

Критический и позитивный подходы к популярной культуре представляют собой два противоположных концепта, которые привлекают внимание научного и общественного сообщества. Критический подход рассматривает популярную культуру как инструмент манипуляции, созданный капиталистическими структурами для контроля массового сознания. С другой стороны, позитивный подход, основанный на британской культурной традиции и исследованиях аудитории, выделяет роль аудитории в формировании смысла и интерпретации культурного контента, подчеркивая ее творческое взаимодействие с культурными произведениями.

Глядя на эти концепции с современной точки зрения, важно отметить, что популярная культура — это динамичное явление, постоянно эволюционирующее под влиянием социокультурных изменений и технологических инноваций. Это создает сложные и многогранные отношения между различными аспектами культурной деятельности и общественными процессами. В контексте противопоставления критического и позитивного подходов важно учитывать эту динамическую природу популярной культуры и ее влияние на общество.

Цифровые технологии имели глубокое воздействие на эволюцию популярной культуры, изменяя способы производства, распространения и потребления контента. С появлением интернета и цифровых медиа-платформ границы между производителями и потребителями размылись, открывая новые возможности для самовыражения и участия в культурном диалоге. Одним из ключевых концептов является «пользовательский контент», «...любая форма контента, такая как изображения, видео, тексты, отзывы и аудио, размещенная пользователями на онлайн-платформах агрегации контента, таких как социальные сети, форумы обсуждений и вики [6]». Сама форма взаимодействия аудитории с информацией ставит под сомнение теорию Теодора Адорно и предположения его немецкого коллеги, предполагая, что общественность ставит под сомнение манипулятивные действия системы и создает значения на основе существующих платформ, занимаясь «кодированием — декодированием» [4].

С другой стороны, многие бренды и медиакорпорации намеренно прибегают к маркетинговым уловкам, чтобы получить больше прибыли от пользовательского контента (UGC), тем самым занимаясь манипулятивными действиями в целях извлечения выгод.

Технологические инновации, такие как стриминговые сервисы, хостинговые платформы, социальные сети и блоги, увеличили доступность контента и разнообразие культурных выражений, утвердив платформы, такие как YouTube, TikTok и Instagram[*], как каналы для формирования и распространения популярной культуры. Эти ресурсы значительно ускорили нашу жизнь и обмен информацией, облегчая процессы «кодирования — декодирования» и извлечения прибыли из аудитории гораздо быстрее, чем 100 лет назад.

Социальные медиа и интернет-платформы играют ключевую роль в расширении возможностей аудитории в контексте популярной культуры. Они создают пространство для активного взаимодействия, обмена мнениями и совместного творчества среди пользователей, способствуя формированию сообществ с общими интересами и ценностями. Соучредитель и генеральный директор Socialbakers, платформы для маркетинга в социальных медиа и аналитики, Ян Резаб выразил свое мнение в одной из своих TED-лекций следующим образом:

«Люди сегодня обладают большей властью, чем когда-либо прежде. Они имеют возможность говорить и менять компании, правительства, институты». [7]

Более того, социальные медиа позволяют создателям контента напрямую достигать аудитории, обходя традиционные каналы распространения, и получать обратную связь от зрителей в реальном времени. Это создает уникальные возможности для персонализации контента и участия аудитории в формировании культурного производства, способствуя дальнейшему развитию культурного плюрализма и креативности.

В целом, цифровые медиа и интернет играют ключевую роль в трансформации популярной культуры, делая ее более доступной, интерактивной и разнообразной. Этот процесс подчеркивает важность непрерывного анализа и адаптации культурных стратегий под влиянием технологических изменений, а также активного взаимодействия между производителями и аудиторией в цифровой среде.

В заключение данного эссе важно подчеркнуть значение понимания и анализа роли популярной культуры в современном обществе, особенно в контексте цифровой эпохи. Несмотря на разнообразие подходов и точек зрения на это явление, можно выделить несколько ключевых выводов.

Во-первых, популярная культура является неотъемлемой частью современной жизни, проникая в наше повседневное существование через многочисленные медийные форматы и платформы. Ее влияние на формирование культурных предпочтений, общественного сознания и самоидентификации неоспоримо.

Во-вторых, существуют различные подходы к анализу популярной культуры, включая критическое видение, позитивный подход и теоретический анализ противопоставления. Каждый из них вносит свой вклад в понимание сложной динамики этого явления. Несмотря на кажущееся преимущество мыслителей из британской школы, стремящихся к демократизации популярной культуры, с современными технологиями и знаниями крупные компании и политтехнологи могут успешно управлять большими массами людей, даже если они этого не осознают.

Третий вывод заключается в том, что цифровые технологии значительно изменили ландшафт популярной культуры, делая ее более доступной, интерактивной и разнообразной. Расширенная роль социальных медиа и интернет-платформ способствует активному взаимодействию между аудиторией и производителями контента, что находит отражение в культурных тенденциях и предпочтениях.

Исходя из вышесказанного, для дальнейших исследований роли популярной культуры в современном обществе и цифровую эпоху рекомендуется проведение глубоких исследований о влиянии цифровых медиа на формирование культурных убеждений и ценностей, а также анализ динамики изменений в культурной практике под влиянием технологических инноваций. Кроме того, важно продолжать исследования в области взаимодействия между аудиторией и культурными производителями в цифровой среде для понимания механизмов формирования культурных предпочтений и идентичности в современном обществе.

Литература:

  1. Storey John (2010) «Cultural Theory and Popular Culture. An Introduction», 5–6 (15.03.2024)
  2. Theodor Adorno and Max Horkheimer (1944) «The Culture Industry: Enlightenment as Mass Deception», URL https://www.marxists.org/reference/archive/adorno/1944/culture-industry.htm (дата обращения: 15.03.2024)
  3. Simukanova Guldariga Serikovna (2015) «Mass culture and manipulation with consciousness», 85 (15.03.2024)
  4. Steven Hall «Encoding/ Decoding» (1973) Media and Cultural Studies. KeyWorks. London: Blackwell Publishers, 2001, p.173 (15.03.2024)
  5. Williams R. H. (1950) «Culture and Society» (1958) New York, Chatto and Windus [printed book] URL https://archive.org/details/culturesociety17001850mbp (15.03.2024)
  6. Krumm, J., Davies, N.; Narayanaswami, C. (2008), «User-Generated Content», IEEE Pervasive Computing, 10–11. (15.03.2024)
  7. TEDx Talks (2014) «How social media creates a better world: Jan Rezab at TEDxSSE», Youtube, URL https://www.youtube.com/watch?v=ZcBBHxlH7-w (15.03.2024)

[*]Продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.

Основные термины (генерируются автоматически): популярная культура, позитивный подход, Франкфуртская школа, современное общество, влияние, культурный контент, активное взаимодействие, аудитория, британская культурная традиция, медиа.


Похожие статьи

Задать вопрос