Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 04.05.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Апанасова, И. А. Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике / И. А. Апанасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113604/ (дата обращения: 18.05.2024).



Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеустремленность и дисциплину. Исследование показывает, что систематические занятия способствуют улучшению здоровья учащихся, их общей физической формы и спортивной подготовки.

Ключевые слова: специальная выносливость, спорт, легкая атлетика, тренировки, физическое состояние, здоровье, секция, учащиеся, бег, прыжки, метания, тренировочный процесс, упражнения, бег на дистанции, скорость, интервалы отдыха, скоростная выносливость, абсолютная скорость бега, стресс, иммунитет, результат.

Современный мир требует от человека высокой специальной выносливости, чтобы успешно справляться с повседневными задачами. Именно поэтому так важно заниматься спортом, чтобы укрепить свое здоровье и улучшить свои физические качества. Одним из наиболее эффективных способов повышения специальной выносливости являются занятия легкой атлетикой.

Секционные занятия по легкой атлетике предоставляют учащимся возможность развивать свои физические способности, улучшать координацию движений, силу, гибкость и выносливость. Бег, прыжки, метания — все это не только разнообразит тренировочный процесс, но и позволит ученикам достичь оптимальных результатов. Одним из основных преимуществ занятий легкой атлетикой является возможность развития выносливости. Во время тренировок проводятся упражнения, направленные на увеличение выносливости мышц, сердечно-сосудистой системы и легких. Это значительно увеличивает выносливость учащихся в повседневной жизни и помогает легче справляться с физическими нагрузками [4, с. 480].

Развитие специальной выносливости у учащихся, занимающихся лёгкой атлетикой, — актуальная задача, стоящая перед тренерско-преподавательским составом.

Специальная выносливость необходима бегуну на 100, 200 и 400 м преодолевающему дистанцию с максимальной интенсивностью. В результате прогрессирует утомление мышц и снижается скорость бега.

Для специальной выносливости в беге важную роль играет запас скорости. Существует зависимость между максимальной скоростью на коротком отрезке и средней скоростью в беге на дистанцию, в которой легкоатлет специализируется. Чем больше максимальная скорость превышает среднюю, тем лучше для результата. При определении разницы берется лучший результат бега на 100 м и среднее время преодоления 100 м при прохождении всей дистанции, у сильнейших бегунов мира на 400 м разница составляет 0,9–1,0 с.

Для повышения анаэробных возможностей организма используют упражнения, способствующие повышению алактатных способностей (продолжительность работы 6–15 с, интенсивность максимальная), упражнения, совершенствующие алактатные и лактатные способности (продолжительность работы 15–30 с, интенсивность 90–100 %), упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных способностей (продолжительность работы 30–60 с, интенсивность 85–90 %) [3, с. 176].

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода в интервальной тренировке, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120–130 уд./мин.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения следует различать интервалы отдыха до полного восстановления работоспособности и интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние недовосстановления, что приводит к возрастающей мобилизацией всех резервов [1].

Основным средством развития скоростной выносливости на дистанциях короткого и длинного спринта является преодоление отрезков, равных или даже больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или близкой к ней скоростью.

Скоростная выносливость в спринтерских дистанциях развивается на отрезках от 80 до 150 м, пробегаемых на околомаксимальных скоростях, для бегунов на 400 м — от 200–450 м. Наиболее эффективным средством развития скоростной выносливости является пробегание дистанций 150–300 м (200–600 м — для бегунов на 400 м). Можно применять любые отрезки: 6х120 м; 5х150 м; 4х200 м; различные «лесенки», «горки». Интервалы отдыха (1–3 мин) определяются по восстановлению пульса. Лучший для повторного пробегания пульс — 120 уд/мин. Частота пульса свыше 130 уд/мин свидетельствует о слишком большой нагрузке или о плохом самочувствии спортсмена [3, с. 176].

Важным в развитии специальной выносливости является повышение абсолютной скорости бега на коротком отрезке для создания запаса скорости, что дает возможность пробегать дистанцию с меньшей затратой сил и большей средней скоростью. Для бегуна на 400 м запас скорости определяется (при лучших результатах на отрезке 100 м — 10,8 с и на 400 метров — 47,6 с) так: 47,6:4–10,8=1,1 с.

Интервальный бег на отрезках 100–200 м с максимальной или околомаксимальной скоростью применяется в конце подготовительного периода и начале соревновательного. В соревновательном периоде этот метод не рекомендуют применять более одного раза в неделю.

Основные средства соревновательного метода, контрольный бег проводится как на основной дистанции, так и на более коротких и более длинных за 2–3 недели до ответственных соревнований [2, с. 864].

В заключение нужно отметить, что использование средств специальной выносливости — очень трудная задача, для решения которой требуется полнейшая мобилизация ресурсов организма спортсмена, но это является самым верным путем для повышения спортивного результата.

Кроме того, занятия по легкой атлетике способствуют снятию стресса и напряжения, улучшают настроение и повышают общий тонус организма. Это особенно важно для детей и подростков, которые часто сталкиваются с повышенными требованиями школьной программы и другими стрессовыми ситуациями.

Выводящие тренировки на свежем воздухе также способствуют улучшению общего физического состояния и иммунитета учащихся. Регулярные занятия спортом помогают укрепить здоровье и улучшить физическую форму, что в целом повышает качество жизни и делает человека более уверенным и успешным [2, с. 864].Регулярные тренировки помогают улучшить здоровье, настроение и общее самочувствие, что является необходимым условием для успешного совладения с повседневными задачами и достижения личных и профессиональных целей.

Таким образом, секционные занятия по легкой атлетике являются эффективным способом не только улучшить физическую форму, но и повысить специальную выносливость у учащихся.

Литература:

  1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2021.
  2. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.: ООО «Издательство Астрель», 2022. 864 с.
  3. Суслов Ф. П., Попов Ю. А., Кулаков В. Н. Бег на средние и длинные дистанции. М.: Физкультура и спорт, 2020. 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): специальная выносливость, легкая атлетика, интервал отдыха, скоростная выносливость, дистанция, продолжительность работы, скорость, короткий отрезок, максимальная скорость, тренировочный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос