Отношение к возрасту подростков, занимающихся творческими видами деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 06.05.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Костюченко, О. В. Отношение к возрасту подростков, занимающихся творческими видами деятельности / О. В. Костюченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 352-355. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113576/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с тремя группами — подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью (11–16 лет), и студентов (18–23 лет). Использована методика Б. Заззо «Золотой возраст». Показано, что подростки, занимающиеся творческой деятельностью, значимо чаще выбирают реальный возраст и ориентированы на удовлетворяющее их настоящее, чем их сверстники, не включенные в творческую деятельность. Данная категория подростков значимо реже, чем их сверстники и студенты, ориентирована на прошлое, редко предпочитая уже пройденные возрастные периоды.

Ключевые слова: подростковый возраст, творческая деятельность, возрастной период, ориентация на прошлое, настоящее и будущее.

Каждый возрастной период в онтогенезе характеризуется особой социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и новообразованиями, появляющимися как итог развития в конце периода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Ребенок и подросток от каждого переживаемого ими возраста должны получить все, что этот возраст может им дать для полноценного развития, в связи с чем говорят о необходимости амплификации детского развития (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко). Одним из многочисленных аспектов проблемы возрастного развития является субъективное отношение к своему возрасту и полному жизненному циклу развития человека. Предпочтение того или иного возрастного периода ребенком и подростком свидетельствует о ориентации на прошлое, настоящее или будущее, о специфике мотивационно-потребностной сферы и наличии или отсутствии психологических механизмов защиты личности.

Методический инструментарий, позволяющий установить специфику субъективного отношения к возрастным периодам, базируется на исследовании, проводившемся Бианкой Заззо. Ее беседа включала ряд вопросов, касающихся возраста, в котором хотел бы оказаться ребенок, причин его выбора и др. [5]. А. М. Прихожан была предложена портативная методика, названная «Золотой возраст». В настоящее время используются ее различные варианты [3; 4]. Показаны различия в предпочтениях возраста младших школьников и подростков из разных социальных слоев, на разных уровнях школьного обучения, при разных уровнях интеллектуального развития и обучении по программам разной степени сложности, у мальчиков и девочек [1; 3; 4].

Считается, что на любом возрастном этапе важно ценить свой реальный возраст, свое настоящее, «чтобы тем самым интегрировать прошлое и наилучшим образом подготовить себя для всего того нового, что ждет каждого человека в будущем» (Б. Заззо [5, с. 68]). В школьных возрастах значима удовлетворенность школьной жизнью, а принятие своего возраста как желательного возрастает по мере адаптации к новой социальной ситуации развития [1]. Желание подростков стать старше связано со стремлением к самостоятельности, независимости, а желание вернуться в детство — с тревогой по поводу самостоятельного выбора в рамках самоопределения [2].

В проведенном нами исследовании изучалось отношение к разным возрастным периодам у особой категории школьников — занимающихся творческой деятельностью.

Методика и организация исследования

Решались следующие задачи:

— определить предпочтения возрастов у подростков, занимающихся творческой деятельностью, в том числе у мальчиков и девочек,

— сравнить предпочтения возрастов подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью, а также студентов вузов.

В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 11 до 16 лет, обучающиеся в 6–8 классах, а также юноши–студенты университетов в возрасте от 18 до 23 лет. География проживания испытуемых представляет различные регионы страны, включая Москву и Московскую область, Санкт-Петербург.

Выборка: 49 подростков, средний возраст 13 лет, из них 23 школьника, занимающихся творческими видами деятельности (музыка, танцы), и 26 школьников, включенных только в учебную деятельность; 51 студент, средний возраст 21 год. Среди подростков 32 мальчика и 17 девочек, среди юношей — 11 юношей и 40 девушек.

Использовалась методика Б. Заззо «Золотой возраст».

При сравнении групп применялся критерий Пирсона χ 2

Результаты исследования

Как показали данные, полученные в ходе исследования, в группе школьников, занимающихся творческой деятельностью («творческие школьники»), существуют различия в предпочтениях возраста между мальчиками и девочками (рис. 1). Выявлены статистически значимые различия в оценке разных возрастов творческими школьниками и школьницами (χ 2 =10,003; p=0,009). Мальчики значимо чаще называют в качестве лучшего (желательного, «золотого») возраста школьный возраст, а девочки — молодость. Возможно, это связано с опережающим созреванием и личностным развитием девочек, быстрее, чем сверстники-мальчики, приобретающих ориентацию на будущее. Но возможно, что мальчики в большей мере удовлетворены своей жизнью в настоящем.

Предпочтение возрастов мальчиками и девочками, занимающимися творческой деятельностью (%)

Рис. 1. Предпочтение возрастов мальчиками и девочками, занимающимися творческой деятельностью (%)

При сравнении группы «творческих школьников» со школьниками, не занимающимися творческой деятельностью (группа «школьники»), показаны различия в предпочтении возрастов у мальчиков (рис. 2) и отсутствие различий у девочек. Установлены статистически значимые различия в оценке разных возрастов мальчиками-подростками (χ 2 =7,522; p=0,039). В частности, «творческие школьники» значимо чаще называют в качестве лучшего возраста школьный возраст. У мальчиков, не включенных в значимые для них неучебные виды деятельности и, соответственно, не имеющих дополнительную референтную группу, объединенную общими интересами, наблюдается б о льшая поляризация предпочтений: четверть подростков ориентирована на прошлое (детство), четверть — на будущее (молодость). Статистически значимых различий между девочками, занимающимися и не занимающимися творческой деятельностью, не обнаружено (χ 2 =1,920; p=0,788).

Предпочтение возрастов мальчиками, занимающимися и не занимающимися творческой деятельностью (%)

Рис. 2. Предпочтение возрастов мальчиками, занимающимися и не занимающимися творческой деятельностью (%)

Сравнение трех групп — «творческие школьники», «школьники» и «студенты» (рис. 3) — позволило выявить статистически значимые различия (χ 2 =27,699; p=0,001).

Предпочтение возрастов школьниками, занимающимися и не занимающимися творческой деятельностью, и студентами (%)

Рис. 3. Предпочтение возрастов школьниками, занимающимися и не занимающимися творческой деятельностью, и студентами (%)

Школьники значимо чаще предпочитают школьный возраст, студенты — молодость. При этом около половины всех школьников и студентов ориентированы на настоящее, на свой реальный возраст. Стремление вернуться на предыдущие возрастные этапы, имеющее обычно защитный характер, в наименьшей степени присуще школьникам, занимающимся творческой деятельностью (13,6 %): их сверстники, ограниченные учебной деятельностью, и студенты чаще ориентированы на прошлое (28 % и 23,9 % соответственно).

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Подростки, занимающиеся творческими видами деятельности, значимо чаще, чем подростки, не включенные в творческую деятельность, предпочитают свой реальный возраст, что считается показателем субъективного благополучия.
  2. Подростки, занимающиеся творческой деятельностью, значимо реже, чем их сверстники, не занимающиеся творческой деятельностью, и студенты, ориентируются на прошлое, выбирая пройденные возрастные этапы.
  3. Среди подростков, занимающихся творческой деятельностью, мальчики в большей степени удовлетворены настоящим, чем девочки, девочки в большей мере ориентированы на будущее.

Литература:

  1. Андреева А. Д. Отношение школьников 7–12 лет к своему возрасту как субъективный компонент социальной ситуации развития // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 1. С. 6–14.
  2. Андреева А. Д. Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 42–51.
  3. Кулагина И. Ю., Шумакова Н. Б. Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том13. № 1. C. 3–19.
  4. Толстых Н. Н. Динамика предпочтений возраста в отрочестве и юности // Хронотоп: культура и онтогенез. — Смоленск — Москва: Универсум, 2010. С. 174–181.
  5. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста. — М.: Юрайт, 2024. 406 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческая деятельность, предпочтение возрастов, возраст, мальчик, подросток, реальный возраст, школьник, возрастной период, девочка, школьный возраст.


Ключевые слова

творческая деятельность, подростковый возраст, возрастной период, ориентация на прошлое, настоящее и будущее

Похожие статьи

Задать вопрос