Противодействие санкционному давлению как инструмент повышения экономической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 01.05.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Мельничук, Д. В. Противодействие санкционному давлению как инструмент повышения экономической безопасности / Д. В. Мельничук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 482-485. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113564/ (дата обращения: 19.05.2024).



В представленной статье исследуется взаимозависимость экономической безопасности региона и хозяйствующих субъектов, находящихся на его территории. Определён характер и перечень санкций со стороны США и Евросоюза, направленных на предприятия Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется последствиям санкционного давления на организации Санкт-Петербурга в соответствии с их отраслевой принадлежностью. Выделение последствий и обоснование взаимозависимости уровней подкрепляется статистическими данными на основе показателей доходов бюджета субъекта, оборота предприятий и безработицы населения. Проведенный анализ сфокусирован на временном рубеже конца 2022 г. и начала 2023 г., когда санкционная политика США и Евросоюза существенно изменилась, выбирая в качестве объекта давления технологические возможности, активы Российской Федерации, находящиеся на их территории, а также логистические цепочки.

Ключевые слова: экономическая безопасность, санкционное давление, экономическая безопасность региона, системообразующие предприятия, негативные последствия санкций.

В настоящее время санкционное давление является мощным инструментом государств при реализации внешней политики. Последние десять лет на Российскую Федерацию накладываются различные ограничения США и Евросоюзом. Однако давление оказывается одновременно по двум направлениям: непосредственно на государство и на юридические лица, находящиеся на территории государства. Второе направление наносит косвенный ущерб бюджету страны путём снижения налоговых отчислений и также затрудняет внешний приток денежных средств в экономику страны.

Отечественные учёные уже долгое время разрабатывают механизмы противостояния санкционному давлению, что безусловно позволяет снизить негативный эффект от их реализации, но окончательно избавиться от вновь возникающих рисков невозможно. Разработка универсального механизма труднореализуема на практике, в связи с этим, внедряемые мероприятия направлены на своевременное реагирование и повышение экономического суверенитета как государства, так и организаций, находящихся на его территории.

Экономическая безопасность сложное многокомпонентное явление, состоящее из различных уровней и элементов, развитие которых обеспечивает комплексное развитие общего значения. Все существующие уровни взаимосвязаны, следовательно, развитие даже одного из них приводит к укреплению всей системы. Выбор совершенствования той или иной ступени в общей системе экономической безопасности необходимо аргументировать реальной потребностью и возможностью детального изучения показателей, с целью разработки мероприятий направленных на минимизацию рисков, ликвидацию угроз и повышения эффективности.

Через призму государственного уровня можно выявить цели для нижестоящих, так, в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года экономическая безопасность определяется как состояние защищённости национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство её экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1].

Согласно определению, основной целью является обеспечение защищенности объекта, однако другой, не менее важной целью является обеспечения экономического роста, развития системы и реализации конкретного экономического курса. Соответственно систему недостаточно защищать, необходимо создать такие условия, в которых будет возможно устойчивое развитие.

Санкции в большей степени накладываются на системообразующие организации, что приводит к ослаблению ведущих отраслей экономики, в результате экономическая и национальная безопасность государства заметно снижается. Именно поэтому на постоянной основе со стороны государства выделяются ресурсы на поддержание экономической безопасности крупных организаций из важнейших для экономики отраслей.

В рамках исследуемой тематики целесообразно заострить внимание на макро и региональном уровне, так как сильное санкционное давление оказывается на хозяйствующие субъекты, в результате страдает региональный бюджет поскольку при реализации санкций организации недополучают прибыль, то и снижаются налоговые отчисления по данному налогу. Ставка налога на прибыль для организаций составляет 20 % из которых целых 17 % отчисляется в региональный бюджет, а остальные 3 % зачисляют в федеральный бюджет [2]. Поэтому, воздействуя на экономическую безопасность и получаемую прибыль организациями также повышается и региональная экономическая безопасность.

Ведущие предприятия страны осуществляют деятельность не только внутреннюю, но и внешнюю. От вводимых ограничений их эффективность стремительно снижается и поскольку налог на прибыль таких организаций составляет большую долю бюджета как регионов, так и государства в целом, то перед государством стоит важная задача в их поддержке и укреплении показателей экономической безопасности.

Таким образом, в целях повышения экономической безопасности региона и государства в целом необходимо укрепление системообразующих предприятий, благодаря этому негативное влияние от вводимых в отношении Российской Федерации санкций стремительно снизится.

Среди основных ограничительных мер со стороны США и Евросоюза можно перечислить следующее.

  1. Заморозка активов государства и юридических лиц, находящихся на их территории.
  2. Финансовые ограничения Центрального Банка Российской Федерации, в частности, введение ограничений на переводы денежных средств, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам.
  3. Ограничения импорта на определённые группы товаров и услуг, такие как вооружение и военная техника, высокотехнологические товары и товары двойного назначения, оборудование для нефтегазовой промышленности и энергетического сектора, программное обеспечение и т. д.
  4. Ограничение экспорта определённых товаров и услуг, среди которых газ, нефть, комплектующие, детали и т. д.
  5. Логистические запреты и ограничения в предоставлении помощи развитию.

Перечисленные меры наглядно демонстрируют дестабилизацию в мировой экономике ввиду значительного снижения предложения энергетических ресурсов, что безусловно замедляет развитие стран, активно закупающих подобные товары у России.

Логичным решением со стороны Российской Федерации послужило перенаправление поставок нефти и газа на страны, не поддержавшие санкции, среди которых: Ближний Восток, Азия, Африка и Латинская Америка. Однако не менее важно упомянуть, что не все объёмы энергоресурсов удалось перенаправить, таким образом, спад поставок на западные рынки не сопоставим с ростом поставок на восточные рынки, в результате экономике России всё же нанесён ущерб.

Иные отрасли нельзя назвать незатронутыми негативными последствиями, на некоторые из них оказывается прямое воздействие, другие же пострадали косвенно. Так, особый ущерб помимо энергетического сектора понёс банковский, военно-промышленный и логический.

Негативные последствия от санкционного давления на перечисленные организации не заставили долго ждать. По данным Росстата в январе 2022 г. Доходы бюджета Санкт-Петербурга составили 51 млрд. рублей, расходы 29 млрд. рублей, соответственно наблюдался профицит бюджета в размере 22 млрд. рублей. По состоянию на январь 2023 г. Ситуация значительно изменилась, так доходы бюджета составили 40 млрд. рублей, расходы 41 млрд. рублей, соответственно наблюдался дефицит бюджета в размере 1 млрд. рублей. К февралю 2023 года ситуация осложнилась тем, что несмотря на рост доходов до 47 млрд. рублей, рост расходов достиг 118 млрд. рублей, что привело к дефициту бюджета на 71 млрд. рублей [3].

На протяжении всего исследуемого периода поступления в бюджет Санкт-Петербурга с налога на прибыль организаций снижались как в абсолютном выражении, так и в процентной доле в общих доходах, что безусловно свидетельствует о снижении предприятиями получаемой прибыли из-за ограничений, наложенных на системообразующие предприятия региона.

Переходя непосредственно к ущербу на микроуровне важно отметить, что также по данным Росстата оборот организаций в январе 2022 года составил 2592,2 млрд. рублей, а к январю 2023 году показатель заметно снизился до 2216,2 млрд. рублей, данное положение наглядно демонстрирует снижение деловой активности в результате внедрения санкций в отношении компаний Санкт-Петербурга [3].

Весь перечисленный ущерб нанесён не напрямую, а путём внедрения ограничений для предприятий, находящихся на территории Санкт-Петербурга, соответственно и разрабатывать комплекс мер необходимо по отношению к ним, таким образом возрастёт экономическая безопасность как компаний, так и региона в целом.

Что же касается непосредственно организаций, то увеличение прибыли можно достигнуть различными путями, однако в рамках текущей ситуации стоит заострить внимание на актуальных угрозах, среди которых, как было выявлено ранее, запрет на сотрудничество с западными компаниями и ограничение доступа к технологическим наработкам западных исследователей.

На территории Российской Федерации существует множество предприятий, ведущих разработки относительно переработки нефти, среди них особо выделяется технология физико-химического преобразования структуры молекул углеродов. Существующая установка позволяет входящую нефть подвергать механическому и ультразвуковому воздействию с использованием запатентованного катализатора таким образом, что углеводородные цепочки разрываются и образуют менее сложные углеводородные структуры. Благодаря указанной технологии повышается эффективность процесса подготовки нефти к переработке путём получения молекул жидких углеводородов из более твёрдых алканов.

Что касается банковского сектора, то здесь помимо необходимости в постоянном поиске новых клиентов и внедрением информационных технологий важнейшим аспектом является привлечение ресурсов. Чем большим количеством финансовых ресурсов располагает банк, тем больше прибыли он способен получить в результате инвестиционной и кредитной деятельности.

Последние годы бизнес действует в сложных условиях, курсовые колебания, международная рецессия в связи с появлением коронавирусной инфекции, санкционное давление и т. д. Юридическим лицам необходимо время чтобы разработать план действий в подобных условиях, а тратить денежные средства во время периода перестройки бизнес-процессов никто не желает, то сохранить доходность на прежнем уровне как раз могут помочь банковские депозиты, которые ранее не пользовались должным успехом.

Гибкость сроков и процентных ставок для юридических лиц позволит компаниям подбирать наиболее удобные условия банковских депозитов, что безусловно положительно скажется на денежных потоках Банка Санкт-Петербург. Также с помощью использования банковского депозита организациями можно формировать свои резервы. При этом достижение взаимовыгодных условий среди банковского сектора и бизнеса укрепит экономическое положение страны, от которого обе стороны получат положительный эффект.

Текущее соотношение депозитов физических и юридических лиц в Санкт-Петербурге значительно перевешивает в сторону первых. Согласно статистике, на 01.03.2023 общее количество депозитов в коммерческих банках Санкт-Петербурга составляет 5 696 226 млн. рублей, в то же время из этой суммы депозиты юридических лиц составляют лишь 1 195 112 млн. рублей [4]. Создание более гибкой системы привлечения депозитов от юридических лиц позволит увеличить объём ресурсов, которые в дальнейшем используются для кредитно-инвестиционной деятельности, что безусловно повысит прибыль банков и укрепит их экономическую безопасность.

Переходя к предприятиям оборонно-промышленного комплекса стоит упомянуть, что в основе их экономики лежит модель, согласно которой выручка напрямую зависит от издержек. Иными словами, процент получаемой прибыли от государственных заказов регламентируется на законодательном уровне. Соответственно единственным вариантов для предприятий из данной отрасли остаётся развитие продукции, ориентированной на гражданское использование. Осложняет данный факт наличие монополии в указанной отрасли, предприятия попросту не обладают опытом действий в условиях конкуренции [5, с. 22]. Однако в результате данного факта каждая компания обладает мощной собственной промышленностью, научно-технической, финансовой и кадровой базой [6, с. 85]. В результате этих преимуществ остаётся сфокусироваться на проблеме отсутствия опыта конкуренции на внутренних гражданских рынках и внедрить современные методы управления производственно-технологическими процессами.

Подтверждается необходимость в повышении доли гражданского рынка работами исследователей по данной тематике, так, А. И. Буравлев с помощью модели Кобба-Дугласа выяснил, что при достижении показателя эластичности военного производства равного 0,7 и сохранении показателя эластичности производства гражданской продукции равной 0,56 индекс роста ВВП достигнет величины 1,061, что означает прирост ВВП на 6 % [7, с. 79]. В результате изменения соотношения не только увеличится прибыль компаний, но и возрастёт экономическая безопасность как региона, так и государства в целом.

Логистическая отрасль в совокупности как отмечалось ранее понесла наибольшие потери от санкционного давления ввиду как прямого, так и косвенного ущерба. Крупные морские цепочки поставок в целый ряд стран стали абсолютно невозможными. Поскольку количество грузов для морского транспорта существенно уменьшилось, имеется потребность в срочном переоборудовании активов. Так как в больших суднах отпала необходимость целесообразно переключиться на средние и мелкие судна. Безусловно, масштабное перестроение активов принесёт убытки, однако удастся получить ценные активы.

Ущерб от санкционного давления для разных отраслей сильно колеблется, но несмотря на это необходимо решать актуальные для экономической безопасности задачи, а именно: рост технологического и инновационного потенциала компаний, а также поиск альтернативных потребителей товаров и услуг. Противодействие санкционному давлению сложный многокомпонентный процесс, требующий от организаций возможности быстрого реагирования в условиях быстроизменяющейся конъюнктуры рынка. Помимо перечисленных мероприятий, системообразующие организации нуждаются в серьёзной государственной поддержке в виде финансирования, льгот и получению дополнительных государственных заказов для стимулирования производства.

В результате внедрения предложенных мероприятий экономическая безопасность организаций Санкт-Петербурга в рассматриваемых отраслях возрастёт путём увеличения прибыли, снижению зависимости от западных технологий, оптимизации издержек, расширению клиентской базы и получению дополнительных ресурсов для дальнейшего устойчивого развития. Развитие экономической безопасности региона достигается через укрепление бюджета субъекта за счёт дополнительных зачислений с налога на прибыль организаций и повышения устойчивости системообразующий предприятий.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023).
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.rosstat.gov.ru/ (дата обращения 30.04.2024).
  4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 30.04.2024).
  5. Соболев Л. Б., Куприн И. Л. Повышение эффективности государственных корпораций военно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014, № 35 (272). С. 19–26.
  6. Буравлев А. И. Повышение рентабельности предприятий как основа стратегического управления оборонно-промышленным комплексом // Вооружение и экономика, 2018, № 4 (46). С. 80–86.
  7. Буравлев А. И. Об оценке вклада оборонно-промышленного комплекса в экономику страны // Вооружение и экономика, 2017, № 4 (41). С. 76–80.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, Российская Федерация, давление, млрд, рубль, экономическая безопасность региона, лицо, получаемая прибыль, банковский сектор, косвенный ущерб.


Ключевые слова

экономическая безопасность, экономическая безопасность региона, санкционное давление, системообразующие предприятия, негативные последствия санкций

Похожие статьи

Задать вопрос