Некоторые проблемные аспекты применения нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Авакян, М. Э. Некоторые проблемные аспекты применения нормы об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями / М. Э. Авакян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113559/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье автор пытается определить основные проблемные аспекты применения нормы, регулирующей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, а также проблемы соотношения с иными коррупционными преступлениями.

Ключевые слова: должностное лицо, личная заинтересованность, интерес службы, противоправное деяние, злоупотребление полномочиями, коррупционное преступление.

Таможенные органы Российской Федерации занимают особое место среди государственных органов нашей страны. С целью выявления особенностей должностных преступлений сотрудников таможенной службы первоочередной целью является определение функций и особенностей службы в таможенных органах. Согласно статье 351 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее — Кодекса Союза) на таможенные органы возложены функции по защите национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды; по созданию условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — Союза); по обеспечению исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы [8]. Помимо вышеназванных функций, таможенные органы Российской Федерации согласно ст. 254 Федерального закона № 289 от 3 августа 2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выполняют ряд иных функций. Например [6]:

1) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;

2) совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации;

3) участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров в соответствии с актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации;

4) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях;

5) иные функции, санкционированные данной статьей.

Хотелось бы отметить роль таможенных органов в процессе формирования федерального бюджета. Таможенные органы контролируют уплату таможенных платежей, основная функция которых — фискальная, то есть таможенные платежи являются постоянным источником пополнения части федерального бюджета. Помимо этого, таможенные платежи также выполняют функцию контроля. Благодаря им контролируется экспорт и импорт товаров через государственную границу, что позволяет анализировать и стимулировать внешнеэкономическую деятельность.

Анализируя функции и задачи таможенных органов, а равно государственных служащих таможенных органов, можно сделать вывод, что сотрудники таможенных органов Российской Федерации являются должностными лицами, а именно осуществляют функции представителя власти. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Статьей 285 УК РФ предусмотрена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы — совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которые из корыстной или иной личной заинтересованности он совершает вопреки интересам службы. Данные действия должны входить в круг его должностных полномочий при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выпуск товаров при нарушении со стороны участника внешнеэкономической деятельности порядка таможенного декларирования).

Важным аспектом при квалификации должностной преступности сотрудников таможенных органов и при установлении объективной стороны является определение полномочий лица, совершившего противоправное деяние [10]. Так, если при анализе совершенного преступления будет выявлено, что в должностные полномочия лица не входило совершение определенных действий (бездействий), повлекших общественно-опасные последствия, квалифицировать деяние следует по статье 286 УК РФ [2]. Если же в перечень его полномочий входило совершение таких действий, но их совершение привело к наступлению негативных последствий — квалификация осуществляется по статье 285 УК РФ.

Следует отметить, что при квалификации по данной статье УК РФ важно точно установить субъективную сторону совершенного противоправного деяния. Так, если при расследовании преступления, будет выявлено, что деяние совершено умышленно, а также имеется корыстная или иная личная заинтересованность, преступление будет квалифицировано по статье 285 УК РФ. Если же при расследовании преступления выяснится, что деяние совершено по неосторожности, квалифицировать деяние необходимо по статье 293 УК РФ (Халатность) [9].

Сегодня в Российской Федерации активно реализуется антикоррупционная политика. Деятельность сотрудников таможенных органов достаточно полно регламентирована, но, несмотря на это, искоренить должностную преступность полностью практически невозможно. Так, например, исходя из статистики Северо-Кавказского таможенного управления (далее — СКТУ) за 2022 возбуждено 2 уголовных дела по ч. 1 ст. 285 УК РФ по факту злоупотребления должностными полномочиями из корыстной заинтересованности должностным лицом отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Минераловодской таможни, в результате чего государству был причинен ущерб в размере 564 тысячи рублей, и по факту злоупотребления должностными полномочиями при исполнении государственного контракта на ремонт большого таможенного судна «Порт-Петровск» Дагестанской таможни, в результате чего государству причинен ущерб в размере 1,5 миллионов рублей (всего за 2022 год возбуждено 19 уголовных дел в отношении сотрудников таможенных органов СКТУ). В 2023 году возбуждено 1 уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности ведущим инспектором ОСТП Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни при администрировании утилизационного сбора на ввозимые транспортные средства (всего возбуждено 15 уголовных дел). Анализ статистики Южного таможенного управления (далее — ЮТУ), показал, в 2022 году всего возбуждено 23 уголовных дела в отношении сотрудников таможенных органов, в 2023 году — 25, при этом по статье 285 УК РФ за указанный период ни одного. По статистике Центрального таможенного управления ситуация за 2022–2023 год аналогична со статистикой ЮТУ (ни одного возбужденного дела по статье 285 УК РФ). Согласно приведенному анализу ФТС России злоупотребление должностными полномочиями не входит в перечень часто встречаемых преступлений среди должностных лиц таможенных органов, однако, несмотря на это, прецеденты все же имеются.

Стоит отметить, что возбуждение уголовных дел по превышению должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) среди государственных служащих таможенных органов встречается намного чаще. Оба состава преступлений имеют довольно схожую конструкцию [11]. При этом мы можем наблюдать, что в процентном соотношении по статье 285 УК РФ возбуждается до 5 % от возбуждаемых уголовных дел в отношении должностных лиц таможенных органов, в то время как по статье 286 УК РФ около 20 %. Самым распространенным в настоящее время среди преступлений сотрудников таможенных органов является получение взятки.

Отмечая проблемные вопросы квалификации противоправного деяния по статье 285 УК РФ, хотелось бы обратить внимание, что объективная сторона преступления с точки зрения уголовного права включает в себя как действие, так и бездействие [2]. Однако, цитируя диспозицию статьи: «Использование должностным лицом своих служебных полномочий…», мы понимаем, что путем бездействия, использовать служебные полномочия представляется затруднительным. Постановление Пленума Верховного Суда разъясняет также, что под использованием понимается именно совершение действий, которые хотя и связаны с осуществлением сотрудником таможенного органа своих прав и обязанностей, но не вызывались служебной необходимостью либо противоречили задачам и целям, для достижения которых лицо наделялось соответствующими полномочиями. Иными словами, если при превышении должностных полномочий довольно ясно предполагается совершение активных действий должностного лица, которые явно выходят за пределы его компетенции, то квалификация по статье 285 УК РФ возможна и при полном бездействии со стороны должностного лица, что в свою очередь плохо согласовывается с теми формулировками, которые использует законодатель при конструировании диспозиции анализируемой статьи.

Хотелось бы также отметить, что квалифицировать по статье 285 УК РФ следует в том случае, если деяние повлекло «существенное нарушение прав и законных интересов…». Понятие «существенное нарушение» является оценочным [10]. Аналогичная формулировка встречается и в иных составах должностных преступлений, при этом не вполне понятно, что можно считать существенным нарушением прав и законных интересов. На наш взгляд теория уголовного права должна двигаться по направлению к максимально возможному искоренения оценочных понятий в статьях Уголовного кодекса. Несмотря на то, что Пленум Верховного Суда все же дает разъяснение о том, что понимается под данным понятием, все же нанесенный ущерб может быть оценен по-разному в зависимости от обстоятельств, совершенного противоправного деяния, что на наш взгляд нецелесообразно, если речь идет о службе в государственных структурах [7]. Анализируя статистику СКТУ, приведенную выше, мы видим, что ущерб может составлять как 500 тысяч рублей, так и полтора миллиона рублей.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы делаем следующий вывод. Служба в таможенных органах имеет определенную специфику и задачи, так как связана не только с внешнеэкономическими вопросами нашей страны. Таможенные платежи занимают важное место в формировании доходов федерального бюджета и влияют на доходы государства. По этой причине важно, чтобы должностные лица исполняли свои должностные обязанности в установленном порядке. К сожалению, искоренить должностную преступность, как и преступления коррупционной направленности полностью невозможно, именно поэтому необходимо постоянное совершенствование уголовного законодательства с целью адаптации к новым проблемным вопросам квалификации [12]. Несмотря на то, что преступления по статье 285 УК РФ встречаются реже остальных должностных и коррупционных преступлений, на наш взгляд необходима нормативная конкретизация диспозиции данной нормы и представление ее в новой редакции: «Использование, равно как и неиспользование, должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государств». Также на наш взгляд необходимо внести разъяснения о том, что может пониматься под существенным вредом, конкретизируя ущерб, причинение которого будет образовывать состав преступления.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, № 25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»// Российская газета. 2003. 31мая.

4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Российская газета». 2004. 31 июля.

5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 дек.

6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2018, № 32 (ч.1). — стр. 5082.

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. 30 окт.

8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). — Москва: Проспкт, 2018–512 стр.

9. Андреев В. Л., Дронова Ю. А. О проблемных вопросах квалификации злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 1. С. 9–17.

10. Антонов Ю. И. Оценочные признаки в Уголовном Кодексе РФ: научное и судебное толкование: научное пособие / Ю. И. Антонов [и др.] / под ред. А. В. Галаховой. М.: Норма. 2014. 736 с.

11. Антонова Е. Г., Подковыров Е. А. Проблемные аспекты объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно- исполнительного права: теория и практика. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2016. С. 90–95.

12. Борков В. Н. Критерии отграничения злоупотребления должностными полномочиями от их превышения // Библиотека уголовного права и криминологии. 2016. № 4 (16). С. 21–27.

13. Боровиков, В. Б. Уголовное право. Общая часть: учебник для СПО / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов; под ред. В. Б. Боровикова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 225 с. URL: https://biblio-online.ru/book/ EA9DC587–66C6–4BB7–9635-CAF9689DE5BF/ugolovnoe-pravo-obschaya-chast (дата обращения: 29.03.2018)

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, Российская Федерация, должностное лицо, орган, личная заинтересованность, полномочие, интерес службы, противоправное деяние, существенное нарушение, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Задать вопрос