Особенности использования кейс-технологии в профессиональном развитии педагогов дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 06.05.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Литвинова, А. О. Особенности использования кейс-технологии в профессиональном развитии педагогов дошкольной образовательной организации / А. О. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 408-411. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113542/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье рассматриваются особенности использования кейс-технологии в профессиональном развитии педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: шаг, совместная деятельность, кейс, рациональное решение, использование кейс-технологии, обучающийся, ситуация.

Кейс-технологии представляют собой группу определенных методов обучения, которые основаны на решении конкретных задач. Они относятся к интерактивным методам обучения. Суть метода заключается в том, что обучающийся получает от преподавателя пакет документов, в которых заключена какая-либо проблема, которую необходимо определить, а также выявить пути решения этой проблемы.

Кейс-технология (от англ. «case» — случай) — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Кейс-технология — это инструмент, позволяющий применить педагогам имеющиеся в их багаже теоретические знания для решения поставленных перед ними практических задач [7]. Метод дает отличную возможность развивать у педагогов креативность мышления, формировать умение слушать, а в дальнейшем учитывать альтернативные точки зрения, аргументированно озвучивая свою. При использовании кейс-технологии педагоги имеют возможность проявлять и совершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, а также учиться работе в команде и поиску рационального решения существующих проблем.

Достоинством данного метода является не только получение конкретных знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей, жизненных установок, социально-коммуникативных позиций.

Достоинством является и то, что это технология коллективного обучения и ее составляющей является работа в подгруппах и взаимный обмен информацией. Базовым основанием технологии является создание ситуации успеха — общее достижение. Формируется позитивная мотивация к познавательной деятельности, познавательная активность. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность в более ценных формах сотрудничества [3].

В процессе реализации кейс-технологии решается ряд задач, а именно [5]:

  1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).
  2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).
  3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ).
  4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).
  5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).
  6. Подготовка прогнозов относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ).
  7. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).
  8. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой анализ).

Кейс-технологии опираются на следующую совокупность принципов:

— обучение должно быть индивидуализированным, важно учитывать потребности обучающегося;

— каждый должен быть обеспечен достаточным количеством наглядных материалов;

— теории в обучении должно быть минимальное количество — только основные положения;

— в образовательном процессе важно формировать навыки самоорганизации и самостоятельной работы с информацией.

Сами кейсы могут различаются по разнообразным признакам. Так, выделяют три основных метода кейс-технологии, классифицируемых на основании того какой именно творческой работы они требуют. Рассмотрим их подробнее.

Метод инцидента. Суть метода заключена в том, что обучающийся сам ищет необходимую информацию для принятия решения по предложенной ситуации. Этот метод строится на том, что часто в открытом доступе имеются противоречивые взгляды на события, а следовательно — обучающийся будет вынужден сформировать собственную позицию и на основании этого делать выводы (под позицией здесь понимается как возможность согласиться с чьим-то мнением, так и возможность занять нейтральную позицию и констатировать противоположность мнений).

Метод разбора деловой корреспонденции. В рамках данного метода обучающийся получает кейс с подробным описанием ситуации, туда входит как информация, позволяющая найти решение проблемы, так и документы, не относящиеся к проблеме для того, чтобы обучающиеся сами отбирали необходимую информацию. Также в пакет документов входят вопросы, которые подталкивают обучающихся к правильному решению.

Метод ситуационного анализа. В современном образовательном процессе данный метод является наиболее распространенным. В рамках данного метода обучающийся может глубоко и детально изучить проблему.

Другим способом классификации кейсов является классификация по их сложности. В рамках данной классификации различают:

— иллюстративные учебные ситуации (кейсы) с целью демонстрации алгоритма выявления решения конкретных ситуаций;

— кейс с формированной проблемой, описывающие ситуацию, в которой уже сформулированы проблемы. Цель демонстрации такого материала — обучение диагностики проблемы и самостоятельное принятие решения о способах выхода из ситуации;

— кейсы без формирования проблемы, описывающие ситуацию, в которой проблема не выделена, а описана внутри данных, например, в описании статистики, оценках общественного мнения и пр. Целью использования подобного рода кейса становится обучение самостоятельного поиска проблемы и её решения;

— прикладные кейсы, описывающие конкретную уже сложившуюся ситуацию, задача обучающегося — поиск пути выхода из неё. Целью таких заданий становится развитие навыка поиска путей решения проблемы.

Кейсы имеют типовую структуру. Стандартный методический кейс включает в себя:

— ситуацию (случай, проблему, историю из реальной жизни);

— контекст ситуации (хронологический контекст места, особенности действия или участников ситуации);

— комментарий ситуации, представленный автором, и вопросы или задания для работы с кейсом.

Организация работы с кейсом содержит следующие этапы:

Этап 1. Погружение в совместную деятельность.

Цель: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

Этап 2. Организация совместной деятельности.

Цель: организация деятельности по решению проблемы.

Этап 3. Анализ и рефлексия совместной деятельности.

Цель: выявить образовательные результаты работы с кейсом

Решение же кейса идет по следующему алгоритму:

— на первом этапе идет знакомство с ситуацией и ее ключевыми особенностями;

— второй этап предполагает выделение ключевой проблемы (ключевых проблем), разбор факторов и/или персоналий, которые могут оказывать реальное воздействие на ситуацию;

— в свою очередь третий этап — это предложение концепции или темы для «мозгового штурма;

— на четвертом этапе идет анализ последствий от принятия тех или иных решений;

— пятый этап — это решение кейса, т. е. предложение последовательности действий, указание на вероятные проблемы, а также на механизмы по их предотвращению.

Создание кейсов состоит из следующих этапов: подготовительный, мотивационно-ориентировочный, основной и рефлексивно-оценочный. Рассмотрим их подробнее.

  1. Подготовительный и мотивационно-ориентировочный этапы — данные этапы представляют собой предварительную работу: изучение самой ситуации и самостоятельная проработка теоретического материала; время на подготовку определяется видом кейса, его объемом и сложностью.

Шаг 1. Определение места проведения занятия с использованием кейс-технологии в учебном процессе:

на начальном этапе — ввод, ориентация студентов в проблематику темы (дисциплины), мотивация к обучению;

при завершении изучения — выявление степени освоения материала, контроль и оценка знаний, умений, анализ глубины понимания темы.

Шаг 2. Определение темы, цели, задач.

Шаг 3. Выбор ситуации и разработка кейса.

Шаг 4. Разработка критериев оценивания решения кейса и его представления.

Шаг 5. Формирование «группы экспертов» для оценки результатов работы обучающихся (команд) над кейсом (при необходимости).

Шаг 6. Разработка обучающимися вариантов решения кейса на основе проанализированной информации.

1. Основной этап — проведение занятия по результатам работы над кейсом.

Шаг 1. Представление и защита варианта решения предложенного кейса.

Шаг 2. Координация группой экспертов работы обучающихся по представлению вариантов решения кейса, контроль за выполнением правил участия на занятии.

Шаг 3. Организация оценивания предложенных вариантов решений кейса.

Шаг 4. Предоставление информации о существующих вариантах решения кейса в практике (если есть).

Шаг 5. Совместный анализ предложенных обучающимися (командами) и существующих в практике (если есть) вариантов решения кейса.

Шаг 6. Совместное подведение итогов, выбор оптимального варианта решения кейса.

2.Рефлексивно-оценочный этап — завершающий этап.

Шаг 1. Рассмотрение результатов работы над кейсом с позиции установления междисциплинарных связей в решении профессиональных задач.

Шаг 2. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы.

Шаг 3. Самооценка результатов работы над кейсом, выявление приобретенных профессиональных знаний, умений, развития личностных качеств.

Шаг 4. Совместное подведение итогов, выбор оптимального варианта решения кейса.

Значимость кейс-технологии в профессиональном развитии педагогов дошкольных организаций отмечают такие авторы как О. Н. Бондаренко [2], Н. С. Абрамова [1], М. И. Колдина [1], Е. А. Донченко [4], О. Г. Смолянинова [6], Л. Г. Храмова [6] и О. Б. Лобанова [6].

Так, О. Н. Бондаренко отмечает, что «кейс-технология способствует развитию самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою. С помощью этого метода педагоги имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы» [2, с. 15].

Н. С. Абрамова и М. И. Колдина считают, что кейс-технология «развивает аналитические (умение классифицировать, определять важную и второстепенную информацию, находить пропуски информации и восполнять ее недостаток), оценочные навыки, навыки самоанализа (несогласие принять сторону других участников склоняет к анализу своего и прочих мнений), учит работать в команде, применять на практике теоретический материал, помогает увидеть неоднозначность проблем в реальной жизни в профессиональной сфере и на бытовом уровне, и находить более рациональное решение» [1, с. 35].

Е. А. Донченко считает, что «использование кейс-технологии позволяет повысить качество обучения, т. к. ориентировано на активизацию педагогической позиции и отличается большой степенью самостоятельности при решении ситуации, проблемностью, самоконтролем со стороны обучающихся и высокой степенью коммуникации» [4, с. 55].

О. Г. Смолянинова, Л. Г. Храмова и О. Б. Лобанова основной особенностью кейс-технологии считают «развитие творческих и коммуникативных навыков педагогов, обучение их анализу внутренних и внешних условий, оценке альтернатив и формирование готовности принятия решений» [6, с. 343].

Таким образом, мы можем сделать вывод, кейс-технология — технология коллективного взаимодействия, важным составляющим которой выступает работа в группе или подгруппе, взаимный обмен информаций. Так же в рамках кейс-технологии идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Литература:

  1. Абрамова, Н. С. Кейс-технологии в профессиональном образовании [Текст] / Н. С. Абрамова, М. И. Колдина // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 4. — С. 34–43.
  2. Бондаренко, О. Н. Кейс-метод как современная образовательная технология / О. Н. Бондаренко [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url (дата обращения: 05.08.2022)
  3. Гришина, И. В. Профессиональная компетентность директора школы: Теория и практика формирования: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук [Текст] / И. В. Гришина; ФГБОУ ВО «Ленинградский государственный педагогический университет». — СПБ, 2019. — 443 c.
  4. Донченко, Е. А. Возможности технологии «кейс-метод» [Текст] / Е. А. Донченко // Интерактив плюс. — 2020. № 15. — С.49–57.
  5. Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5947/1/mon00069.pdf (дата обращения: 05.09.2023).
  6. Смолянинова О. Г. Реализация кейс-технологий в профессиональной подготовке [Текст] / О. Г. Смолянинова, Л. Г. Храмова, О. Б. Лобанова// Инновации. Наука. Образование. — 2020. № 54. — С. 342–349.
  7. Ярушина, М. И. Применение кейс-технологии при формировании профессиональных компетенций [Текст] / М. И. Ярушина // Инновационные технологии в науке и образовании: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф.. — 2020. — № 3. — С. 145–151.
Основные термины (генерируются автоматически): шаг, кейс, совместная деятельность, использование кейс-технологии, рациональное решение, ситуация, этап, обучающийся, проблема, решение.


Ключевые слова

совместная деятельность, кейс, обучающийся, ситуация, шаг, рациональное решение, использование кейс-технологии

Похожие статьи

Задать вопрос