Понятие и сущность акта международного терроризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 18.04.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Дзугаев, О. А. Понятие и сущность акта международного терроризма / О. А. Дзугаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113115/ (дата обращения: 16.05.2024).



В статье рассматриваются вопросы определения понятия акта международного терроризма. В настоящее время данный вопрос становится актуальным в связи с расширением сферы международного взаимодействия. При этом до настоящего времени не сформировалось единого подхода к пониманию сущности акта международного терроризма. Это обуславливает необходимость рассмотрения различных взглядов на данный вопрос.

The article deals with the definition of the concept of an act of international terrorism. Currently, this issue is becoming relevant in connection with the expansion of the scope of international cooperation. At the same time, a unified approach to understanding the essence of an act of international terrorism has not yet been formed. This necessitates consideration of different views on this issue.

В целях борьбы с терроризмом был принят Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», предусматривающий возможность обеспечения жесткого правопорядка в зоне контртеррористической операции без введения режима чрезвычайного положения, даже при угрозе актов терроризма, а не только при их совершении.

Федеральным законом от 6 июля 2016 года № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» в Уголовный кодекс РФ введена ст. 361 «Акт международного терроризма» [1].

Терроризм — это сложное и многогранное явление, анализ которого может быть произведен с различных точек зрения: политической, идеологической, экономической, исторической, криминологической, психологической, культурологической и прочих. Говоря о терроризме, следует понимать, что террористическая активность является наиболее опасной разновидностью преступлений против человека, общества и государств [10].

Опасность терроризма заключается в том, что он нарушает именно общественную безопасность, то есть создаёт обстановку неуверенности среди населения в целях влияния на решения, принимаемые органами власти разных уровней.

Суть терроризма заключается в совершении общественно опасных деяний в отношении жизни и здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов, с целью принуждения к принятию требуемых террористами решений.

Также терроризм — один из самых дестабилизирующих факторов для всего российского и мирового сообщества. С развитием времени, ужесточаются способы совершения и реализации, создавая все большую опасность для общества. Анализируя Особенную часть Уголовного кодекса РФ, нельзя не обратить внимание на то, что данная группа преступлений помещена в отдельную главу — 24 глава под названием «Преступления против общественной безопасности», что свидетельствует о высокой общественной опасности составов, входящих в главу [4].

Понятие террористического акта становится ключевым в общеправовом смысле и используется правоприменителем для осуществления не только уголовно-правовых, но и политических, организационных, социально- экономических, информационных, правовых (административных, гражданских, уголовно- процессуальных и др.), культурно-образовательных, технологических и иных мер по противодействию терроризму [11].

Б. В. Сидоров определяет акт терроризма, совершенный вне пределов Российской Федерации, как транснациональный, т. е. совершенный за пределами национальных границ государства. Он указывает, что транснациональный терроризм — это лишь элемент структуры международного терроризма, т. е. распространяющегося на многие народы, интернационального террористического акта, осуществляемого, возможно, даже в одной стране, но направленного на дестабилизацию международной обстановки, нарушение миропорядка, мирного сосуществования государств и народов, развязывание войны и т. д. [12].

Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует глубокое раскрытие термина международного терроризма [2]. В ст. 126 Уголовного кодекса Республики Беларусь регламентирован акт международного терроризма, за совершение которого установлена уголовная ответственность. Более того, кодекс содержит определение данного преступления [8].

Наибольший интерес для нас представляет вопрос включения в Уголовный закон новой статьи — 361 УК РФ «Акт международного терроризма». Появление новых правовых норм тесно связано с развитием общественных отношений и, как правило, сопровождается возникновением трудностей в правоприменительной деятельности, по причине отсутствия следственной и судебной практики.

Вместе с тем доктринальные наработки и международно-правовые положения позволяют оценить акт международного терроризма как особую форму насилия универсального значения, т. е. дестабилизирующего мирную жизнь и затрудняющего эффективную реализацию своих потребностей и интересов представителями всего международного сообщества. Так, еще в 70-х гг. ХХ в. Дж. Дугард под международным терроризмом предложил понимать насильственные акты, имеющие целью вызвать политические изменения, которые подрывают международные отношения и которые международное сообщество рассматривает как несовместимые с желаемыми нормами поведения [3]. В ст. 2 проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме ее разработчики определили, что цель международного терроризма заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения [6].

Предусматривая в российском уголовном законодательстве ответственность за совершение акта международного терроризма, законодатель фактически осуществляет международные обязательства на внутригосударственном уровне, прежде всего в интересах своих граждан и в целях обеспечения суверенитета и безопасности собственного государства. Вместе с тем, указав в диспозиции статьи на действия, подвергающие опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации, законодатель фактически описывает характеристики террористического акта национального, а не международного. На внутригосударственный характер террористического акта указывает также и направленность указанных действий против интересов Российской Федерации [7].

Специфической чертой акта международного терроризма, которой, на наш взгляд, в значительной мере обусловлена разработка оптимальной формы уголовно-правового реагирования, выступает наличие у террористов притязаний на обладание властью, адресованных субъектам политического процесса (государствам, союзам государств, нациям, классам, политическим партиям, элитам, лидерам и т. д.) [5].

Содержание власти составляют способность, право и возможность оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение, нравы и традиции людей, их общностей, на само существование и деятельность организаций, государств и регионов мира с помощью различного рода средств — закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения, устрашения. Криминальные реалии в России и в мире свидетельствуют о том, что субъекты международно-террористической деятельности стремятся включиться во внешнеполитические процессы, представляющие собой результат взаимодействия конкретного государства с другими государствами в рамках системы международных отношений, чем ставят под угрозу мирное, стабильное, безопасное существование и прогрессивное развитие участников международного сообщества.

В доктрине российского уголовного права большую критику вызывает статья 361 УК РФ, в которой акт международного терроризма определяется как совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий. Таким образом, акт, совершенный на территории Российской Федерации международным уже не будет восприниматься, а также им не будет являться акт, направленный не против граждан или интересов Российской Федерации» [9].

Представляется, что под актом международного терроризма следует понимать совершение взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации либо лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 10.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2023) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
  2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
  3. Басецкий И. И., Легенченко Н. А. Терроризм: генезис явления и международный опыт борьбы. Минск, 2001. С. 23.
  4. Витвицкая В. В. Понятие международного терроризма в международном и национальном уголовном праве // Сборник научных работ серии «Право». 2019. № 4 (16). С. 22.
  5. Глухова А. В. Политические процессы: учеб. пособие. Воронеж, 2009. С. 8.
  6. Доклад Специального комитета, учрежденного резолюцией 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1996 г. Шестнадцатая сессия (8–12 апреля 2013 г.). Документ ООН A/68/37. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N13/292/54/PDF/N1329254.pdf?OpenElement. Дата обращения 25.07.2023.
  7. Макарова И. А. О криминализации акта международного терроризма // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 4(39). С. 338.
  8. Милецкий В. П. Международный терроризм: политико-правовое измерение теория и практика противодействия // Всероссийский криминологический журнал. 2017. № 1. С. 182.
  9. Минязева Т. Ф., Серебренникова А. В. Противодействие террористической деятельности в России и Германии // Евразийская адвокатура. 2017. № 2. С. 62–68.
  10. Степанян И. С. Понятие «акта» международного терроризма // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 1(88). С. 208.
  11. Серебренникова, А. В. Акт международного терроризма и акт агрессии в УК РФ и уголовном законодательстве ФРГ: точки соприкосновения // Союз криминалистов и криминологов. 2019. № 1. С. 116.
  12. Сидоров Б. В. Новое в определении терроризма, международного терроризма, террористского акта и акта международного терроризма и проблемы совершенствования российского уголовного законодательства // Вестник экономики, права и социологии. М., 2017. № 2. С. 119.
Основные термины (генерируются автоматически): международный терроризм, Российская Федерация, акт, международное сообщество, мирное сосуществование государств, неприкосновенность граждан, общественная безопасность, терроризм, террористический акт, Уголовный кодекс РФ.


Похожие статьи

Задать вопрос