К вопросу о правовом регулировании деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Жоголев, Д. С. К вопросу о правовом регулировании деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / Д. С. Жоголев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113095/ (дата обращения: 16.05.2024).



В статье рассмотрены проблемные аспекты правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Ключевые слова: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, несовершеннолетний, правовое регулирование.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних является одной из приоритетных социальных задач Российской Федерации. Для этой цели был разработан Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который регулирует и устанавливает правовой статус Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних (далее КДН) обладает особым статусом в Российской Федерации так как стоит в центре системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так же стоит отметить тот факт, что история комиссии началась с 1918 года и насчитывает уже больше века, что подтверждает необходимость существования данного органа [1, с.85].

Несмотря на долгую историю КДН всё ещё сохранились проблемные аспекты в её правовом регулировании. Одной из проблем правового регулирования КДН является отсутствие единого законодательства, регулирующего деятельность КДН и её образования на федеральном уровне, а также недостаточной квалификации сотрудников КДН [2, с.154].

В настоящий момент полномочия по созданию и организации деятельности КДН возложены на законодательства субъектов РФ, что при отсутствии единого правового регулирования влечёт за собой различия задач, принципов и иных основополагающих аспектов деятельности КДН в каждом субъекте РФ.

По поводу важности систематизации законодательства, регулирующую деятельность КДН в единую систему, будет важным отметить позицию Е. В. Ильговой, она утверждает, что отсутствие единого законодательства в данном аспекте значительно ухудшает возможность обеспечения защиты прав несовершеннолетних [3, с. 23].

Указанная позиция о создании единого федерального законодательства о деятельности КДН подкрепляется и тем, что одной из функций КДН является координация деятельности системы профилактики, что сильно затрудняется в отсутствии единого законодательства.

Позиции о необходимости создания федерального законодательства о деятельности КДН придерживаются не только многие исследователи, но и работники самой системы, которые сталкиваются с этой проблемой на практике [4, с.197]

О. Ю. Тамбова, кроме отсутствия единого законодательства так же выделяет проблемный аспект в кадровом обеспечении КДН [5, с.64].

В нынешнем федеральном законодательстве отсутствует конкретный перечень требования к составу КДН и критериям их подбора, что, к примеру, может повлечь за собой вынесение решений КДН по правонарушениям с нарушениями законодательства.

Необходимость введения определённых критериев для сотрудников КДН необходим так же в связи с тем, что для работы с несовершеннолетними необходимы специалисты в этой области, так как профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для большей эффективности должна проводиться педагогами и психологами с соответствующим опытом работы. В настоящий момент на практике в КДН обычно входят люди с административным опытом работы, например руководители органов, данные члены Комиссии безусловно должны находится в её составе, но для гармоничной и эффективной работы состав Комиссии должен сочетать как административную часть, так и социально-педагогическую, и психолого-педиатрическую.

Для примера представляется возможным рассмотреть состав областной, территориальных и муниципальных КДН Новосибирской области, регулируемых Законом Новосибирской области от 5 декабря 2017 года № 224-ОЗ «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области» [6].

Так в состав комиссии по делам несовершеннолетних входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены комиссии, в количестве не менее восьми человек. В комиссии областного уровня председателем является заместитель Губернатора Новосибирской области, в территориальной комиссии руководитель территориального органа областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, председателем муниципальной комиссии является заместитель главы муниципального образования Новосибирской области.

К остальным членам комиссии при наборе применяется основной критерий — достижение возраста 21 года.

Но также имеется и дополнительный критерий — опыт работы с несовершеннолетними.

Критерий набора в комиссию в формулировке «граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними» довольно обширен и не конкретизирован, что влечёт за собой риск принятия в комиссию кадров с недостаточной квалификацией.

Также для увеличения эффективности КДН в научном сообществе предлагается ввести в состав комиссии новых штатных сотрудников. Увеличение штата комиссии позволит снизить нагрузку на действующих сотрудников и увеличить эффективность работы действующих сотрудников и комиссии в целом.

В заключении стоит отметить, что разработка и принятие единого федерального законодательства, регулирующего деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также введение единых критериев для подбора сотрудников в комиссию требуют длительной и продуманной работы.

Литература:

  1. Банщикова С. Л. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: перспективы деятельности в России // Вестник СИБИТа. 2018. № 3(27). С. 85–91.
  2. Волосова Н. Ю., Баловнева В. И., Шмелева Е. С. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемные вопросы // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 3. С. 152–156.
  3. Ильгова Е. В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 5. С. 19–25.
  4. Кирюшина Н. Ю., Морозова Л. Б., Кочнева Е. М. Правозащитный потенциал комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). С. 196–201.
  5. Тамбова О. Ю. Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и перспективы развития // Lex russica. 2015. № 1. С. 59–66.
  6. О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 05.12.2017 N 224-ОЗ — Доступ из справ.-правовой системы Гарант. — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): Новосибирская область, единое законодательство, правовое регулирование, дело, единое федеральное законодательство, защита, опыт работы, Российская Федерация, состав комиссии, член комиссии.


Похожие статьи

Задать вопрос