Использование ИКТ-технологий в деятельности учителя начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сухина, Е. А. Использование ИКТ-технологий в деятельности учителя начальных классов / Е. А. Сухина, Т. Е. Бабурина, И. Б. Котельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112961/ (дата обращения: 17.05.2024).



Информационные технологии — это неотъемлемая часть современного мира. Применение ИКТ в учебной практической деятельности учителя начальных классов позволяет задействовать разнообразные формы донесения информации (знаний), ИКТ участвуют в развитии необходимых навыков школьников, а также автоматизируют часть задач учителя.

Ключевые слова: современные технологии, информатизация, икт, начальные классы, младшие школьники.

  1. Введение

В сегодняшней практике учитель часто применяет ИКТ в процессах подготовки к уроку и при проведении учебных или внеклассных занятий. Актуальность компьютерных технологий повышается в связи с развитием дистанционного обучения и всеобщей цифровизации различных процессов. С развитием техники менялось и истолкование понятия ИКТ. Сегодня информационно-коммуникационные технологии крайне широко обсуждаются в контексте педагогической практики.

В рамках данной статьи считаем наиболее подходящим определение ИКТ кандидата педагогических наук Ф. Б. Асановой, «ИКТ — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [1].

В данной статье рассматриваются критерии для проведения успешного урока с применением компьютера, а также иных средств ИКТ, к которым относим: проектор, принтер, интерактивную доску, специализированное программное обеспечение, цифровые ресурсы (картографические сервисы, онлайн-библиотеки, словари, системы поиска информации и т.д.).

В статье автором приводятся форматы учебных материалов, иллюстрируется их применение в деятельности учителя начальных классов.

  1. Основная часть

Отметим, что первостепенная роль ИКТ — расширение возможностей учителя в части применения разнообразного графического, аудио и видеоматериала. При этом повышается интерактивность обучения, качество усвоения материала.

Новые современные технологии должны внедряться, но традиционные методические подходы к обучению не должны быть утеряны из образовательного процесса. В статье подчеркивается оценка целесообразности применения компьютера на уроке и других средств ИКТ. При внедрении мультимедийных и иных форм ИКТ в обучение считаем приемлемым следовать ряду рекомендаций, которые сформулированы автором данной статьи на основе изученного теоретического материала и научных публикаций, сформулированы на основе опыта учебной практики.

  1. Созданные или найденные материалы соотносятся с содержанием темы в учебнике, нормативными актами Министерства образования науки РФ, рекомендациями по созданию учебных программ.
  2. ИКТ применяются для объяснения наиболее сложных тем с целью их эффективного усвоения младшими школьниками.
  3. Применяются ИКТ для уроков, требующих максимальной интерактивности обучения и внимания школьников.
  4. Применяются ИКТ с целью демонстрации темы на основе широкого разнообразия типов и форм информации.
  5. Применяются ИКТ с сохранением ведущей роли учителя.
  6. Применяются ИКТ с целью развития творческой и познавательной активности младших школьников.

Полагаем, что приведенные рекомендации минимизируют применение ИКТ без обоснования их педагогической ценности в контексте конкретной учебной темы. Стоит отметить, что данный перечень является авторским и возможен к дополнению в дальнейшем, в рамках более детального изучения данного аспекта научной статьи.

Классификация моделируемых ИКТ продуктов, которые возможны к применению в рамках деятельности учителя начальных классов, велика. Обозначим наиболее популярные форматы материалов:

  1. тренажеры;
  2. мультимедиа презентации;
  3. анкеты;
  4. почтовые сервисы, мессенджеры
  5. программы для работы с текстом.

Тренажеры — это комплекс типовых заданий для отработки навыков или закрепления знаний. Задания могут быть представлены как в форме опроса/ теста с вариантами ответа, так и предполагать подробное решение. Данный формат может применяться для отработки знаний гуманитарных дисциплин, математики, в рамках творческих занятий.

Мультимедиа презентации — это тип оформленной информации в заранее заданной последовательности с содержанием текста, изображений, схем, видео, звукового ряда и т. д. Информация отображается на слайдах, применяется для объяснения нового материала, для иллюстрирования теоретического материала, для развития творческого мышления младших школьников. Данный материал имеет качество наглядности, вариативность в оформлении презентации широка. Презентации повышают вовлеченность младших школьников в процесс обучения.

Анкеты — формат материала для применения во внеурочной деятельности с автоматической обработкой ответов. Функции автоматизации учета и сбора статистики позволяют сделать выводы учителю в крайне сжатые сроки и сконцентрировать внимание на решении вопросов и проблем или продолжить учебную деятельность без корректировок.

Почтовые сервисы — цифровой инструмент коммуникации учителя с родителями. Подходит для хранения цифровых творческих материалов младших школьников, а также для взаимодействия с коллегами с целью обмена опытом и тиражирования лучших практик внутри учебной организации.

Текстовые редакторы и программы применяются для поурочного планирования. Для формирования конспектов занятия или дополнительной деятельности.

Вышеназванные форматы, которые являются информационными коммуникационным технологиями (ИКТ), совершенствуют деятельность учителя начальных классов и повышают эффективность коммуникации между учителем и младшим школьником.

Благодаря мультимедийному характеру учебных материалов повышается вовлеченность младших школьников и возрастает качество усвоения материала.

  1. Выводы

Информационные коммуникационные технологии совершенствуют познавательную функцию образовательного процесса, а их освоение учителем автоматизирует некоторые задачи учета, контроля данных, упрощает систематизацию информации. С развитием технологий доля учителей начальных классов, которые активно применяют в своей деятельности ИКТ будет расти. Цифровизация образовательной сферы также способствует оснащению учебных заведений современными техническими средствами ИКТ. Ценность данной научной статьи заключается в авторской оценке обоснования применения ИКТ в деятельности учителя и в описании форматов применения ИКТ в работе педагога.

Литература:

  1. Асанова, Ф. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития креативных способностей учеников на уроках технологий / Ф. Б. Асанова // ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». — Симферополь. — 2018. — C. 284–288.
  2. Глотова М. Ю. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие / Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 252 c.
  3. Афанасьев, А. Н. Теоретические аспекты применения современных вычислительных технологий в образовании / А. Н. Афанасьев, Р. П. Иванов. — СПб.: Рипол Классик, 2013. — 320 c
  4. Васильева, В. Н. Интернет-технологии — образованию / В. Н. Васильева, Л. С. Лисицыной. — СПб.: Рипол-классик, 2014. — 541 c.
  5. Дружинина, Т. А. Применение ИКТ во внеурочной деятельности современного учителя / Т. А. Дружинина. — Ростов-на-Дону: Планета, 2014. — 314 c.
  6. Казначевская, Г. Д. Информационные образовательные ресурсы учебного назначения / Г. Д. Казначевская. — Литрес: Дрофа, 2015. — 258 c.
  7. Панюкова, С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / С. В. Панюкова. — Воронеж: Директ-Медиа, 2016. — 348 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ИКТ, деятельность учителя, качество усвоения материала, класс, материал, мультимедиа презентации, образовательный процесс, школьник.


Похожие статьи

Задать вопрос