Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 24.03.2024

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Турыгина, И. Н. Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования / И. Н. Турыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 188-189. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112227/ (дата обращения: 12.05.2024).



Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования и рассматривает задачи и содержание в работе по данному направлению.

Ключевые слова: Федеральная образовательная программа дошкольного образования, театр, театрализованная деятельность, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, дошкольный возраст, воспитатель.

Театрализованная деятельность в детском саду представляет собой возможность развить творческий потенциал ребенка и сформировать его творческую направленность.

Организация театрализованной деятельности в детском саду должна отвечать следующим требованиям: выбор тематики, соответствующей возрасту; ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка; развитие интереса к театрально-игровой деятельности; сотрудничество между детьми и взрослыми.

Реализация Федеральной образовательной программы дошкольного образования также обуславливает актуальность данной темы. Уже с двух лет в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» перед педагогами стоят задачи: пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор); побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм); способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками; развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев; создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых). В этом случае педагог эффективно стимулирует интерес детей к театрализованной игре, создавая условия для ее развития. Он также развивает умение детей наблюдать за ходом действия в различных играх-драматизациях и кукольных спектаклях, которые создаются при участии взрослых и старших детей. Педагог обучает детей подражать типичным действиям персонажей, таким как летающие птички или прыгающий козленок, а также отображать эмоциональное состояние человека через мимику, позы, жесты и движения. Он знакомит детей с основными приемами управления настольными куклами и учит их сопровождать движения простой песней. Педагог вдохновляет детей на использование элементов костюмов (например, шапочек, воротничков и т. д.) и различных аксессуаров в качестве внешних символов персонажей, поощряя их стремление принимать активное участие в игре [2].

Согласно содержанию ФОП ДО, у детей с трех лет педагог активно стимулирует увлечение детей театральными занятиями, познакомив их с различными формами театра, такими как настольный театр, плоскостной театр и театр игрушек, а также обучает детей использованию этих форм в их собственных игровых активностях. Он прививает умение передавать музыкальные и танцевальные особенности персонажей, будь то нежная кошечка, неуклюжий медвежонок или маленькая веселая птичка. Важным аспектом его работы является развитие у детей навыков использования различных головных уборов, воротничков и атрибутов в играх. Педагог поддерживает активное участие детей в играх-драматизациях, содействуя развитию их умения следить за сюжетом. А у детей четырех лет педагог продолжает развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре, путем обучения им более сложным игровым умениям и навыкам. Он помогает развить у детей способность передавать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей. Организация игровых этюдов помогает детям развить восприятие, воображение, внимание и мышление. Педагог учит детей создавать простые представления на основе знакомых литературных и сказочных сюжетов, а также использовать известные выразительные средства, такие как интонация, мимика и жесты. Он также помогает детям чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев и взаимодействовать с другими персонажами. Педагог развивает у детей умение режиссировать игры, создавая для этого специальные условия, такие как место, материалы и атрибуты. Он поощряет детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и разные виды театра. Педагог помогает детям самостоятельно создавать фигурки из глины, пластмассы и пластилина, которые они затем могут использовать в театрализованных играх. Он поддерживает инициативу и самостоятельность детей при выборе ролей, сюжетов и способов воплощения персонажей, а также предоставляет возможности для экспериментов с одним и тем же образом. Педагог также помогает детям чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев и взаимодействовать с другими персонажами. Он способствует разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности, отслеживая количество и характер ролей, исполняемых каждым ребенком. Педагог продолжает использовать возможности педагогического театра для детей, чтобы помочь им накопить эмоциональный опыт, понять комплекс выразительных средств, используемых в спектакле [2].

Согласно содержанию ФОП ДО, на шестом году жизни детей педагог приступает к знакомству с разнообразными формами театрального искусства, такими как кукольный театр, балет, оперное искусство и другие. Он также старается расширить представления детей об основных терминах театра, таких как акт, актер, антракт, кулисы и многие другие. Это помогает развивать интерес детей к миру сцены, создавая атмосферу, где каждый ребенок может проявить свою творческую индивидуальность и инициативу. Педагог также поддерживает формирование различных творческих групп детей и помогает развивать их коммуникативные навыки и партнерские отношения. Кроме того, он стимулирует развитие у детей способности передавать образы с помощью различных средств, таких как речь, мимика, жесты, пантомима и другие. Педагог создает условия для демонстрации результатов творческой деятельности и поддерживает инициативу детей в изготовлении декораций, костюмов и аксессуаров. На седьмом году жизни, педагог, способствуя развитию самостоятельности детей, проводит организацию театрализованных игр. Он поощряет желание детей самостоятельно выбирать литературный и музыкальный материал для театральных постановок, а также развивает инициативу в изготовлении атрибутов и декораций к спектаклям. Педагог развивает творческую самостоятельность и эстетический вкус в передаче образов, преподает отчетливое произношение и использование средств выразительности, таких как поза, жесты, мимика, интонация и движения. Он также стимулирует любовь детей к театру и учит их использовать различные виды театра, такие как бибабо, пальчиковый, театр на ложках, картинок, перчаточный, кукольный и другие. Педагог развивает навыки театральной культуры, знакомит детей с различными театральными профессиями, а также приобщает их к театральному искусству через просмотр спектаклей и видеоматериалов. Он рассказывает о театре и средствах погружения в художественные образы, таких как музыка, слово, хореография, декорации, костюмы, грим и другие, а также помогает детям распознавать их особенности. Педагог обучает детей использованию разных форм взаимодействия с взрослыми в театрализованных играх, развивает их воображение и фантазию в создании и исполнении ролей. Он формирует у детей умение вносить изменения и придумывать новые сюжетные линии в сказках и литературных произведениях, передавая их образы выразительными средствами в играх драматизации и спектаклях. Педагог также учит их выразительно передавать эмоциональное состояние персонажей через действия, мимику, пантомимику и интонацию, а также самостоятельно придумывать детали костюмов. Он формирует у детей умение действовать и говорить от имени разных персонажей, а также сочетать движения театральных игрушек с речью. Педагог вносит вклад в развитие детей путем анализа сыгранных ролей и просмотренных спектаклей [2].

Учет требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования является важным фактором для успешной работы в данном направлении. С последовательным выполнением требований программы и оптимальной организацией работы, дошкольное образование может положительно влиять на развитие ребенка и подготовить его к школе и дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // Судебные и нормативные акты РФ URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 20.02.2024).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 20.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагог, дошкольное образование, театрализованная деятельность, детский сад, Федеральная образовательная программа, игра, интерес детей, театральное искусство, эмоциональное состояние героев.


Похожие статьи

Задать вопрос