Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 10.03.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Рыженко, Ю. О. Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы / Ю. О. Рыженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111889/ (дата обращения: 10.05.2024).



Мы живем в век открытий, социально-экономических и политических преобразований, и поэтому от каждого человека требуется поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией — креативно .

Мы должны разводить два понятия: креативность и одарённость. Важно знать, что не все одарённые дети креативны. Одарённость — это лишь потенциал. Многие одарённые дети с лёгкостью достигают требуемых результатов и не видят стимулов двигаться дальше. Развитие в обучающихся креативной личности становится одной из важных задач современной школы.

Русский язык в школе — это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности.

Рассмотрим несколько приемов, ориентированных на формирование креативного мышления у школьников:

Метод «Ассоциации»

Оптимально задание при закреплении понятия, характеристики героя. Ученики выбирают какое — либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по очереди начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основание для сравнения. Задача — привести убедительное сравнение, повторяться нельзя. Пример: «Дорога — похожа на ленту (длинная и гладкая), на змею (также извивается), на провода (проводят поток машин)».

Приём «Судейское заседание»

Можно использовать на уроках литературы присоставлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Правда-неправда»

Учитель называет фразы, а ученики должны определить среди них ошибочные:

1) Правда ли, что в предложении «Вы сегодня сажали деревья?» есть обращение?

2) Правда ли, что деепричастный оборот обособляется всегда?

3) Верно ли утверждение, что обращения не являются членами предложения?

4) Можно ли утверждать, что в предложении «Андрей бежал навстречу другу сломя голову» есть производный предлог?

5) Верно ли, что слово «РОСТОК» — исключение?

6) Правда ли, что деепричастный и сравнительные обороты в предложении являются обстоятельствами?

7) Верно ли, что твердый знак пишется на конце корня?

8) Правда ли, что в слове «ДЕРЕВЯННЫЙ» пишется НН?

9) Правда ли, что в предложении «Максим, по всей вероятности, сегодня опять опоздает» есть обращение?

Метод «Закрой окошко»

Учитель показывает карточки со словами, в которых пропущены буквы на одну и ту же орфограмму, а также это могут быть словарные слова.

Учащиеся поднимают заранее заготовленную карточку с буквой, которую надо вставить и тогда окошко «закрывается», и нужная буква ставится на свое место.

G:\Мои выступления\для папки\новое\5551a47a-523b-458d-9ba5-fd1fe25b48ab фото.jpg

Прием «кластер («гроздь», «солнечная система»)»

Кластер — (от англ. — cluster- гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Главное: в работе над кластерами соблюдать следующие правила:

  1. Дать волю воображению и интуиции и не бояться записывать все, что приходит на ум.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Использовать этот приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.

Также можно привлечь учителей информатики, которые на своих уроках научат ребят оцифровать свои конспекты в таблицы, презентации, графики и схемы.

Существует еще очень много различных приемов, но все они помогут учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни, т. е. способствуют формированию функциональной грамотности.

Основные термины (генерируются автоматически): Правда, слово.


Похожие статьи

Задать вопрос